Порт с премией

"Новороссийский морской торговый порт" может купить "Приморский торговый порт" за $2,15 млрд, взяв кредит в $1,95 млрд. Цена выкупа акций у миноритариев, не согласных с покупкой, может оказаться на четверть выше нынешней рыночной цены

Порт с премией
Copyright ПТП

Москва. 19 октября. FINMARKET.RU - ООО "Приморский торговый порт" (ПТП, Ленобласть, Выборгский район) может достаться "Новороссийскому морскому торговому порту" (НМТП) за $2,15 млрд. Это больше оценки рынка, но вдвое ниже, чем оценка генерального директора "Транснефти" (один из совладельцев ПТП) Николая Токарева, данная им в конце 2009 года.

НМТП намерен привлечь кредит на сумму не более $1,95 млрд для покупки 100% ПТП, говорится в сообщении компании. Стоимость ПТП, согласно оценке, проведенной ЗАО "Центр профессиональной оценки", составляет $2,153 млрд (при условии наличия долга не более 10,94 млрд руб.).

НМТП планирует использовать имеющиеся наличные ресурсы и дополнительно привлечь банковское финансирование. Банк будет выбран по результатам открытого конкурса. Срок кредита составит не более 7 лет.

Одновременно с приобретением ПТП Новороссийский порт сам сменит владельцев. Компанию Novoport Holding Ltd, владеющую 50,1% акций НМТП (сейчас принадлежит Александру Пономаренко, Александру Скоробогатько и Аркадию Ротенбергу), приобретет нынешний владелец ПТП - компания Omirico Ltd., представляющая интересы АК "Транснефть" и структур бизнесмена Зиявудина Магомедова.

Тем акционерам, кто проголосует против покупки Приморского порта на предстоящем собрании акционеров или не будет голосовать по этому вопросу, НМТП, согласно законодательству, предложит выкуп акций. Цена выкупа, которая выносится на утверждение совета директоров - 4,9 руб. за штуку. Стоимость акции была рассчитана ЗАО "Центр профессиональной оценки", и ее надлежит согласовать в Росимуществе (акционер НМТП).

Общая сумма средств, направленных на выкуп, не должна превышать 10% от стоимости чистых активов НМТП, указанным в отчете по РСБУ. По состоянию на 30 июня 2010 года размер активов ОАО "Новороссийский морской торговый порт" достигал порядка 23 млрд руб., и, таким образом, компания может потратить на выкуп до 2,3 млрд руб.

Все условия сделки предстоит обсудить на внеочередном собрании акционеров НМТП, дату которого назначит совет директоров компании.

Кроме этого, компания должна получить предварительное одобрение от Федеральной антимонопольной службы РФ (которая попросила НМТП предоставить параметры и назвать стоимость готовящейся сделки до 29 октября), оформить окончательную документацию, согласовать цену приобретения ПТП с Росимуществом, провести открытый конкурс для привлечения банковского финансирования.

Аналитик UniCredit Securities Владимир Кузнецов отмечает, что планируемая цена выкупа акций соответствует $12,06 за глобальную депозитарную расписку (GDR), и на 26% превышает цену закрытия понедельника, что может вызвать рост цен акций ПТП.

"Следует отметить, что цена приобретения ПТП в $2,2 млрд существенно ниже оценки его стоимости в $5 млрд, упомянутой президентом "Транснефти" Николаем Токаревым в декабре 2009 года, что должно несколько успокоить акционеров НМТП.

Тем не менее, и новая цена сделки приведет к существенному изменению состояния долга НМТП. Чистый долг компании составлял всего $447 млн на конец 2010 года, и сумма нового долга, который планируется привлечь, в размере $1,95 млрд, значительно превысит выручку компании - по прогнозам, около $700 млн за весь этот год (без ПТП), добавляет он.

Эксперты "ВТБ Капитала" отмечают, что сумма сделки несколько превысила их ожидания - аналитики по акциям оценивали стоимость (enterprise value) ПТП в $1,5-2,0 млрд. Вероятность снижения кредитных рейтингов НМТП из-за роста долга увеличится, но у компании есть шансы сохранить текущую комбинацию рейтингов. "Сделка позволит существенно укрепить бизнес-профиль, а низкий уровень потребности в капитальных вложениях позволит быстро снизить долговую нагрузку", - отмечают аналитики.

Эксперты "ТКБ Капитала" на данный момент считают стоимость ПТП завышенной, поскольку "компания оценена со значительной премией к текущим мультипликаторам НМТП". В свою очередь, аналитик "Ренессанс Капитала" Иван Ким полагает, что цена покупки ПТП соответствует ожиданиям, и не отмечает значительного потенциала роста котировок акций НМТП с текущих уровней. При этом он считает, что вопросы корпоративного управления в краткосрочной перспективе будут влиять на котировки.

Напомним, что НМТП сообщило о готовящейся сделке по приобретению 100% ПТП в сентябре. Как сообщалось, сделку планируется закрыть до конца 2010 года.

"Транснефть" и "Сумма Капитал" будут владеть 50,1% НМТП на паритетных началах, пояснял "Интерфаксу" источник, знакомый с условиями готовящейся сделки.

Помимо Novoport, крупным акционером НМТП является Росимущество (20%), 5% в управлении у ОАО "РЖД", 19,38% находятся в обращении на Лондонской фондовой бирже и российских площадках.

В начале октября готовящуюся сделку прокомментировал премьер-министр Владимир Путин, который заявил, что смену контроля в НМТП инициировало не государство: по его словам, нынешние владельцы порта решили инвестировать средства в другие отрасли.

Порт Приморск является крупнейшим нефтяным портом в РФ, осуществляет перевалку примерно 30% экспортируемой нефти, добываемой в России, и приблизительно 37% нефти, идущей на экспорт через российские морские порты.

Новости по теме

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });