Рекордная добыча, нестабильные налоги
Итоги 2010 года для нефтегазового сектора удовлетворили Владимира Путина. Между тем, признал глава правительства, налоговая система "от случая к случаю" неэффективна
Москва. 10 февраля. FINMARKET.RU - Премьер-министр РФ Владимир Путин провел выездное совещание в Санкт-Петербурге по итогам работы нефтегазовой отрасли в 2010 году. Результаты прошлого года премьера удовлетворили: добыча нефти достигла максимального показателя в 505 млн тонн, выросла добыча газа, полным ходом шло освоение крупных нефтяных и газовых месторождений, было запущено месторождение им. Ю.Корчагина на шельфе Каспийского моря, налажены поставки нефти в страны АТР, выведен на полную мощность завод по производству СПГ, активизировано освоение российского шельфа. Впрочем, провести совещание только на мажорной ноте не удалось. Холодным душем прозвучали требования об ускорении работы над новой налоговой системой для нефтяной отрасли и признание факта бесконтрольно растущих цен на топливо.
Добыча в 505 млн тонн - удержать любой ценой
Еще полгода назад представители Минэкономразвития и Минэнерго делали осторожные предположения о том, что добыча нефти может вырасти по итогам 2010 года на 1,5% - до 499 млн тонн. Уровень добычи в 505 млн тонн, похоже, потряс российских чиновников.
"Мы впервые, впервые! вышли на уровень добычи 505 млн тонн в год, и это самый лучший показатель в мире: Россия сегодня занимает 1-е место в мире по добыче. Это как раз тот оптимальный объем, который покрывает и внутренние, и экспортные потребности ", - ликовал премьер-министр, выступая на совещании. "И такой уровень добычи нефти мы должны удерживать в предстоящие годы. Удерживать!" - распорядился глава правительства.
Впрочем, следует помнить, что рекордный показатель был достигнут только за счет полномасштабного освоения месторождений в Восточной Сибири, таких как Ванкорское, Талаканское, Верхнечонское. Новых аналогичных проектов, способных компенсировать падение добычи в Западной Сибири, пока нет. Большинство новых проектов, таких как освоение Юрубчено-Тохомской зоны или месторождений Ямала и севера Красноярского края, при нынешней налоговой системе малорентабельны. А значит необходимо очередное изменение налоговой системы РФ, перерасчет планов компаний и построение новых экономических моделей для государства. В правительстве от этой идеи не отказываются. Однако насколько оправдано постоянное изменение налоговой системы и позволит ли оно, в конечном счете, оказать положительный эффект для нефтяной отрасли, никто всерьез, похоже, не задумывался.
Налоги как флюгер - куда ветер, туда и они
Сетования на тяжелое налоговое бремя, которое вынуждены нести нефтяные компании, уже стали своеобразной притчей во языцех. Казалось, что жалобы нефтяников и их угрозы провалить перспективные проекты, были услышаны чиновниками. Минэнерго и Минфин в начале 2010 года стали в один голос заявлять, что приступили к подготовке новой системы, которая позволит перераспределить налоговую нагрузку с выручки на прибыль. Такая система будет облагать налогами дополнительные доход и одновременно исключит взимание таких налогов как НДПИ и экспортная пошлина. Заработает система НДД уже с 2012 года. Около полугода компании строили планы, исходя из возможности введения НДД для нефтяной сферы.
Позже, пересчитав доходы в бюджет, чиновники решили перевести на НДД только новые нефтяные проекты. В середине 2010 года Минфин признался, что дыры в бюджете вынуждают государство при переходе на НДД для новых проектов сохранить НДПИ и экспортную пошлину на нефть. Компании снова пересмотрели бизнес-планы на среднесрочную перспективу.
В конце прошлого года Минфин выступил с новым предложением об уравнивании экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты. Все объяснялось просто: пошлина на нефть к концу 2010 года достигала $303,8 за тонну, пошлина на светлый вид топлива составлял 67% от пошлины нефти, на темные - 52%. Именно эта разница делала экспорт дешевых темных нефтепродуктов более выгодным, чем экспорт качественных бензинов и дизельного топлива, и уже тем более нефти. В декабре 2010 года правительство распорядилось постепенно уравнивать пошлины на нефтепродукты, причем так, чтобы к 2013 году прийти к единому коэффициенту для темных и светлых нефтепродуктов в размере 60% от пошлины на нефть. Мера анонсировалась в течение нескольких месяцев прошлого года, поэтому нефтяные компании успели снова скорректировать свои программы и бюджеты с учетом данного решения.
Но уже в январе этого года Минэнерго сообщило, что готово снова изменять налоговый режим. Теперь ведомство призывает отказаться от постепенного уравнивания пошлин на нефтепродукты. Вместо этого Минэнерго предлагает просто повысить уровень пошлинных изъятий на темные нефтепродукты до уровня пошлин на светлые нефтепродукты - то есть сделать так, что бы пошлины на качественные и на некачественные виды топлива были одинаковыми и достигали 66% от пошлин на нефть. В качестве компенсации компаниям Минэнерго предлагает незначительно снизить пошлину на саму нефть. Министерство заверило, что такая система устраивает всех: и чиновников, которые обеспечат рост поступлений в бюджет, и нефтяников, которые смогут перераспределить инвестиции в добывающие проекты. Такая система, по расчетам Минэнерго, может быть введена уже в этом году.
Вот только незадача - это будет, по меньшей мере, шестое изменение налогового режима за последние три года. Тут и простому налогоплательщику понятно, что при таком непостоянстве системы ни один бизнес-план, ни одна задача, даже такая благая, как поддержание нефтедобычи на рекордном уровне, не может быть выполнена.
Впрочем, похоже, нефтяники смогли донести эту идею до правительства. В.Путин, впервые с начала кризиса 2009 года, вынужден был признать - налоговая система "от случая к случаю" неэффективна. "Считаю, что дискуссия вокруг налогов явно затянулась (. . .) Это мешает компаниям выстраивать долгосрочные стратегии и планы", - сказал он на совещании. В ответ глава Минэнерго Сергей Шматко был вынужден в очередной раз пообещать, что уже в этом квартале ведомство подготовит проект новой налоговой системы. Будет ли он окончательным и незыблемым, министр не уточнил.
Завышать цены - это нехорошо
Впрочем, нестабильность налоговой системы не стала основной дискуссией на прошедшем совещании. Недоумение у правительства вызвал рост цен на топливо, наблюдавшийся в России последнее несколько месяцев. Так, по данным Федеральной антимонопольной службы, рост цен на зимнее дизельное топливо только с октября 2010 года по конец января 2011 года составил 53%, цены на авиакеросин за это же время выросли более чем на 30%.
Как можно объяснить народу, почему в стране, где добыча нефти бьет мировые рекорды и полностью обеспечивает внутренний рынок необходимым сырьем, цена топлива постоянно растет? Никакие доводы о нестабильной налоговой системе, высоких налоговых изъятиях от экспорта нефти и необходимости получения доходов от внутренней переработки, больших затратах на транспортировку нефти, тут не помогут. Так что на совещании правительство прибегло к самому надежному и проверенному способу - вкрадчивому и популярному внушению нефтяникам, что завышать цены - это нехорошо.
"Минэнерго и другие ведомства сейчас ведут работу по стабилизации рынка. Взаимодействуют с нефтяными компаниями, в результате такой работы ряд компаний уже позитивно отреагировали. "Сургутнефтегаз", например, снизил цены, "Роснефть", "ЛУКОЙЛ" снизили цены. Вместе с тем нет реакции ни от "Газпром нефти", ни от ТНК-BP. Если есть, что сказать, то просил бы это прямо сейчас и сделать", - увещевал в ходе совещания В.Путин. Одновременно от дал разрешение ФАС на проведение новой волны расследований в отношении нефтяных компаний, повышающий цены на топливо на заправках. "Считаю, что действовать нужно более активно. Надо навести порядок", - сказал премьер.
Нефтяники намек поняли. Сразу после совещания "Газпром нефть" и ТНК-ВР почти одновременно сообщили, что со среды 9 февраля снижают цены на дизельное топливо. ТНК-ВР даже время указала - с 21:00 мск. Поняла намек и ФАС. Примерно через два часа после завершения совещания служба объявила, что начинает новую волну расследований против "Газпром нефти", "Роснефти" и "ЛУКОЙЛа". "Служба усматривает в действиях компаний такие признаки нарушения, как установление и поддержание монопольно высоких цен, изъятие товара из обращения, результатом которого явился рост цен, создание дискриминационных условий в отношении поставок топлива компаниям, входящим в группу лиц вертикально интегрированных НК по сравнению с не входящими в одну группу лиц", - говорится в сообщении ФАС. Оперативность нефтяников и службы настораживает и заставляет задуматься, подразумевают ли они под собой конкретные действия. Или же через год правительству снова придется разбираться, почему налоговая система нестабильна, а цены на заправках по-прежнему растут.
/Финмаркет/