Российский шельф: находка или ловушка

Российские компании приглашают в проекты по освоению шельфа иностранные корпорации. Но даже это не гарантирует успех - российский шельф по-прежнему мало изучен

Российский шельф: находка или ловушка
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 3 февраля. FINMARKET.RU - Тема освоения российского шельфа стала в последнее время модной, особенно после того, как "Роснефть" заключила несколько соглашений: с британской ВР, американскими Chevron и ExxonMobil по разработке проектов в акваториях Карского и Черного морей. Однако насколько успешным и долгосрочным окажется сотрудничество иностранных компаний и "Роснефти" пока сказать сложно, ведь российский шельф по-прежнему мало изучен.

Прописные истины

Площадь российского шельфа достигает 6,2 млн кв. км, что составляет порядка 20% от общемировых показателей шельфовой зоны. По расчетам еще советских геологов, он таит в себе несметные залежи нефти и газа в объеме около 90-100 млрд тонн у. т. Но на деле большая часть залежей не подтверждена. Бурение на шельфе проводилось точечно, лишь по отдельным участкам, а реализованных проектов (то есть месторождений, на которых ведется добыча) можно по пальцам пересчитать: "Сахалин-1", "Сахалин-2" на шельфе Охотского моря, месторождение им. Корчагина на Каспии и проект Д-6 на Балтике.

Шельф из-под палки

Несмотря ни на что, радужные перспективы открытия гигантских нефтегазовых месторождений и успех зарубежных компаний в освоении морей манили российских чиновников, как сокровища восточных сказок. В 2006 году правительство предоставило государственным компаниям неслыханный карт-бланш - оно ограничило доступ к шельфу иностранных, частных и государственных компаний без пятилетнего опыта работы на российском шельфе. Следуя этим ограничениям, право развивать морские проекты получили только две компании: "Газпром" и "Роснефть". По мнению чиновников, это должно было стимулировать госкомпании вести работы на шельфе. Но корпорации, номинально разделив шельф между собой по принципу "Газпрому" - газ, "Роснефти" - нефть, не стремились самостоятельно вести работы в этом секторе.

Как позже признавались в Роснедрах, госкомпании приходится силой загонять работать в море. Ведомство готово предоставлять лицензии на шельф, однако компании неохотно подают заявки. "У них нет ни достаточного объема средств, необходимого для освоения шельфа, ни особого желания ввязываться в это", - говорил в мае представитель Роснедр.

Нежелание госкомпаний инвестировать в шельфовую геологоразведку понятны: большая часть морских проектов на территории РФ можно отнести к крайне сложным. Баренцево, Печорское, Карское и Охотские моря находятся в зоне с тяжелыми климатическими условиями, высокими экологическими рисками и отсутствием какой-либо инфраструктуры. Глубоководное Черное море насыщено токсичным сероводородом, концентрация которого у дна достигает 9,6 млг/л (при смертельной дозе в 1 млг/л). Мелкое Азовское море обладает сложной системой подводных течений, да и серьезных ресурсов нефти там не выявлено. Российский участок Каспийского моря практически весь распределен еще с начала 2000-х годов.

Ни одна российская компания самостоятельно не вела работы по добыче углеводородов в таких условиях, поэтому и не обладает ни соответствующим опытом, ни инженерными исследованиями. Ситуация осложняется отсутствием современных научных наработок, методик поиска и реализации сложных технологических решений как в самих НК, так и в российских ВНИИ и подрядных организациях. Кроме того, следует учитывать, что данные о геологическом строении шельфа и наличии ресурсов серьезно устарели. Обновления геологической информации в связи с реорганизацией геологических служб и сокращением государственного заказа на геоизыскательские работы, особенно в морских акваториях, практически не происходит, а это усиливает геологические риски при освоении шельфа.

Коварство шельфа

Выходом из ситуации, по мнению чиновников, может быть приглашение в проекты иностранных компаний в качестве миноритарных партнеров. Но даже это не гарантирует успех. Так, в середине 2008 года "Роснефть" и корейская KNOC не получили перспективных результатов при бурении на Западно-Камчатском блоке на камчатском шельфе Охотского моря.

Провальным оказались и проекты "Роснефти", и британской ВР: "Сахалин-4" и "Сахалин-5" на шельфе Охотского моря. В марте 2009 года компании после бурения двух "сухих" скважин сдали в Роснедра лицензию на Западно-Шмидтовский участок ("Сахалин-4"). Через год они отказались и от соседнего Восточно-Шмидтовского участка ("Сахалин-5"). Запасы Кайгано-Васюканского проекта "Сахалин-5" по итогам бурения одной скважины составили всего 16,1 млн тонн. Это вряд ли можно назвать коммерчески рентабельными запасами.

Не было открыто крупных запасов на Венинском месторождении проекта "Сахалин-3" в Охотском море, который компания разрабатывает совместно с китайской Sinopec. По данным на середину 2010 года, запасы этого месторождения составили лишь 49 млрд кубометров газа.

Тяжело идет работа по конкретным шельфовым проектам и у "Газпрома". Компания несколько лет подряд из-за многочисленных инженерных недоработок откладывала запуск Приразломного месторождения в Баренцевом море. Последний срок запуска - середина 2011 года. В начале прошлого года "Газпром" вместе с иностранными партнерами - Total и Statoil - признался, что в связи с падением спроса на газ вынужден отложить на 3 года начало добычи газа на Штокмановском месторождении в этом же регионе.

Недовольство иностранцев

Введение ограничений по доступу к российскому шельфу породило волну недовольства со стороны иностранных компаний. Одни, как Exxon Mobil, делали заявления, что готовы работать в России только как операторы, участвуя во всей цепочки реализации проекта: от геологоразведки и добычи, до маркетинга и продажи продукции. Другие, как PetroVietnam, недоумевали, почему их российский госпартнер - "Зарубежнефть", несмотря на весь его опыт, лишен права работать в российской акватории, а значит не может предоставить им долю, пусть и миноритарную, в шельфовых проектах.

Но даже те компании, которым удавалось выйти на российские морские просторы, были, по мнению рынка, недовольны сотрудничеством. Больше всех пострадала KNOC. В проекте с "Роснефтью" KNOC профинансировала геологоразведочные работы, включая бурение поисковых скважин. Из-за затянувшегося согласования с госструктурами партнеры не смогли выполнить в срок требование лицензии по бурению второй скважины и потеряли право на разработку. Этим блоком заинтересовался "Газпром", который почти сразу добился перевода участка на свой баланс. Но приглашать KNOC в этот проект он не спешил. Корейская компания несколько раз поднимала вопрос о компенсации затрат или своем повторном участии в этом проекте, однако он так и не был решен.

Периодически появлялась информация о том, что другие иностранные компании рассматривают возможность выхода из подобных проектов. Так, в 2009 году заговорили о том, что ВР хочет покинуть "Сахалин-4" и "Сахалин-5". В начале 2010 года активизировались слухи, что Sinopec поднимает перед "Роснефтью" вопрос о нерентабельности освоения Венинского месторождения и о возможности компенсации затрат на его разведку. Правда, официально эта информация не подтверждалась. Компании публично уверяли, что будут продолжать работу над этими проектами.

Политическая составляющая

Решения о привлечении той или иной компании для работы на шельфе принимаются кулуарно на высшем уровне. Например, соглашение между "Роснефтью" и Chevron о разработке Западно-Черноморского блока в июне 2010 года проходило в присутствии премьер-министра РФ Владимира Путина. Он же дал добро и на соглашение "Роснефти" с ВР на освоение Восточно-Приновоземельных участков на арктическом шельфе.

А вот "Газпром" неоднократно заявлял, что готов работать с иностранным партнерами по проекту "Сахалин-3", но только при условии некоего обмена активами. Какими активами и в каких регионах - никогда не уточнялось. Но возможного партнера по этому проекту - англо-голландскую Shell - "Газпром" представил российскому премьер-министру еще летом 2009 года.

При этом иностранным компаниям, как правило, предлагается брать все геологические и финансовые риски на себя под обещания будущих запасов, которые, как показывает практика, еще не факт, что будут открыты.

Активизация

В течение последнего года "Роснефть" заключила сразу четыре соглашения с мировыми нефтегазовыми компаниями по освоению российского шельфа.

Осенью 2010 года китайской CNPC пообещали проект освоения участков на магаданском шельфе Охотского моря. В январе 2011 года "Роснефть" и ВР договорились о стратегическом альянсе, основанном на обмене акциями и работе на трех участках в Арктике. А по двум участкам в Черном море (Западно-Черноморский блок и Туапсинский прогиб) "Роснефть" заключила соглашения с Chevron и Exxon Mobil.

Кроме того, "Роснефть" несколько раз намекала, что может заключить некое соглашение и с Shell. Ожидания рынка недавно поддержал и исполнительный директор Shell Питер Возер. По его словам, компании "обсуждают потенциальное сотрудничество в сфере разведки".

У госкомпании остался "не пристроенным" Южно-Русский участок на шельфе Печорского моря. Ресурсы участка небольшие - 21,8 млн тонн нефти и 49,2 млрд кубометров газа, однако по данным Минприроды, "Роснефть" подала в Роснедра еще 10 заявок на предоставление участков на шельфе Баренцева и Печорского морей. На данный момент по этим заявкам идет процесс подготовки к лицензированию.

Не в службу, а в дружбу

Сотрудничество с иностранными компаниями обеспечивает поддержку "Роснефти", а значит и российскому правительству, в том числе, на международной арене. Кроме того, оно позволяет проводить геологоразведку сложных проектов за счет иностранных инвестиций. Впрочем, такое сотрудничество выгодно и зарубежным партнерам. Именно Россия после аварии на платформе ВР в Мексиканском заливе оказала британской компании серьезную поддержку. Соглашение с "Роснефтью" стала для BP первой сделкой по приобретению активов после событий в Мексиканском заливе.

А вот удастся ли иностранным компаниям открыть на шельфе несметные запасы нефти и газа пока остается открытым. Ведь до сегодняшнего дня в Карском море и на магаданском шельфе Охотского моря никто бурения не проводил, не велись поисковые работы и на шельфе Черного моря.

Следует отметить, что соглашения касаются, в первую очередь, нефти, цена на которую в последнее время только растет. По ожиданиям экспертов, спрос на нефть в среднесрочной перспективе также будет расти, а значит, наличие новых проектов в РФ будет положительно сказываться на капитализации мировых компаний. Российские же частные компании, которые тоже заинтересованы в повышении капитализации и получения доступа к новым ресурсам, продолжают попытки выхода на шельф, в том числе, и через сотрудничество с госкорпорациями.

Новости по теме

Роснефть + ВР = Bolshoi Petroleum

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });