Who is mister Ivanov?
Среднестатистический представитель российского среднего класса - "господин Иванов" - имеет высшее образование, владеет собственной квартирой площадью 60 кв. м и крайне консервативен в вопросе инвестиций. Таковы данные исследования ИК "Тройка Диалог"
Москва. 28 января. FINMARKET.RU - Армия россиян, вписывающихся в определение "средний класс", весьма многочисленна. Как говорится в обзоре ИК "Тройка Диалог", если сфокусироваться на ВВП на душу населения, то глобальному стандарту в примерно $500 дохода по паритету покупательной способности в этом году будут соответствовать 55% населения или 78 млн человек. Даже если взять в качестве "проходной" вдвое большую сумму - $1000 - к российскому среднему классу можно будет отнести каждого пятого (22%) - 31 млн человек. Кто эти люди и чем они живут? Чтобы ответить на эти вопросы, авторы исследования опросили 2000 человек в возрасте от 25 до 45 лет, проживающих в 150 крупных городах России, фокусируясь, в первую очередь, на среднем классе. Типичных представителей этой прослойки общества они окрестили "господин и госпожа Ивановы".
Ивановы, кто они?
В семье участников опроса в среднем 3,5 человека, более трети (35%) респондентов не имеют детей. На семьи с детьми приходится в среднем 1,4 ребенка, многодетные ячейки общества (трое детей и более) - по-прежнему редкость.
Более 30% участников опроса заявили, что не владеют иностранными языками. Самым популярным языком у российского среднего класса является английский - некоторые знания в этой области имеют 63% респондентов. Этот язык также изучают 63% детей.
Подавляющее большинство (79%) участников опроса имеют высшее образование или являются студентами. Говоря о религии, 77% респондентов заявили, что являются православными, атеистами назвались лишь 13% участников опроса.
Примечательно, что абсолютное большинство респондентов (96%) идентифицируют себя в качестве представителя среднего класса.
Наибольшую обеспокоенность у Ивановых вызывает инфляция (в этом признаются более 50% респондентов), далее следуют безработица (около 30%). Переживания за рост российской и мировой экономики являются не слишком частым явлением.
Отвечая на вопрос о том, каким должно быть стратегическое направление России в будущем, 69% респондентов заявили, что страна должна следовать собственным путем. Еще 21% участников опроса отметили, что РФ должна обратить свой взгляд на Запад, 9% предпочли Восток.
Где они работают и как зарабатывают?
В семье Ивановых средний доход на человека составляет $1100 в месяц по паритету покупательной способности, в соответствии с чем они комфортно вписываются в определение среднего класса.
Говоря о своих доходах в 2010 году, участники опроса не пришли к общему мнению: одна половина респондентов заявила об их снижении по сравнению с 2009 годом, другая - о росте. В отношении перспектив на год текущий Ивановы проявили больше оптимизма - в среднем рост зарплат ожидается на уровне 9%.
В каких отраслях работают представители российского среднего класса? Как выяснили авторы исследования, лишь 21% из них трудятся на производстве, еще 28% - в сфере услуг.
При этом половина респондентов трудоустроена в средних (30%) и мелких (19%) компаниях. Еще 18% работают в органах госуправления, 14% - в крупных компаниях, 3% - в госкомпаниях, 2% - в иностранных организациях. Кроме того, 14% представителей российского среднего класса являются безработными.
Где они живут?
Ивановы живут в квартире площадью 60 кв. м. Учитывая размер их семьи, на человека в среднем приходится немного места - 16 кв. м (в США, например, 40 кв. м).
Большинство (82%) участников опроса живут в доме, принадлежащем им или одному из членов их семей - этот показатель намного выше, чем в большинстве стран. Лишь 12% арендуют жилье и только 1% респондентов в настоящее время живет в квартире, предоставленной работодателем.
В большинстве домов есть по крайней мере один компьютер (в среднем - 1,4 компьютера на семью).
Ивановы имеют множество планов на ближайшее время в отношении своего жилья. Учитывая небольшой размер их квартиры, это не слишком удивляет. Так, 48% респондентов планируют ремонт, 32% собираются переехать.
Лишь 7% участников опроса владеют "ипотечной" квартирой. Между тем, исследование показывает, что 57% респондентов, планирующих переезд, собираются взять ипотеку. Таким образом, отмечают в "Тройке Диалог", потенциал для роста в этом сегменте огромен.
На чем они ездят?
В среднем на семью представителей среднего класса приходится 0,8 автомобиля. У 12% семей есть два автомобиля, 3 машины и больше - у 2%. При этом треть 32% домохозяйств, относящихся к этой социальной прослойке, "железного коня" не имеют вовсе.
Самые популярные у россиян автомобили - японские, в качестве основной машины японский бренд выбрали для себя 28% семей. Немного отстают российские авто - на их долю приходится 27% машин, принадлежащих среднему классу.
Более половины автомобилей - не старше 5 лет, однако средний возрасты машины среднего класса - 6 лет.
Как они копят и где покупают?
Ивановы не склонны к накоплению средств. В том, что вовсе не откладывают, признались 35% респондентов. Четверть участников опроса откладывают 10-20% своего дохода, 17% экономят более 20%. При этом средняя норма сбережений составляет 10%.
Представители российского среднего класса не перегружены капиталом. Почти треть респондентов не имеют сбережений, еще трети участников опроса накопленных средств хватит лишь на месяц.
Что же касается приобретений, половина опрошенных заявили, что в основном делают покупки в больших супермаркетах и гипермаркетах. Среди респондентов с более высоким доходом в этом признались 66%. Авторы исследования, впрочем, отмечают: потенциал расширения бизнеса в сфере розничной торговли ограничен, и вскоре бурный рост сменится борьбой за долю рынка.
Лишь 10% представителей среднего класса (6% среди богатых) совершают покупки на рынках. Самыми популярными у респондентов магазинами являются "Пятерочка", "Магнит", "Ашан" и "Перекресток".
Чуть более четверти дохода Ивановых уходит на питание и одежду. Вторая по величине статья расхода - коммунальные услуги (11%).
Пятую часть своих доходов российских средний класс тратит на предметы роскоши, отдых и посещение ресторанов.
Лишь 14% участников опроса посетовали, что им не хватает средств на покупку одежды. Более 50% респондентов признались, что могут купить все, что захотят, за исключением автомобиля или недвижимости.
Как они занимают и инвестируют?
Дебетовой или кредитной картой владеют более трети участников опроса, еще 18% планируют их получить. Лишь 7% имеют ипотечные кредиты, но еще 24% планируют их получить, что подразумевает огромный потенциал для роста банковского рынка.
В настоящее время наиболее предпочтительной формой заимствования является кредит - треть представителей среднего класса их имеют.
Менее 30% участников опроса имеют долгосрочные депозиты.
В среднем респонденты владеют по крайней мере двумя банковскими счетами, 80% людей имеют счет в Сбербанке. Далее по популярности идут ВТБ и Альфа-банк. Самый популярный в России иностранный банк - Raiffeisen.
Господин и госпожа Ивановы крайне консервативны в своих инвестициях. Самые популярные инструменты - рублевая наличность, рублевые депозиты, иностранная валюта.
Только 8% представителей российского среднего класса владеют акциями, 2% - облигациями, 5% вложились в ПИФы.
Даже среди тех участников опроса, чьих сбережений хватает более чем на год, использование рыночных инструментов является крайне ограниченным. Каждый пятый из них вкладывает средства в акции, 10% - в ПИФы.
При этом, отмечают авторы исследования, на удивление большое количество людей планируют (по их словам) вложить свои сбережения в будущем (21% - в акции, 15% - в ПИФы).
Как они отдыхают?
Досуг Ивановых не слишком отличается от европейского. Они любят проводить свое свободное время за просмотром телевизора, в Интернете, за чтением книг. В среднем раз в месяц они ходят в ресторан (лишь четверть опрошенных заявили, что вовсе не посещают "злачные места").
С ростом доходов россияне могут позволить себе больше развлечений, и богатые жители страны проводят больше времени в кино и театрах и меньше - в Интернете.
Между тем, именно в Интернете российский средний класс получает информацию о том, что происходит в стране и в мире - здесь респонденты проводят по меньшей мере три часа в день.
Около 20% респондентов планируют провести отпуск за рубежом. Лишь около трети участников опроса никогда не выезжали за границу. Самыми популярными туристическими направлениями являются страны СНГ и Европы, далее следуют солнечные Турция и Египет. В течение ближайших 12 месяцев выезд за границу планируют 55% участников опроса.
/Финмаркет/