Живопырки, прачечные и халупы
Вице-премьер Сергей Иванов пополнил знания студентов. Как выяснилось, по стране летают "живопырки", среди банков полно "прачечных", а "халупы" мешают строить дешевые дороги
Санкт-Петербург. 23 ноября. FINMARKET.RU - Государственным чиновникам не хватает общепринятых слов и выражений, чтобы описать безобразия, творящиеся в некоторых отраслях российской экономики. Вот и приходится иногда, живописуя экономическую ситуацию, вворачивать крепкое словцо или приводить совершенно неожиданные сравнения.
Последний шедевр, пополнивший чиновничью коллекцию русской словесности, - "живопырки". Принадлежит он "перу" вице-премьера РФ Сергея Иванова. Так красочно госчиновник охарактеризовал перед студентами Высшей школы менеджмента Петербургского государственного университета ситуацию с расплодившимися, по его словам, в стране авикомпаниями. Кстати, толковый словарь Д.Н. Ушакова толкует слово "живопырка" как место, где постоянная толчея народа, шум, скандалы. Хотя, конечно, в современной реальности слово уже обрело совсем иное значение - его чаще используют для обозначения некой компании, которая под легальной вывеской занимается в той или иной степени нелегальной деятельностью.
Вообще-то вице-премьер был недоволен не только количеством авиакомпаний. Досталось и банковскому сообществу, которое удостоилось от С.Иванова эпитета "прачечная", и высшим учебным заведениям, коим несть числа.
"В России банков чрезмерное количество, также как вузов и авиакомпаний. 100 авиакомпаний, из них 10 нормальные, а остальные - живопырки", - заявил С.Иванов, беседуя со студентами во вторник.
Аналогично авиакомпаниям, по его мнению, ситуация сложилась и в банковской сфере. "Они сами себя банками называют, а на самом деле это "прачечные", - пояснил С.Иванов.
Резюме чиновника - "сократить расплодившееся в стране большое количество банков, ВУЗов и авиакомпаний".
По данным Росавиации, сейчас в России более 150 эксплуатантов коммерческой гражданской авиации (эксплуатируют вертолеты и самолеты). Много это или мало? Раньше чиновники, в частности глава Минтранса РФ Игорь Левитин, рассчитывали, что кризис ускорит процесс консолидации авиационной отрасли в ближайшие годы. "Еще до кризиса мы говорили о необходимости консолидации отрасли. И это произойдет, поскольку в ближайшее время не все компании смогут получать те кредитные средства, которые были до кризиса", - прогнозировал глава министерства. Кризис действительно пережили не все авиакомпании. Так, летом 2009 года головная компания первого отечественного авиаальянса AirUnion - "Красноярские авиалинии" была признана банкротом.
Но "живопырки" худо-бедно летают и даже могут поставить рекорд. В Росавиации прогнозируют, что "воздушные извозчики" по итогам 2010 года могут увеличить перевозки на 24% и перевезти более 56 млн человек.
Что же касается негодования вице-премьера по части "стирки" денег, оно понятно. Еще летом руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Чиханчин на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным сообщал, что правоохранительные органы в 2010 году возбудили около 250 дел по фактам "отмывания" денежных средств. Причем в стране идет "большая стирка".
"Это не так много, но я хочу сказать, что это дела совсем другого порядка. Это не те дела, которые были пять, шесть лет назад. Это серьезные крупные дела, где проходит большое количество участников, где финансовое расследование проводится... У нас есть дело, где пятнадцать стран сразу с нами участвуют. Поэтому это серьезные большие дела по очень крупным "обнальным" площадкам", - заявлял глава Росфинмониторинга.
А в расплодившиеся высших учебных заведения просто некого будет учить. Недавно министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил о проблеме нехватки студентов. "Проблема в том, что действительно некого учить", - сказал А.Фурсенко на заседании общественного совета при министерстве в октябре. По его словам, решить эту проблему можно либо сократив количество бюджетных мест, либо сохранив количество выделяемых бюджетных средств и при этом увеличив расходы на содержание каждого бюджетного места. И в целом Минобразования поддерживает процесс объединения вузов с целью повышения качества образования российских студентов.
На встрече с вице-премьером Сергеем Ивановым студенты также узнали, что строить дороги в Центральной России очень дорого, потому что на выкупе земли многие кормятся. "В Центральной России более 50% стоимости строительства мало-мальски приличной дороги - это выкуп земли. На этом кормится огромное количество народа. "Стоит халупа, справка появляется, что халупе 300 лет, в ней жили многие поколения, она минимум 20 млн стоит", - просветил студентов С.Иванов.
Он подчеркнул, что удельная стоимость квадратного километра строительства дорог в РФ может сравниться с мировой только там, где не требуется выкупать под трассу землю. В качестве примера он привел кольцевую автодорогу вокруг Петербурга, открытие последнего участка которой намечено на среду. "Хорошая дорога получилась и достаточно дешевая, потому что землю не надо было выкупать. Петербургская КАД - прекрасная дорога, особенно на фоне МКАДа, потому что изначально договорились, что магазинов на ней не будет, и количество съездов нельзя будет увеличить, иначе "стояла" бы она сейчас как стоит МКАД", - сказал С.Иванов.
/Финмаркет/