Драйвером роста экономики может стать инфляция

Глава Сбербанка Герман Греф в интервью "Интерфаксу" рассказал о том, как будет развиваться ситуация в экономике, какой динамики по кредитам и депозитам он ждет

Драйвером роста экономики может стать инфляция
Драйвером роста экономики может стать инфляция
Фото: Reuters

Москва. 27 сентября. INTERFAX.RU – Глава Сбербанка Герман Греф считает, что перелом инфляционного тренда может в ближайшей перспективе подстегнуть рост экономики. Растущие цены будут стимулировать население больше тратить, а ожидание роста кредитных ставок заставит компании поторопиться с принятием решений о привлечении заемного финансирования. О том, как будет развиваться ситуация в экономике, какой динамики по кредитам и депозитам ждет Сбербанк Г.Греф рассказал в интервью агентству "Интерфакс ".

- Герман Оскарович, как Вы оцениваете нынешнюю экономическую ситуацию в России, когда мы увидим более активный рост, за счет чего это произойдет?

- Ситуация сейчас достаточно сложная: все летние месяцы экономика фактически топталась на месте. Это, конечно, не рецессия, но стагнационные тенденции явно налицо.

"Отскок ото дна" был значительно меньше ожидаемого. Еще полгода назад мне казалось, что в настоящее время темпы роста будут выше, чем те, что мы наблюдаем сегодня. Инвестиционная активность очень низкая, - это хорошо видно по динамике в сфере кредитования. На рынке сейчас очень много дешевых – точнее самых дешевых за последние 20 лет, - финансовых ресурсов. Таких низких процентных ставок как сейчас в России не было никогда в новейшей истории. Тем не менее, спрос на кредиты очень низкий. Это говорит об узости потребительского и инвестиционного спроса, слабой экспортной динамике (если не считать экспорт сырьевых товаров). Но и сырьевой сектор перестал быть фактором роста: уже несколько месяцев наблюдается стагнация цен на ключевые товары, производимые Россией. Цены на нефть сравнительно высоки, но относительно стабильны (при высокой волатильности) уже со второй половины прошлого года. Цены на многие другие товары – алюминий, медь, лес и черные металлы - находятся в середине ценового диапазона, и также стагнируют. Как результат, компании предпочитают отложить инвестиции, и ждут того момента, когда станет лучше понятно, как будет развиваться ситуация. А новых факторов роста пока не видно.

Как ни парадоксально, в краткосрочной перспективе таким "мотором" может стать растущая инфляция. В ожидании замедления инфляции физические лица увеличили свои сбережения, а юридические лица и инвесторы не брали кредитов, рассчитывая на дальнейшее падение ставок. Сейчас всем стало очевидно, что инфляция поменяла свою динамику. Вполне возможно, что инфляция подстегнет потребительский спрос – видя, что цены растут, люди начнут больше тратить, покупая товары длительного пользования. Компании начнут активнее брать деньги в кредит, опасаясь теперь уже роста ставок. Как результат – могут начать расти и инвестиции: компании начнут реализовывать отложенные ранее проекты.

Но это моя версия возможного сценария развития, а как все будет складываться на самом деле, с высокой степенью вероятности вам сегодня не скажет никто. Если взять более дальнюю перспективу, то, скорее всего, возврата к быстрым темпам роста в ближайшие годы ждать не стоит, но маловероятно и повторение рецессии. Если не произойдет никаких коллапсов в мировой экономике, то мы, судя по всему, станем свидетелями слабенького (3-4.5%), но все же роста.

- Как скоро могут начать повышаться ставки по кредитам?

- Обычно ставки следуют за инфляцией с лагом 3-4 месяца. Думаю, что так будет и в этот раз.

- В связи с возможным ростом ставок, как Вы видите перспективы роста кредитования на этот и следующий год, ждете ли улучшения динамики по этому показателю в ближайшее время?

- Мы сохраняем прогноз роста кредитования на это год 10-15%. В следующем мы закладываем тоже не очень высокую динамику кредитного портфеля - на уровне 15-18% роста. Пока источников для прорыва не видно, но при этом нет и поводов для глубокого пессимизма. Наиболее вероятный сценарий – медленное восстановление и постепенное преодоление последствий кризиса.

- Сбербанк ожидает роста по депозитам на уровне 30% в этом году, как Вы оцениваете этот темп, какие ожидания на следующий год?

Да, мы ожидаем 30%-го роста. Сегодня темпы роста депозитов значительно выше темпов роста кредитования. Вялый потребительский спрос, конечно, снижает потенциал экономического роста, это негативно влияет на спрос на кредиты. По нашим прогнозам, в следующем году подобная тенденция, скорое всего, сохранится – темпы роста накоплений будут выше, чем темпы роста кредитования, хотя последние все же ускорятся.

- Что будет с доходами банков в такой ситуации?

- Конечно, банковская маржа в первую очередь зависит от спроса на кредиты. Сегодня мы видим очень резкое снижение маржи. Важно, чтобы в такой период времени не было больших потерь по портфелю, потому что, если одновременно со снижением маржи возникнет необходимость формирования резервов – это будет убийственно для банков. Но так как сейчас ситуация с просроченной задолженностью стабилизируется, плюс к тому банки сумели сформировать необходимые резервы еще до того, как маржа начала резко падать, то банковский сектор все-таки останется прибыльным, хотя прибыль и не будет очень высокой.

- Сбербанк сформировал большой объем резервов под возможные потери, когда вы начнете распускать их?

- Мы с самого начала говорили, что вряд ли 2010 год будет годом массового роспуска резервов, мы не видим оснований для оптимизма в этом году. Для себя мы планируем, что начнем распускать резервы в следующем году и в 2012-м.

Мы проводим достаточно консервативную политику - у нас резервы покрывают проблемные долги более чем в 2 раза. Мы считаем, что это абсолютно оправдано в текущей ситуации, нам нужно иметь достаточный запас прочности и уверенность на случай всевозможных колебаний.

- О каком объеме распускаемых резервов в ближайшие два года идет речь?

- Сейчас сложно говорить. Мы занимаемся подготовкой бизнес-плана на следующий год, который включает и планы на трехлетний период. Я думаю, что к концу года мы будем иметь представление о том, какой объем резервов сможем распустить в связи с возвратом части просроченных долгов.

- Сбербанк скоро запустит экспресс-кредитование – кредитование с принятием решения в течение часа. Какого эффекта Вы ожидаете от введения этого продукта?

- Мы, действительно, планируем провести тестирование проекта по экспресс-кредитованию в ряде территориальных банков, но это будет только в середине 2011 года. Мы также рассматриваем возможность быстрого кредитования клиентов в торговых сетях (POS-кредитование).

- Сейчас происходят слияния банков на рынках Европы, в том числе Восточной. Сбербанк по-прежнему сохраняет интерес к восточноевропейским банкам? Ведутся ли переговоры о покупке конкретных активов?

- Нам интересны банки в зоне нашего потенциального присутствия – это Азия и Восточная Европа, и, конечно, СНГ. В ключевых странах СНГ, которые нам интересны по бизнесу, мы уже присутствуем. На сегодняшний день кроме уже известных случаев, мы пока не рассматриваем никакие конкретные варианты приобретений. Но я не исключаю совершения подобного рода сделок, если на рынке будут появляться интересные нам активы по привлекательной для нас цене.

- Испанский банк Santander недавно объявил о покупке за 3 млрд евро польского банка, акционер которого ранее предлагал сделку и Сбербанку. А какую сумму Сбербанк может потратить на потенциальное приобретение?

- Если речь идет о гипотетической сумме, то Сбербанк имеет все возможности для того, чтобы направить на эти цели несколько миллиардов долларов. Ресурсы у нас есть, уровень достаточности капитала значителен, поэтому мы можем себе позволить приобретения не на один миллиард. Но весь вопрос не в сумме, а в качестве активов, которые мы приобретаем.

К примеру, мы купили в прошлом году банк в Беларуси по привлекательной цене. Сейчас мы видим, что эта сделка была очень выгодной. Банк имеет значительную долю на белорусском рынке, при этом в текущем году он на 60% увеличил прибыль по сравнению с прошлым годом. Если будут такого рода предложения, то мы с удовольствием будем покупать.

- Принято ли решение по казахстанскому БТА-банку, или вы продолжаете переговоры? Это все еще привлекательный для вас актив? Сбербанк хотел ввести в совет директоров БТА-банка своего представителя, когда это произойдет?

- Да, актив в принципе привлекательный – но вопрос упирается в условия продажи. Мы ведем переговоры. Вопрос по совету директоров также находятся в стадии обсуждения.

- Сбербанк собирается выпускать депозитарные расписки на свои акции. Известно, что ФСФР выступала против этого шага. Что даст Сбербанку выпуск депозитарных расписок, в какой форме и когда это произойдет?

- Во-первых, ФСФР никогда не была против. Расширение возможностей для покупки российских акций инвесторами с западных или восточных рынков будет способствовать не снижению, а увеличению ликвидности на торгах российскими акциями. Объем торгов по нашим акциям увеличится, цена будет лучше отражать стоимость компании, ценовая волатильность, связанная только с внутренней ликвидностью снизится и т.д. От этого выиграют все. Но я бы не хотел пока говорить конкретно о форме выпуска, его объеме и сроках.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений