О чем договорились финансисты G20

Министры финансов G20 обсудили состояние мировой экономики, вопросы продовольственной безопасности, а также договорились о механизмах оценки дисбалансов в экономиках стран

О чем договорились финансисты G20
Фото: Reuters

Москва. 16 апреля. INTERFAX.RU - Министры финансов и главы Центробанков G20 в ходе встречи в Вашингтоне определили основные принципы оценки устойчивых дисбалансов в экономиках стран.

На предыдущей встрече в феврале финансовая G20 утвердила перечень индикаторов для оценки экономик стран, куда вошли, в частности, показатели госдолга, дефицита бюджета, уровня личных сбережений, частного долга. "Для того чтобы закончить первый шаг, мы определили принципы, согласно которым будет оцениваться каждый из этих индикаторов", - говорится в коммюнике по итогам апрельской встречи.

Так, предлагается использовать четыре подхода, один из которых, структурный, основывается на экономических моделях и экономической теории. При этом подходе каждая из стран G20 сопоставляется с определенным индикатором таким образом, чтобы принимать во внимание ее специфические особенности. Также выделяются подходы, оценивающие страны G20 на основании их национального исторического развития, сравнительного анализа с другими странами, находящимися на сопоставимых этапах развития, и подход, который предполагает оценку страны по доле национальных показателей в общем объеме G20.

В целом предполагается два этапа оценки экономик стран. Как пояснил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, "сначала мы проведем первый этап анализа всех стран, в результате которого будет выявлено примерно шесть стран, которые будут проходить второй этап". По его словам, это будут страны, которые "больше всего вносят изменения в дисбаланс, примерно это означает большое сальдо положительное или отрицательное счета текущих операций платежного баланса". Как отмечается в коммюнике, доля страны, экономику которых будут анализировать более глубоко в рамках второго этапа, должна превышать 5% общего ВВП G20.

Министры финансов также договорились к следующей встрече подготовить предупреждающие меры, которые в 2011 году составят план действия по обеспечению сильного, устойчивого и сбалансированного роста. Данная тема будет обсуждаться лидерами на Каннском Саммите.

Состояние мировой экономики

Министры финансов G20 также обсудили состояние мировой экономики. Они отмечают, что восстановление глобальной экономики становится более устойчивым, более самоподдерживающим, с резким ростом спроса со стороны частного сектора, однако риски сохраняются.

"Мы договорились сохранять бдительность и принимать меры, направленные на укрепление восстановления и снижение рисков", - отмечается в документе.

Финансовая G20 указывает на то, что события в некоторых странах Ближнего Востока и Северной Африки, а также в Японии увеличили экономическую неопределенность и ценовое давление на энергоносители. При этом они отмечают, что существуют адекватные дополнительные мощности для удовлетворения глобального спроса на энергоносители.

Потоки капитала

Также финансовая G20 договорилась для усиления международной монетарной системы сосредоточится в краткосрочной перспективе на оценке событий в сфере глобальной ликвидности и анализа страновых различий в формировании национальных резервов, усилить координацию, чтобы избежать беспорядочных перетоков капитала и перекосов обменных курсов. Страны договорились выработать критерии расширения корзины SDR и улучшить набор инструментов для усиления глобальной финансовой безопасности.

Кудрин отметил, что пока по вопросам регулирования потоков капитала министры не смогли придти к конкретным решениям. "Сохраняются разные позиции, продолжается работа в этом направлении", - сказал он.

Министр пояснил, что в выработанных на данный момент G20 и МВФ рекомендациях большое внимание уделяется защите стран с формирующимися рынками от избыточной мировой ликвидности и спекулятивного капитала. В отношении же стран, являющихся эмитентами этой ликвидности, рекомендации прописаны недостаточно.

Ряд стран с развивающимися рынками, несмотря на то, что рекомендации не являются обязательными к исполнению, считают их избыточными и ненужными. "В первую очередь Бразилия против такого рода рекомендаций", - сказал министр. По его словам, Россия относится к этому более спокойно, считая, что рекомендации не ограничивают страны.

Вместе с тем российские власти также согласны с мнением, что в рекомендациях существует перекос и нужно усилить ответственность эмитентов валюты.

Также Кудрин отметил, что в рамках регулирования финансовых рынков, надзора за ними была проведена работа по анализу производных инструментов, выявлению системных банков, которые в период кризиса могут оказаться слишком большими, чтобы их банкротить. В отношении таких банков, считает он, должна быть проведена работа "по анализу, что это за банки, как предотвратить такое особое положение таких банков, когда приходится их спасать за счет средств налогоплательщиков. Работа в отношении такого рода системных банков продолжается. В целом большинство склоняется к тому, что такая работа нужна, выявление таких банков требуется, заметил министр.

Продовольственная безопасность

Министры финансов G20 также обсудили вопросы продовольственной безопасности и снижения волатильности цен на продовольственные и сырьевые товары. При этом окончательных рекомендаций не выработано, министры ожидают их от международных организаций, в частности, в сфере управления рисками и мерами, направленными на снижение волатильности цен.

Как сообщил Кудрин, Россия является сопредседателем в рабочей группе по изучению волатильности цен на сырьевые и сельхозтовары. "Изучение этого вопроса будет продолжено. Мы хотим найти меры, которые снизят волатильность и спекулятивность таких цен, потому что все от этого страдают", - сказал министр. "Сейчас страдают от высоких цен мировая экономика, потом пострадают те страны, которые производят эту нефть, когда цену упадут. Это избыточная ликвидность, она все вносит ложные ориентиры", - отметил он.

По словам министра, первая группа предлагаемых мер касается "прозрачности изучения баз данных: сколько таких ресурсов и сколько их потребление, создание баз данных, стандартов открытости". Вторая группа мер касается вопросов инвестиций в производства, в том числе в производство сельскохозяйственной продукции.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });