В очереди в утиль

Программа грузового автохлама может подстегнуть продажи и производство грузовиков, как это было в случае с легковыми автомобилями. А рынок легковых авто даже после прекращения программы утилизации будет продолжать расти, считают в агентстве "Автостат"

В очереди в утиль
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 15 марта. FINMARKET.RU - Опробованная на легковых автомобилях программа утилизации старых машин закончится в текущем году и пока ее не планируется продлевать. Но полезный опыт поддержки автопрома не пропадет даром: Минпромторг обещает запустить аналогичную программу для грузовиков уже в следующем году. Эксперты считают, что и эта программа будет иметь успех, и ее основными бенефициарами станут российские автопроизводители большегрузов.

Программа-2012 для больших

Министерство промышленности и торговли РФ в рамках программы обновления парка коммерческих автомобилей, которую планируется запустить в 2012 году, рассматривает два варианта стимулирования продаж грузовых автомобилей, сообщил директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения министерства Алексей Рахманов журналистам в кулуарах автофорума, организованного институтом Адама Смита.

По его словам, по грузовикам рассматривается вариант обновления автопарка за счет помощи малому и среднему бизнесу, а также лизинговые схемы, в том числе с участием государственных лизинговых компаний. А.Рахманов также сообщил, что по автобусам планируется использовать программу софинансирования из регионального и федерального бюджетов.

Сроки старта программы по утилизации грузового автохлама остались прежними. "2012 год - это для нас ориентир. Форма программы в стадии окончательного обсуждения", - сказал он, отвечая на вопрос о сроках запуска программы обновления парка коммерческих автомобилей в России.

Ранее А.Рахманов пояснял, что по грузовикам программа будет похожа на программу утилизации по легковым автомобилям, но с учетом специфики грузового транспорта. В частности, размер премий может составлять 10-15% от стоимости транспортного средства.

Как уже сообщалось, Минпромторг планировал включить в программу утилизации грузовых автомобилей продукцию ОАО "КАМАЗ", завода "ГАЗ", "Урал", "ЗиЛ" и российских предприятий Volvo Truck, Scania и Isuzu. Разработчики данной программы планируют, что ежегодно в утиль будет отправляться 38 тысяч грузовиков.

Эксперты не исключают, что программа грузового автохлама может подстегнуть продажи и производство грузовой автотехники, как это было в случае с легковыми автомобилями.

"Учитывая тот факт, что программа распространяется на автомобили отечественного производства или собранные в режиме промсборки, то предполагаемые 38 тысяч машин будут собраны на территории РФ. Соответственно, это и будет минимальным приростом производства и продаж в 2012 году", - отметил в своих комментариях к планам Минпромторга аналитик агентства "Автостат" Азат Тимерханов.

При этом он не исключил, что возможен вариант, когда программа утилизации грузового автохлама может стать дополнительным катализатором для всего рынка, как это было с утилизацией легковых авто, вследствие чего продажи, а, следовательно, и выпуск грузовиков, могут вырасти в большей степени.

Плоды этой программы будут пожинать, в основном, российские производители. Размер премии, которую государство заплатит за утилизацию, составит около 15% средней стоимости грузовика - 115 тысяч рублей за среднетоннажный и 270 тысяч рублей за тяжелый грузовик, то есть средняя стоимость грузовиков - 770 тысяч и 1,8 млн рублей, соответственно, подсчитали в "Автостате". В этот ценовой интервал попадают многие модели российских автопроизводителей, поэтому для них программа окажется наиболее эффективной, в первую очередь, это относится к КАМАЗу, предложения которого и легли в основу утвержденной госпрограммы. Как отмечает аналитик агентства, вероятнее всего, КАМАЗ и станет основным бенефициаром программы, потому как готов предложить покупателям широкий выбор недорогих моделей, пусть и менее качественных, но зато более доступных, чем у иностранных конкурентов. "Вспомните, как у АвтоВАЗа по программе утилизации огромным спросом стала пользоваться дешевая "классика". Здесь будет то же самое: что дешевле, то и будет более востребованным", - указывает Азат Тимерханов.

Легковой автохлам: хорошее когда-нибудь кончается

Программа утилизации старых легковушек оказала достаточно эффективное влияние на авторынок, который в 2010 году вырос почти на треть, но стимул оказался не вечен. Программа, продлеваемая дважды, будет завершена в 2011 году. Как рассказал А.Рахманов, Минпромторг планирует к апрелю завершить выдачу сертификатов по программе автоутилизации. "В настоящее время выдано 487 тыс. сертификатов", - сказал он, уточнив, что всего планируется выдать 500 тыс. "О продлении программы пока речи не идет", - заявил представитель Минпромторга.

По словам А.Рахманова, выдачу автомобилей по сертификатам планируется завершить в течение 2-3 месяцев после окончания выдачи сертификатов, а выплаты дилерам могут быть завершены до сентября.

Комментируя вопрос по поводу влияния на продажи автомобилей после завершения программы, он сказал, что рынок не должен почувствовать плавного ее окончания.

С тем, что рынок не схлопнется согласны и в агентстве "Автостат". "Что касается 2011 года, то экономический климат в стране изменился в лучшую сторону, цены на нефть растут, смягчаются условия автокредитования. К тому же, по планам Минпромторга, программа утилизации легковых авто должна плавно завершиться к осени, когда, как ожидается, будут отгружены последние машины по утилизационным сертификатам. Одним словом, рынок набрал ход и это позволяет рассчитывать на его дальнейший рост. Даже несмотря на то что программа утилизации будет свернута, рынок продолжит расти, но темпы его роста замедлятся. В этом и будет заключаться реакция рынка", - заметил Азат Тимерханов.

На то, что реакция рынка на окончание программы может быть достаточно болезненная, указывали ранее в компании PricewaterhouseCoopers (PwC). Эксперты PwC ожидали падения продаж новых легковых автомобилей в России после завершения III этапа программы утилизации старых машин, как это уже было в Германии (там продажи рухнули на 25-30%).

Программа стимулирования продаж за счет премий за утилизацию старых автомобилей действует в России с марта 2010 года. В целом продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) за прошлый год выросли на 30% и достигли уровня свыше 1,9 млн машин. По данным Минпромторга, по утилизационным скидкам было продано 280 тысяч новых автомобилей, что обеспечило 15,8% российского авторынка.

Хроники событий
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });