Торговлю поставили в рамки
Замученный согласованиями закон о госрегулировании торговли принят в пятницу депутатами в третьем, окончательном чтении. В силу документ вступит 1 февраля 2010 года. В нем закрепляется норма, ограничивающая расширение крупных торговых сетей в регионах. Кроме того, документ регламентирует отношения поставщиков товара и продавцов. Также закон предоставляет правительству право устанавливать на 90 дней предельно допустимые розничные цены на товары первой необходимости.
Госдума на заседании в пятницу приняла в третьем, окончательном, чтении закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", призванный отрегулировать отношения производителей, продавцов и потребителей.
Данным законом, в частности, вводится норма, ограничивающая приобретение торговыми сетями дополнительных торговых площадей в случае, если доля торговой сети в объеме реализации продовольствия составляет свыше 25% в границах субъекта РФ, городского округа или муниципального района. Такое ограничение должно будет вступить в силу с 1 февраля 2010 года для торговых сетей, доля которых превышает 25% в границах субъекта РФ, и с 1 июля 2010 года - для торговых сетей, имеющих такую долю в границах городского округа или муниципального района, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга.
Власти указывают, что данная норма законопроекта является очень важной антимонопольной мерой. "Именно она и будет приводить к конкуренции и существенно влиять на конечную розничную цену", - сообщил журналистам по итогам заседания Совета Госдумы в четверг спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов. Кроме того, спикер считает, что принятие закона существенно изменит перераспределение прибыли в цепочке производитель - обрабатывающее предприятие - опт - розница. "Эти четыре участника должны иметь равные доли прибыли", - заключил он.
Также в документе устанавливаются сроки оплаты за поставленный товар. Товар со сроком годности до 10 дней должен быть оплачен не позднее, чем через 10 дней со дня приемки товара, от 10 до 30 дней - не позднее 30 дней, за продовольственные товары со сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольную продукцию российских производителей - не позднее 45 дней.
Кроме того, законом предусмотрено ограничение бонусов для торговых сетей, которые могут предоставляться при оптовой покупке продовольственных товаров. Обычно, продав оговоренный заранее объем товара, сеть при поступлении новой партии продукции требует у поставщика скидку или премию. Теперь такая скидка, выплачиваемая оптовому покупателю, не может быть больше 10% от цены договора поставки.
Однако при приобретении социально значимых товаров такую скидку предлагается не предоставлять. Как поясняют эксперты, после введения этой нормы формирование цены и торговой наценки станет прозрачной и понятной.
По мнению Б.Грызлова, важным в законопроекте также является ограничение возможностей торговых сетей "переадресовывать поставщиков каким-то другим аффилированным юридическим лицам, которые якобы будут оказывать дополнительные услуги по продвижению товара". "Мы ограничиваем возможность таких договоров 10%, хотя сегодня за счет этих договоров наценки увеличиваются до 100%", - добавил он.
Данный закон предоставляет правительству РФ право для стабилизации розничных цен устанавливать на срок не более 90 дней предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Данная мера может действовать только в том случае, если в течение последних 30 календарных дней на территории какого-либо субъекта рост розничных цен на эти товары был 30 и более процентов.
Ожидается, что закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" вступит в силу с 1 февраля 2010 года - на месяц позже задуманного. Договоры поставки, заключенные до этого времени, должны быть приведены в соответствие с ним в течение 180 дней.
Напомним, что в среду, 16 декабря, депутаты только с третьей попытки смогли принять законопроект во втором чтении. До этого они дважды, 9 и 11 декабря, переносили срок рассмотрения документа по просьбе представителя президента РФ, предложившего ряд поправок к документу.
Первое чтение законопроект прошел 11 сентября 2009 года. После этого текст законопроекта постоянно дорабатывался. Всего в документе было сделано около двух сотен поправок, в разной степени ужесточающих работу торговых сетей.
Законопроект о торговле не мог попасть в парламент течение нескольких лет. Однако процесс ускорился после того, как премьер-министр Владимир Путин в июне этого года посетил супермаркет "Перекресток", принадлежащий X5 Retail Group. Изучив цены на продукты, расположенные на прилавке, глава правительства счел наценку сети на колбасу и мясо, которая составила более 50%, "ненормальной". В итоге В.Путин потребовал "отрегулировать баланс" в цепочке движения товара от производства до прилавка. После этого законопроект сдвинулся с мертвой точки.
Редакция ИА "Финмаркет"
/Финмаркет/