Потенциал торговых отношений России и Китая необходимо реализовывать

Торговый представитель России в Китае Сергей Цыплаков рассказал "Интерфаксу" о о нынешнем состоянии российско-китайской торговли и перспективах дальнейшего взаимодействия

Потенциал торговых отношений России и Китая необходимо реализовывать
Потенциал торговых отношений России и Китая необходимо реализовывать

Москва. 21 сентября. INTERFAX.RU - Перед началом государственного визита президента РФ Дмитрия Медведева в Китай, который пройдет 26-28 сентября 2010 года, торговый представитель России в Китае Сергей Цыплаков рассказал агентству "Интерфакс" о нынешнем состоянии российско-китайской торговли.

- Сергей Сергеевич, не могли бы Вы проиллюстрировать нынешнее состояние российско-китайской торговли?

- По итогам восьми месяцев 2010 года, согласно китайской таможенной статистике, товарооборот между Россией и Китаем составил $35,34 млрд, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 47,6%. При этом российский экспорт в Китай за тот же период вырос на 27,7% и достиг $17,45 млрд, импорт России из Китая вышел на рубеж $17,89 млрд, увеличившись в годовом исчислении на 76,7%.

Таким образом, в январе-августе 2010 года зафиксировано отрицательное сальдо внешнеторгового баланса России в торговле с Китаем в размере $440 млн.

Следует отметить, что наблюдается неплохая динамика роста товарооборота по сравнению с 2009 годом, однако, если сравнивать этот показатель с аналогичным периодом докризисного 2008 года, то товарооборот "не дотягивает" 5,8%.

В целом, товарооборот между Россией и Китаем за восемь месяцев 2010 года так и не достиг объема аналогичного периода 2008 года, поэтому можно констатировать, что двухсторонняя торговля по-прежнему находится в стадии восстановительного роста.

Привлекает внимание помесячная динамика взаимных поставок. Впервые с сентября 2009 года, в июле 2010 года был зафиксирован отрицательный рост российского экспорта в Китай на 15,8% в годовом исчислении. В августе эта тенденция сохранилась: по сравнению с августом 2009 экспорт России в Китай сократился на 11%.

- А в чем причины этого явления?

- Макроэкономическая ситуация и в России, и в Китае оказывает сильное влияние на торговлю между двумя странами. Ранее прогнозировалось, что в начале года будет наблюдаться быстрый рост российского экспорта, это было обусловлено спросом на российские сырьевые товары на китайском рынке и относительно благоприятной ценовой конъюнктурой. Однако, начиная со второго квартала 2010 года ситуация начала меняться, наметилась тенденция к замедлению темпов роста китайской промышленности, что и повлияло на темпы увеличения экспорта России.

Одновременно наблюдается ошеломляющий рост китайского экспорта в РФ: в июне он вырос на 84,23%, в июле - на 132,5%, в августе - на 98,6%. Это связано, отчасти, с низкой исходной базой 2009 года, но и свидетельствует о постепенном восстановлении на российском рынке потребительского и инвестиционного спроса. Рост китайского экспорта идет, практически, по всем товарным группам.

Если прогнозировать объем российско-китайского товарооборота по итогам 2010 года, то уже очевидно, что при самом оптимальном варианте можно будет рассчитывать на показатель 2008 года - то есть на $54 млрд - $56 млрд.

- Что можно сказать о структуре российско-китайской торговли в 2010 году?

- Она не претерпела значительных изменений. По-прежнему почти половина российского экспорта приходится на минеральное топливо: нефть и нефтепродукты. Например, по итогам января-июля Россия поставила Китаю 9,8 млн тонн нефти, это на 11,5%, превышает показатель аналогичного периода 2009 года в физическом объеме и на 70,58% - в стоимостном выражении.

Таким образом, Россия в июле в совокупном объеме китайского импорта нефти вышла на четвертое место после Саудовской Аравии, Анголы и Ирана.

Интересно, что отмечен резкий рост поставок нефти морским транспортом, он за восемь месяцев составил 3,9 млн тонн, увеличившись на 43%. По железной дороге в Китай за восемь месяцев было поставлено 5,84 млн тонн.

Если говорить о других энергетических товарах, то следует отметить существенный рост экспорта из России в Китай угля и электроэнергии.

В качестве примера отмечу, что в январе-августе 2010 года зафиксирован рост поставок в Китай российского коксующегося угля в физическом объеме в три раза до 2,5 млн тонн.

Уголь стал важной позицией российского экспорта, чего не было еще два-три года назад. Китай уже превратился в нетто-импортера угля, что связано с реконструкцией этой отрасли, закрытием большого числа малых угольных шахт в КНР. Крупные китайские угольные компании стали проявлять растущий интерес к разработке угля за рубежом, в том числе и в России. Так, китайская корпорация "Шэньхуа" ведет переговоры о серьезных инвестициях в разработку угля в Амурской области России.

Что касается электроэнергии, то ее экспорт из России в Китай увеличился за восемь месяцев 2010 года в физическом объеме на 124%, составив 631 млн кВт.ч. на сумму в $26 млн. Правда, поставки осуществляются пока еще в рамках приграничной торговли.

Положительным сдвигом в структуре двухсторонней торговли можно назвать существенное увеличение поставок в Китай пиломатериалов - они достигли за семь месяцев года 2,9 млн кубометров, увеличившись в годовом исчислении на 120% в физическом объеме и на 80% - в стоимостном исчислении. Одновременно на 6,2% в физическом объеме сократились поставки круглого леса.

Вместе с тем, перепроизводство черных металлов в Китае и результаты антидемпингового расследования, проведенного КНР в отношении российской электротехнической стали привели к резкому сокращению российского экспорта этих товарных групп.

- А как обстоят дела по линии приграничной торговли и в области реализации программы сотрудничества российских Сибири и Дальнего Востока с северо-восточными провинциями Китая?

- Приграничная торговля испытала на себе серьезное влияние кризиса, ее объем сократился почти на половину. Сейчас наблюдается восстановительный рост.

Программа межрегионального сотрудничества также постепенно реализуется, идет работа по восьми крупным проектам, которые в нее заложены.

- Какая ситуация наблюдается в инвестиционном взаимодействии?

- Оно постепенно наращивается. Так, за январь-июнь 2010 года объем китайских инвестиций в Россию составил $260 млн, то есть, вырос по сравнению с первым полугодием 2009 года на 58,5%.

Суммарный объем китайских инвестиций в российскую экономику составил $2,28 млрд. Они пошли на объекты лесной промышленности, торговли, легкой и текстильной промышленности.

В июне 2010 года китайская инвестиционная делегация посетила ряд регионов России - Рязанскую и Орловскую области, Алтай, был достигнут ряд договоренностей. В стадии переговоров находятся возможные инвестиции китайской стороны в ТЭС в Ярославле.

Китайские компании проявляют большой интерес к сотрудничеству в области строительства инфраструктурных, в частности, автодорог.

- Как Вы оцениваете перспективы российско-китайского торгово-экономического сотрудничества, по каким направлениям оно должно развиваться в будущем?

- Наши торгово-экономические отношения преодолели тяжелую фазу кризиса, но они обладают большим потенциалом углубления и развития. Этот потенциал обязательно необходимо реализовать.

Конечно, надо думать о завтрашнем дне и искать новые направления. В частности, хочу обратить внимание, что в начале сентября Госсовет КНР утвердил программу развития ряда растущих отраслей, среди которых технологии энергосбережения и защиты окружающей среды, информационная индустрия - новое поколение телекоммуникационных сетей, биоиндустрия, новые источники энергии, производство гибридных автомобилей и электромобилей, высокотехнологичного оборудования, космических аппаратов, новых материалов, включая композитные.

Эта программа будет реализовываться в годы 12-й китайской пятилетки (2011-2015 годы) и в дальнейшем. С этим в Китае связывают переход к новой модели экономического развития.

Как известно, задачи развития аналогичных отраслей стоят и перед Россией. Поэтому, можно сказать, что в сотрудничестве в этих областях - завтрашний день наших торгово-экономических отношений с Китаем, их новые перспективы.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений