Саммит G-20: единство или войны?
Сеульский саммит G20 должен показать, смогут ли страны найти баланс между защитой национальных интересов и скоординированностью своих действий для сохранения устойчивого развития мировой экономики
Москва. 11 ноября. FINMARKET.RU - Похоже, в Сеуле (Южная Корея), где 11-12 ноября соберутся лидеры стран G20, будет решаться ни больше ни меньше как то, насколько этот орган, роль которого значительно повысилась после антикризисного заседания в 2008 году, способен совместно решать проблемы и задачи, стоящие перед всем мировым сообществом.
Повестка дня будет включать в себя ожидаемый набор тем: глобальные дисбалансы экономического роста, регулирование валютных курсов, реформирование международных финансовых организаций, регулирование финансовых рынков, и фактически по каждой из них лидерам предстоят непростые дискуссии.
Министры финансов и главы центробанков стран G20 в г.Кенджу (Южная Корея) 22-23 октября насколько могли сблизили позиции по ключевым вопросам - курсовая политика стран и реформа Международного валютного фонда (МВФ), но недовольные, в частности, валютной политикой друг друга страны, как ожидается, продолжат жаркие дискуссии в Корее.
Ранее глава МВФ Доминик Стросс-Кан говорил об исчезающей приверженности сотрудничеству между странами. Тот запал, с которым члены G20 объединились перед лицом кризиса, похоже, понемногу спадает. Встает вопрос, смогут ли страны найти баланс между защитой национальных интересов и скоординированностью своих действий для сохранения устойчивого развития мировой экономики.
Регулирование курсов
Одним из важнейших вопросов, которые обсудят лидеры "двадцатки", станет регулирование валютных курсов.
Финансовая G20 пришла к соглашению, что нужно двигаться к рыночным режимам обменного курса, базирующимся на фундаментальных экономических факторах, а также воздержаться от конкурентной девальвации валют. При этом развитые страны "двадцатки" должны стремиться минимизировать чрезмерную волатильность и беспорядочное движение валютных курсов, а развивающиеся - оказывать меньшее влияние на курсы национальных валют. Жестких обязательств по данному вопросу принято не было.
Однако, несмотря на договоренности, взаимные обвинения стран, в частности США и Китая, не умолкают. США не устраивает искусственное занижение курса юаня, а Китай обвиняет американцев во вбрасывании огромного количества ликвидности в рынок. Впрочем, политику Федеральной резервной системы, печатающей большое количество долларов, осуждают не только в Китае, Россия и Германия также высказывали свою критику.
Лидерам стран предстоит продолжить обсуждение и прийти к консенсусу относительно того, насколько необходимо согласовывать свои шаги в регулировании валютных курсов.
Еще одним направлением дискуссии в этой теме станет обсуждение введения количественного ограничения на изменение текущего счета платежного баланса стран, проработать который договорились финансовые лидеры.
Россия, как отметил в преддверии саммита помощник президента РФ и шерпа Аркадий Дворкович, выступает против введения лишь одного этого критерия, призывает страны разработать систему количественных ограничений, которая бы включала не только платежный баланс стран, но, например, уровень госдолга и дефицита бюджета. Такая система, по мнению российской стороны, позволит более эффективно избегать проблем как в отдельных странах, так и в целом в мировой экономике.
Помимо этого, незадолго да саммита G20 президент Всемирного банка Роберт Зеллик призвал ведущие экономики мира рассмотреть идею реформирования валютной системы в целом, которая бы учитывала наряду со свободной конвертацией и некоторую привязку валют к золоту. Он призвал к созданию системы, которая "видимо, должна включать доллар, евро, иену, фунт и юань". "В системе также следует предусмотреть использование золота в качестве международного ориентира рыночных ожиданий в отношении инфляции, дефляции и будущей стоимости валют", - полагает глава ВБ.
В поддержку этой идеи высказалась и Россия. Так, А.Дворкович отметил, что РФ также выступает за серьезную дискуссию по выработке новых механизмов функционирования мировой финансовой системы и поддерживает высказывания главы Всемирного банка.
МВФ: условная легитимность
Государствам - членам Международного валютного фонда (МВФ) удалось договориться о перераспределении долей в фонде от развитых к развивающимся странам на последней встрече финансовой G20. Одобренный вариант перераспределения, скорее всего, поддержат и лидеры "двадцатки".
Однако не всех эти договоренности удовлетворили. В частности, Россия считает, что перераспределение по сути лишь 3% от европейских стран против 5-6%, на котором настаивали, в частности, страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), в малой степени отвечает задаче реформирования фонда - повышению легитимности этого органа.
В связи с этим РФ будет настаивать на продолжении реформы, отмечая, что достигнутый консенсус всего лишь один из шагов в повышении роли развивающихся стран в МВФ.
Так, в частности, российский шерпа А.Дворкович отметил, что РФ будет настаивать на рассмотрении изменения в ближайшие два года формулы, по которой распределяются квоты. В формуле должен учитываться фактор объема ВВП по паритету покупательной способности, считает РФ.
Помимо этого президент России Дмитрий Медведев будет также настаивать на изменении правил выбора президентов Всемирного банка и МВФ. На одном из предыдущих саммитов была достигнута договоренность, что выбор должен проводиться на основе открытого конкурса без привязки к национальной принадлежности кандидатов. Однако до сих пор никаких решений принято не было. Глава России призовет своих коллег следовать ранее принятым договоренностям.
Новый Базель
Один из наименее конфликтных вопросов сеульского саммита - регулирование финансовых рынков, в рамках которого ожидается утверждение новых требований к капиталу и ликвидности банков, разработанных Базельским комитетом ("Базель III").
Единственные опасения, которые высказывались представителями разных стран, включая и Россию, чтобы данные стандарты не вводились слишком поспешно.
Так А.Дворкович отмечал, что лучше действовать в соответствии с теми сроками, которые обозначены в решении Базельского комитета. "Если банки будут пытаться делать это все сейчас, то они должны будут существенно снизить свою кредитную активность, повысить стоимость капитала, а это может привести к дополнительному замедлению экономического роста", - сказал он.
Глава Deutsche Bank Йозеф Аккерман также высказывал мнение, что слишком быстрое введение правил Базеля III может привести к потере миллионов рабочих мест.
А управляющий директор Института международных финансов Чарльз Даллара предостерегал от опасности того, что "некоторые слишком усердные национальные регуляторы добавят свои более жесткие правила к Базельским стандартам". Так, он отметил, что Швейцария ввела более жесткие стандарты для UBS и Credit Suisse.
Financial Times сообщила со ссылкой на неназванный источник, что G20 должна определить два списка банков, в один из которых войдут 20 мировых банков, банкротство которых может создать угрозу для международной финансовой системы, в другой - банки, которые являются системообразующими для экономик отдельных стран, но банкротство которых представляет незначительную опасность для мировой экономики. Во второй список, по его словам, могли бы войти банки Китая и Японии, которые являются значительными для своих экономик, но имеют небольшое влияние за пределами внутренних рынков.
Завышенные ожидания
Одним из вопросов в повестке предстоящего саммита будет и обсуждение рамочного соглашения об обеспечении сбалансированного и устойчивого экономического роста.
Страны уже представили свои экономические прогнозы и планы, которые МВФ проанализировал и свел вместе. Как отметил А.Дворкович, ознакомившийся с этим документом, прогнозы отдельных стран существенно выше, чем прогноз экономического роста, полученный в результате их стыковки.
И это станет предметом серьезного разговора на встрече президентов, считает российский шерпа, так как необходимо согласовывать национальные прогнозы с тем, чтобы глобальная экономическая политика была более последовательна.
Завышенные ожидания ряда стран говорят о наличии рисков в экономике, так как в случае, если они не подтвердятся и темпы роста суверенных экономик будут ниже, это вновь обострит риски, связанные с дефицитами бюджетов. Вслед за этим может ухудшиться ситуация и в других сферах, в частности, на долговом финансовом рынке, пояснял А.Дворкович.
Также лидеры обсудят проблемы функционирования энергетических рынков. В частности, Россия инициирует обсуждение вопроса, касающегося урегулирования и предотвращения разлива нефти при добыче на шельфе и при транспортировке. Помимо этого будут обсуждаться вопросы регулирования рынка труда и международной торговли.
/Финмаркет/