Уверенность под елкой
В декабре россияне увеличат свои расходы в среднем на 42%, что говорит о восстановлении потребительской уверенности. Больше всего вырастут траты на игрушки и алкоголь, прогнозируют аналитики
Москва. 14 декабря. INTERFAX.RU - Покупательная активность населения в предновогодний сезон - важный индикатор потребительской уверенности. Уверенности у россиян в декабре, как следует из ежегодного прогноза Ситибанка, хоть отбавляй. В последний месяц уходящего года наши сограждане увеличат свои расходы в среднем на 42% по сравнению со средним значением за год и на 10% по сравнению с декабрем прошлого года. Это свидетельствует о возобновлении предкризисной динамики роста потребительских расходов после ее замедления в конце кризисного 2008 года, полагают эксперты.
На протяжении почти пяти лет наблюдений за российским потребительским рынком специалисты отмечают заметный рост расходов в декабре. Так, в 2006 году он составил 14% по отношению к среднемесячному значению за год, в 2007 году - 12%. Кризис внес свои коррективы - и в декабре 2008 года траты населения увеличились всего на 8% к среднемесячному показателю. В декабре 2009 года эксперты Ситибанка ожидали рост общего объема новогодних расходов россиян на 14%.
Согласно результатам нового исследования, лидерами по темпу роста трат в декабре 2010 года вновь станут игрушки. По прогнозу Ситибанка, расходы россиян на игрушки подскочат в декабре на 163% по сравнению со среднегодовыми аналогичными тратами.
В пятерку таких покупок вошли (по возрастающей доле расходов) алкоголь (рост на 143%) и канцтовары (плюс 137%), опять же косметика (рост на 115%) и спорттовары (плюс 87%).
Напомним, лидерами прошлогоднего рейтинга прогноза роста трат россиян на новогодние покупки были кондитерские изделия и ликероводочная продукция. На третьем месте по приросту покупок должна была оказаться электроника.
По прогнозам "Ситибанка", в нынешнем декабре спрос россиян на бытовую технику (8-е место), как и интерес к ювелирным изделиям и часам (6-е место), повысится на 85%. Несмотря на некоторый откат в рейтинге самых быстрорастущих трат, предполагаемая доля бытовой техники от всех покупок в декабре окажется самой большой и составит 4,8%.
Кстати, в декабре 2009 год, знаковым событием называлось возвращение расходов на ювелирные украшения и часы в десятку рейтинга, причем сразу на четвертое место. В нынешнем прогнозе предметам роскоши досталась только 7-е место.
В десятку топовых мест для покупок у россиян в этом году входят и музыкальные магазины (7-е место), где рост продаж в декабре может составить также 85%.
Книжные магазины продемонстрируют в декабре рост продаж в 76%, как и компьютерные магазины. Спрос на мобильные телефоны в декабре вырастет на 71% по сравнению со среднегодовым значением.
В новогодний период ожидается почти двукратное увеличение (99%) объема расходов, совершенных в кинотеатрах. Видимо, россияне, которым было недосуг посетить кинотеатры раньше, решили в декабре поддержать российскую киноиндустрию. Кроме того ожидается 37%-ный рост трат в развлекательных центрах. Расходы в ресторанах прибавят 42%, как и общие траты россиян в декабре, а расходы в ресторанах быстрого питания вырастут еще больше - на 77%. Аналитики объясняют этот тренд тем, что непременным атрибутом любого шопинга, а особенно многочасовых магазинных сиест в предновогоднюю пору, становятся обеды или ужины в ресторанах, расположенных на территории торговых центров.
При этом самыми расточительными окажутся жители российских столиц. Каждый москвич в среднем потратит в декабре около 19 тыс. рублей, средний петербуржец - около 14 тыс. рублей, а в регионах объем новогодних трат на человека составит около 10 тыс. рублей.
При этом, как отметили эксперты Ситибанка, Москва, хотя и обеспечивает наиболее существенную долю предновогодних трат в масштабах страны в денежном выражении, но в показателях роста относительно всего года уступает другим регионам и даже Санкт-Петербургу.
Прогнозируемый рост расходов в декабре в северной столице и других городах-миллионниках составит 46% по сравнению с 36% - в Москве.
Причем в этом году женщины будут более подвержены "новогодней лихорадке", чем мужчины: декабрьские расходы женщин вырастут на 46%, что на 7% больше значения аналогичного показателя у представителей сильного пола (в прошлогоднем декабре новогодние траты мужчин ожидались на 6,9 тыс. рублей больше, чем у женщин). И семейное положение, как говорится в исследовании, не влияет на интерес к новогодним покупкам: у женатых и неженатых новогодние траты возрастут одинаково.
Базой для исследования стали статистические данные о покупках, совершенных клиентами Ситибанка с использованием кредитных карт. В ходе настоящего исследования были проанализированы данные за период с начала 2007 года до ноября 2010 года включительно, при этом в 2010 году выборка составила не менее 450 тыс. клиентов, отобранных случайным образом.
Как выяснилось, в этом году россияне все больше используют свои кредитные карты при совершении покупок, и меньше для снятия наличных. В декабре, по оценкам Ситибанка, объем трат по кредитным картам вырастет на максимальные в этом году 42%. Хотя, как говорится в исследовании, на долю снятия наличных значительно влияет сезонность. Так, в январе эта доля минимальна по отношению к остальным месяцам года.