Цена автопрома
Власти РФ для полного восстановления спроса на продукцию автопрома создают на 2011 год "плечо" в 17 млрд рублей. Будут продолжены и программы по утилизации
Нижний Новгород. 23 декабря. Росинвестпроект - Автомобильная отрасль России восстанавливается, и можно переходить к постановке долгосрочных задач и укреплению ее конкурентоспособности, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин.
"Отрасль действительно восстанавливается, и у нас есть возможность от оперативного антикризисного реагирования переходить к постановке системных долгосрочных задач. Прежде всего, связанных с привлечением инвестиций, технологической модернизацией", - сказал В.Путин на совещании о ходе выполнения программы развития автопрома до 2020 года в четверг в Нижнем Новгороде.
Премьер отметил, что только на автосборочных конвейерах в стране занято около 600 тыс. человек и еще около трех миллионов человек - на смежных производствах.
"Мы должны сделать все, чтобы эта отрасль последовательно развивалась, обеспечивала потребности внутреннего рынка, генерировала новые рабочие места и заказы. А главное - сохранила и укрепила свою конкурентоспособность, в том числе с учетом предстоящего вступления в ВТО", - сказал В.Путин.
Плечо государства
Выходит, что автопрому все еще нужна поддержка, стартовавшая в трудные для отрасли времена. Государство в 2011 году выделит почти два десятка миллиардов рублей на стимулирование спроса на его продукцию. При этом будет разработана программа по утилизации старых грузовиков и автобусов, о которой мечтали производители большегрузной автомобильной техники. Кроме того государство может просубсидировать ставки по всем кредитам, которые автопром взял в кризис. Но ребром поставлен вопрос об увеличении мощности предприятий по промсборке автомобилей.
Страховочный резерв
Правительство РФ в 2011 году выделит 17 млрд рублей на программу стимулирования спроса на автомобили, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин на совещании о ходе реализации стратегии развития автопромышленности РФ на период до 2020 года.
"Мы посчитали необходимым подставить плечо рынку в ближайшее время, создать страховочный резерв до полного восстановления спроса. Поэтому в 2011 году мы продолжим программу стимулирования спроса на автомобили", - сказал В.Путин на совещании о ходе реализации стратегии развития автопромышленности РФ на период до 2020 года.
Он добавил, что "на эти цели из федерального бюджета будет выделено более 17 млрд рублей".
В.Путин пояснил, что на утилизацию автомобилей из этих денег будет выделено 13,5 млрд рублей, на программу льготного кредитования - 2,8 млрд рублей и 1 млрд - на перевозку автомобилей на Дальний Восток и произведенных там автомобилей в другие регионы страны.
Отметим, что программа по утилизации легковых автомобилей вышла у властей достаточной удачной. Минпромторг в рамках первого и второго этапа государственной программы по стимулированию продаж новых машин за счет премии за утилизацию старого автомобиля выдало 400 тыс. сертификатов (с марта, когда стартовала программа, по июнь 2010 года, было выдано выдал 200 тыс. сертификатов по первому этапу программы).
По словам представителя пресс-службы министерства, по программе реализовано 376 тыс. автомобилей, из них около 80% приходится на продукцию ОАО "АвтоВАЗ". Также среди лидеров по маркам автомобилей Renault, Ford, Skoda и "ГАЗ".
Ранее директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения министерства Алексей Рахманов сообщал, что выплаты по утилизации в 2010 году составят 11,6 млрд рублей (чуть меньше, 10 млрд рулей, было затрачено на утилизационные ваучеры в ходе первого этапа). По его словам, к сентябрю 2011 года программа (III этап) "плавно завершится". Уже началась выдача утилизационных сертифкатов в рамках этого этапа (всего, по данным "Ведомостей", их планируется выдать 100 тысяч.)
Сообщалось, что в 2011 году программу утилизации подержанных автомобилей (III этап) планируется профинансировать на 13,95 млрд рублей, из них 13,45 млрд планировалось направить на компенсационные выплаты при сдаче в утиль старых автомобилей.
Программа утилизации старых автомобилей, в соответствии с постановлением правительства РФ, стартовала 8 марта. Ранее планировалось, что она продлится до ноября 2010 года. В настоящее время программа действует без ограничения сроков.
Граждане, сдающие старый автомобиль в утиль, покупают новый из перечня российских машин, утвержденного Минпромторгом, со скидкой в 50 тыс. рублей.
Программа льготного кредитования предполагает, что государство при покупке автомобилей отечественной сборки в кредит компенсирует 2/3 ставки по кредиту. Предельная стоимость автомобиля - до 600 тыс. рублей, первоначальный взнос - не менее 15%. Перечень автомобилей также утверждается Минпромторгом. Программа льготного кредитования продлевается на 2011 год. Как сообщается на сайте Минпромторга, на 9 декабря 2010 года принято 330 тыс. 748 заявок и выдано 151 тыс. 588 кредитов.
Грузовой утиль завелся?
Глава правительства поручил министерствам сформулировать предложения по программе утилизации грузовых автомобилей и автобусов в первом квартале 2011 года.
"Имея в виду успешность программы, связанной с утилизацией легковых автомобилей, можно было бы подумать о различных схемах поддержки и продажи грузовиков, автобусов. Именно подумать", - заявил В.Путин.
Он поручил Минпромторгу, Минфину, Минэкономразвития "сформулировать и сделать эти предложения в первом квартале следующего года".
В.Путин отметил, что в ходе встреч в регионах неоднократно поднимался вопрос о расширении программы утилизации с тем, чтобы ее действие распространялось на грузовые автомобили и автобусы. Глава правительства добавил, что "это не одно и то же".
Вместе с тем, по его словам, программа успешная, в связи с чем можно подумать о различных схемах этого вопроса.
С инициативой утилизировать грузовой автохлам еще в начале апреля выступил президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Евгений Москвичев. По оценкам ассоциации, возраст более 50% из примерно 1 млн грузовых автомобилей в России превышает 15 лет, и ежегодно в рамках программы можно было бы обновлять порядка 10% парка. Летом с просьбой поддержать производителей грузовых автомобилей с помощью эксперимента по утилизации автохлама в правительство обратился "КАМАЗ". Изначально Минпромторг не планироват верстать программу для большегрузного утиля, но в сентябре министерство приступило к обсуждению параметров программы с автопроизводителями.
Ранее предполагалось, что в программе сможет принимать участие легкий коммерческий транспорт старше 10 лет, автобусы старше 15 лет и грузовые автомобили и спецтехника (массой до 40 тонн) старше 20 лет. Скидку или утилизационную премию, от 50 тыс. до 250 тыс. рублей, планировалось предоставлять исходя из вида и класса планируемого к покупке автомобиля.
На утилизацию грузовиков, как сообщалось, в бюджете 2011 года планировалось заложить 5 млрд руб.
Кредитное счастье автопрома
В качестве еще оной меры поддержки автопрома Владимир Путин предложил распространить субсидирование процентной ставки на все кредиты, взятые производителями автомобилей в период кризиса.
"В федеральном бюджете на 2011 год мы зарезервировали 6 млрд рублей на субсидирование процентной ставки для предприятий автопрома. Но эта преференция касается только так называемых инвестиционных кредитов, взятых на расширение и модернизацию производства", - сказал В.Путин на совещании о ходе реализации стратегии развития автопрома РФ на период до 2020 года.
"Предлагаю подумать над тем, чтобы распространить субсидирование процентной ставки и на те кредиты, полученные в период кризиса с использованием механизма госгарантии. То есть на кредиты, полученные в период кризиса", - сказал он.
Премьер-министр РФ отметил, что это правило, исходя из сложного финансового положения некоторых поставщиков, можно было бы распространить и на предприятия, выпускающие комплектующие детали.
"Повторяю. 6,1 млрд у нас зарезервировано. Нужно внести соответствующие изменения в правила использования этих средств и предложить эту форму поддержки автопрому, включая и производителей комплектующих", - отметил глава правительства.
Ускорение для промсборки
Кроме того премьер-министр считает необходимым ускорить принятие решений по применению промышленной сборки автомобилей.
"Режим промсборки был введен 5 лет назад. В качестве условий выдвигалось требование создать производственные мощности для выпуска не менее 25 тыс. автомобилей", - напомнил В.Путин на совещании о ходе реализации стратегии развития автопрома до 2020 года.
Как отметил премьер, "в современных условиях потолок, конечно, нужно поднимать". "Мы заинтересованы в создании действительно крупных современных производств с высокими уровнями локализации с собственными инжиниринговыми центрами", - сказал глава правительства.
"Ясно, что при 25 тыс. автомобилей в год при таком производстве локализация просто экономически нецелесообразна и невыгодна и никто ей заниматься не будет", - отметил В.Путин.
Он добавил, что изменения режима промышленной сборки не коснутся ранее заключенных соглашений. "Все созданные предприятия продолжают и будут продолжать работу по прежним условиям", - сказал премьер-министр.
Но, возможно, из правил будут исключения в обмен на увеличение объемов инвестиций?
Volvo готова дополнительно инвестировать в свой завод в Калужской области (ЗАО "Вольво Восток") 150 млн евро, заявил глава ЗАО Ларс Корнелуссон в ходе телеконференции с премьер-министром РФ Владимиром Путиным, проходящей в рамках совещания о ходе реализации стратегии развития автопрома.
При этом Л.Корнелуссон и губернатор Калужской области Анатолий Артамонов попросили премьера сохранить для компании, производящей грузовики, прежние условия режима промсборки, предусматривающие 25 тыс. автомобилей в год. В ответ премьер-министр поинтересовался объемом инвестиций Volvo в завод в Калужской области.
По словам Л.Корнелуссона, дополнительно к 100 млн евро, вложенным в завод ранее, концерн готов инвестировать в производство грузовиков в Калуге еще 150 млн евро.
Каждая вторая - "иностранка"
Сейчас, как заметил В.Путин, каждая вторая легковая машина, собираемая в стране, выходит с конвейера зарубежных автоконцернов.
"Зарубежные автомобильные концерны все активнее осваивают российский рынок. Их предприятия в России по факту стали неотъемлемой частью отечественного автопрома. Уже сегодня они производят каждую вторую легковую машину, собираемую в нашей стране", - сказал В.Путин.
Он напомнил, что на базе зарубежных инвестиций и технологий в России успешно развиваются три новых крупных автомобильных кластера: в Тольятти, в Калуге и в Петербурге.
"Практически каждый год мы открываем новый автомобильный завод. Причем такой завод, который выпускает автомобили самых известных мировых брендов", - подчеркнул премьер.
Он также отметил роль "Рено-Ниссан" в подготовке масштабной программы технического обновления АвтоВАЗа.
Кроме того, по словам В.Путина, меморандум Сбербанка, АвтоВАЗа и Ростехнологий о взаимопонимании, подписанный 17 декабря, нацелен на реализацию проекта по долгосрочному развитию и модернизации "Ижавто".
"В результате на площадке "Ижавто" уже в 2011 году может быть выпущено порядка 126 тыс. автомобилей, причем половину из них составят автомобили таких брендов, как "Рено" и "Ниссан", - подчеркнул премьер.
Он особо отметил, что в период кризиса ни один крупный проект в этой области не был свернут.