"Капитал тур": вопросы и туристы остались

"Капитал тур" возобновил платежи и должен начать оперативную деятельность в штатном режиме. Но возникшая ситуация вызывает тревогу у Минспорттуризма

"Капитал тур": вопросы и туристы остались
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 19 ноября. FINMARKET.RU - Российский рынок туристических услуг на этой неделе получил хорошую встряску из-за серьезных финансовых проблем одного из крупнейших операторов - компании "Капитал тур". Коллапс удалось предотвратить (для туроператора быстро нашли нового владельца) и ситуация начала постепенно входить в рабочее русло. Но случившийся форс-мажор заставил регулятора задуматься о совершенствовании защиты потребителей.

Поехали?

Туроператор "Капитал Тур" начал осуществлять платежи, благодаря чему стало возможным отправлять туристов по уже проданным турам, сообщила генеральный директор компании Инна Бельтюкова.

"Завтра примерно 500 наших клиентов должны вылететь на египетские курорты в Шарм Эль Шейх и Хургаду", - сказала она в пятницу порталу "Интерфакс-Туризм".

Ранее заместитель министра спорта и туризма РФ Надежда Назина сообщила, что по данным Минспорттуризма, наиболее массовые вылеты туристов компании ожидаются в предстоящие субботу и воскресенье. "В каждый из этих дней ожидается вылет 800 туристов компании на регулярных рейсах", - отметила Н.Назина.

Компания "Капитал тур" с пятницы должна начать оперативную деятельность в штатном режиме, ранее сообщили в штабе Минспорттуризма по решению проблем с клиентами этой компании.

Помимо этого Бельтюкова обвинила коллег по турбизнесу в попытках "закопать живьем" ее компанию. "Уже есть случаи, когда отдельные компании предлагали агентствам аннулировать приобретенные в нашей компании туры в своих компаниях с заметной скидкой. Ни чем иначе, кроме недобросовестной конкуренции, я не могу это назвать. Кроме того, на рынке было постоянное жонглирование цифрами", - сказала она в пятницу на пресс-конференции в Москве. По ее словам, 50 тыс. проданных путевок, о которых постоянно говорилось в прессе, это абсолютно некорректные цифры. "Есть признаки того, что кому-то были выгодны наши нынешние проблемы. Это очевидно, потому что кто-то использует наши большие блоки на "Аэрофлоте", кто-то будет работать с нашими отелями", - сказала глава компании.

Говоря о пострадавших россиянах, которые не смогли выехать на отдых или застряли на курортах, она отметила, что "это не те цифры, о которых писалось в прессе". "Например, в Таиланде у нас было 70 человек, в Доминикане - 30 туристов, а не 300, как писали в прессе. Ну, довольно большая часть туристов застряла в Египте - более 200 человек. Что касается размещения в отелях, то мы можем с полным правом говорить только о 22-х в Париже, еще 50 человек не были размещены в Эмиратах".

Вопросы остались?

Вместе с тем, судьба новогодних туров станет известна лишь в понедельник, отметили в штабе. "Компания обещала разобраться полностью с ситуацией, с тем, какому количеству туристов хватит компенсаций, и внести ясность относительно новогодних туров", - сказал собеседник агентства.

Как пояснили эксперты рынка, официальная информация о договоренности туроператора с банками о погашении задолженности может поступить только во второй половине пятницы. Сейчас есть лишь данные о том, что контрольный пакет акций в туроператоре приобретает банк МФК Михаила Прохорова с внесением не менее $15 млн в капитал туроператора.

Однако, как сообщили агентству в Ассоциации туроператоров России (АТОР), этой суммы может хватить только на покрытие текущих долгов "Капитал Тура", соответственно до полной ясности продажа новогодних туров этого туроператора остается под вопросом.

Размера финансовых гарантий туроператора "Капитал тур" вполне может хватить на выплату компенсаций всем пострадавшим туристам, утверждает Надежда Назина. По ее словам, у "Капитал тура" была расширенная гарантия, "размер финансовых гарантий этого туроператора в страховой компании "Инногарант" составляет 190 млн рублей по трем договорам". Она напомнила, что еще "порядка 4 тысяч туристов были застрахованы от невыезда, что также поможет компенсировать потери".

Также, по ее словам, "Капитал тур" был застрахован и на случай банкротства. "Поэтому, на наш взгляд, страхового покрытия вполне может хватить на выплату компенсаций всем, кто приобрел путевки у этого туроператора", - сказала Н.Назина.

На данный момент их число оценивается чуть более 8 тысяч

Одновременно, как сообщается на официальном сайте АТОР, по данным страховой компании "Инногарант", было подано более 60 обращений от туристов, сейчас продолжается прием документов.

Ключевая проблема, однако, как сообщается на сайте, заключается в том, на что смогут рассчитывать туристы, поездка которых была запланирована на декабрь или январь.

"По информации АТОР, на сегодняшний день у "Капитал тура" 8 тыс. клиентов, которые уже заплатили за свою поездку. Сейчас людям, которые уже оплатили туры, надо решить для себя, как им стоит лучше поступить. Однако тем, кто еще только должен поехать, страховая компания ничего выплачивать не должна, ведь их страховой случай не наступил", - сообщается на сайте АТОР.

Тем не менее, эти туристы также вправе рассчитывать на компенсацию.

Пора менять закон о туризме?

Ситуация, в которой оказались компания "Капитал тур" и ее клиенты, позволит поднять вопрос о внесении изменений в закон о туризме, касающихся размера финансовых гарантий, сообщила Надежда Назина в четверг порталу "Интерфакс-Туризм". Ситуация, сложившаяся вокруг "Капитал тура", будет рассмотрена на коллегии Минспорттуризма, возможно, через несколько дней, уточнила замминистра.

Она также выразила уверенность, что благодаря разблокированию банковских счетов "Капитал тура" все его долги будут погашены.

Н.Назина отметила, что теперь будет проще предложить рынку и туристской общественности изменения в закон о туризме, направленные на защиту прав туристов.

"Сколько мы ни приводили аналитических отчетов, основанных на практике зарубежных стран, - пояснила собеседница "Интерфакс-Туризма", - они в итоге не были приняты во внимание. И в прошлом году, когда готовились изменения в закон, участники рынка предлагали более высокие размеры финансового обеспечения. Но опять-таки эта поправка была исключена".

Как пояснила Н.Назина, за рубежом к операторам предъявляются очень серьезные требования. У них должны быть финансовые гарантии, банковский депозит, документы, подтверждающие их финансовую состоятельность.

Замглавы Минспорттуризма выразила уверенность, что ситуация с "Капитал туром" должна убедить участников рынка в том, что потребители должны быть защищены более эффективно.

Как сообщалось, 15 ноября счета одного из крупнейших в России туроператоров "Капитал тур" (еженедельно отправлялось около 3 тыс. туристов по 40 различным направлениям, в том числе в страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки) были заблокированы банками- кредиторами из-за большой задолженности, и компания временно приостановила отправку туристов, в отдельных случаях происходило незаселение туристов "Капитал Тура" за рубежом. В четверг компания заявила о разблокировании счетов.

Новости по теме

Форс-мажор и рикошет

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });