Куда российскому инвестбанку податься?
Слухи о возможной покупке госбанком доли в "Тройке Диалог" или "Ренессанс Капитале" вновь среди самых популярных на рынке
Москва. 23 сентября. FINMARKET.RU - Прошло два года с момента наступления кризиса в России. Участники финансового рынка уже проанализировали события позапрошлой осени и вспоминают о них спокойно.
Это время было особенно тяжелым для крупнейших российских инвесткомпаний - "Тройки Диалог" и "Ренессанс Капитала", которым, в отличие от коммерческих банков, государство не оказало финансовой поддержки. Многие тогда ждали, что многолетних лидеров рынка купят госбанки, но этого не произошло. Инвестбанки нашли поддержку сами - на рынке. Сегодня возникает ощущение дежа вю, потому что спустя два года слухи о возможной покупке госбанком доли в "Тройке" или "Ренессансе" вновь среди самых популярных на рынке. Насколько эти слухи близки к реальности, пока судить сложно, но у них точно есть теоретическая база: спасение от кризиса инвестбанки нашли, но вот как им жить и развиваться дальше - не понятно.
Земля слухами полнится
Один из самых устойчивых слухов - слух о желании предпринимателя Михаила Прохорова выйти из инвесткомпании "Ренессанс Капитал", в которой ему принадлежит половина, а также о том, что сейчас ведутся переговоры со Сбербанком о продаже ему этой доли.
Второй слух также касается Сбербанка, но в качестве потенциального объекта для покупки выступает уже "Тройка" (один из основных ее владельцев Рубен Варданян ранее говорил о возможности продажи своей доли в компании в течение трех лет).
Эти слухи вполне укладываются в логику заявлений Сбербанка о намерении создать инвестбизнес, однако пока они не воплотились в реальность.
Президент Сбербанка Герман Греф на инвестиционном форуме в Сочи сообщил агентству "Интерфакс", что банк еще не определил модель, по которой будет развивать свой инвестиционный бизнес. Он также отказался комментировать вопрос о переговорах с акционерами "Ренессанс Капитала" и "Тройки Диалог".
В кризис обе инвесткомпании получили новых акционеров. "Ренессанс Капитал" - Михаила Прохорова, который купил контрольный пакет за $500 млн, "Тройка Диалог" - южноафриканский Standard Bank, заплативший за 33% акций компании (позже доля выросла до 36,4%) $200 млн и 100% своего российского бизнеса.
В 2008 году на российском рынке появился новый сильный игрок: ВТБ создал инвесткомпанию "ВТБ Капитал". При этом ВТБ не стал приобретать готовую компанию, а перекупил одну из сильнейших на рынке команд - инвестблок российского Deutsche Bank.
Нет жизни без большого баланса
В той форме, в которой сейчас существуют российские инвестбанки, их судьба предрешена, считает один инвестбанкир, пожелавший остаться неназванным. Им придется слиться с более сильными игроками, чтобы выжить.
"Сейчас во всем мире выигрывают банки с универсальной корпоративной и инвестиционной платформой - для инвестбизнеса нужен банк с сильным балансом, который может поддерживать его капитальные операции", - сказал собеседник агентства.
"Ренессанс Капитал" хотел сделать совместное предприятие с RBS, но у него по каким-то причинам не вышло, хотя мысль была правильной", - отметил банкир.
По его мнению, "Тройка Диалог" сделала правильный шаг, заключив партнерство с глобальным банком на развивающихся рынках Standard Bank.
Глава компании "Третий Рим" Андрей Мовчан скептически относится к альянсу "Тройки" и Standard Bank.
"Одно дело дать капитал в кризис, а другое - включиться в развитие локального банка своим капиталом, балансом и международными возможностями", - сказал А.Мовчан, отметив, что 30%-ная доля - это еще не тот уровень стратегического партнерства, который необходим сегодня.
Он согласен, что локальные инвестбанки находятся сейчас в сложной ситуации, поскольку становятся жертвами собственной модели. Они претендуют на большой бизнес, для чего выстроили тяжелую и дорогую структуру, как у глобальных инвестбанков, которая предполагает большое количество людей, в том числе статусных и "дорогих", разветвленный бизнес (большая часть которого не приносит дохода), крайне дорогую платформу и существенные затраты на рекламу и PR-сопровождение. Но глобальными банками с их высокими рейтингами, масштабом операций, большим балансом, возможностями присутствия в намного более "продуктивных" регионах им не стать.
К тому же после кризиса поле локального бизнеса резко сузилось, и в выигрыше остались глобальные игроки, готовые "финансировать" голодные годы в ожидании будущего и предоставлять клиентам услуги чуть ли не в убыток. А "снизу" наступают небольшие компании - бутики, которые более гибки, мобильны и себестоимость бизнеса которых значительно ниже.
"Вот поэтому локальные инвестбанки вынуждены искать стратегического партнера, которым сейчас может выступить либо государство, либо финансовая группа. Для них продажа доли государству или квазиолигархической структуре - это органический путь развития. Только ни государство, уже имеющее успешный опыт создания "ВТБ Капитала" через наем команды, ни "олигархи", также тяготеющие к созданию своих брендов, а не к покупке компаний "с историей", не торопятся", - сказал А.Мовчан.
Еще один вариант сохранения бизнеса крупных локальных инвестбанков - это продать их глобальному игроку, но сегодня нет очевидного спроса.
Один из собеседников агентства выразил мнение, что вероятность покупки Сбербанком доли в "Ренессанс Капитале" не велика.
"Я думаю, что Сбербанк не упустит возможности продемонстрировать рынку, что он не глупее ВТБ, и попытается сам создать инвестбизнес не хуже "ВТБ Капитала", - сказал он.
Можно развиваться и без баланса
Главный исполнительный директор по управлению бизнесом "Тройки Диалог" Жак Дер Мегредичян не согласен с утверждением, что инвесткомпаниям будет сложно существовать без баланса большого банка.
Он считает, что банки, напротив, должны разделять коммерческую и инвестиционную деятельность.
"Кризис показал, что совмещение этих двух бизнесов приводит к проблемам. В случае неудач универсальные банки нужно спасать вне зависимости от того, насколько рисковую деятельность они вели, потому что они играют значимую экономическую и социальную роль, имеют большие кредитные и депозитные портфели - государство просто не может себе позволить дать им обанкротиться. Но при этом универсальные банки также ведут и более рисковую, инвестиционную деятельность, поддерживать которую государству не следует - и хорошо если банк успешен в них, а если нет, то это его проблемы", - сказал он агентству "Интерфакс".
Выход из этого положения - можно ограничивать универсальные банки в совершении ряда операций, но это возможно только до определенного уровня. К примеру, сейчас западные рынки уже начинают страдать от избыточной зарегулированности.
"Есть и другие риски - допустим, вам надо захеджировать риск на какую-нибудь российскую компанию, вы делаете это через CDS с глобальным банком и берете его риск, а мы знаем, что иногда случается с глобальными банками. В связи с этим общая тенденция сводится к тому, что большинство инструментов станут биржевыми, для них не нужен баланс большого коммерческого банка. Эти инструменты более прозрачны, ликвидны и надежны, - считает Ж.Д.Мегредичян.
Универсальные банки также могут прокредитовать клиента, дать ему бридж-кредит, чтобы получить мандат на инвестбанковскую сделку, но это несет в себе риски взаимной зависимости банка и клиента. "Тройка" же может за несколько недель выпустить биржевые облигации компании, и тогда она сможет привлечь краткосрочное финансирование с рынка.
"Все увидели, что принцип "too big to fail" уже не работает, любой институт может послезавтра исчезнуть. С большинством из них так и случилось бы, если бы государство не помогло. Но нам государство не помогло, и мы, не без трудностей, конечно, но, тем не менее, самостоятельно прошли кризис 2008 года. У нас сейчас нет недостатка денег, мы имеем достаточный капитал, кроме того, исходя из имеющихся линий с партнерами, мы можем привлечь дополнительно $1 млрд", - отметил Ж.Д.Мегредичян.
Какие перспективы
Для "Тройки" А.Мовчан видит наиболее вероятные перспективы в продаже оставшейся доли южноафриканскому банку или в выкупе доли Рубена Варданяна менеджментом через кредитную схему, что превратит компанию в партнерство в полном смысле этого слова.
Вполне вероятная перспектива "Ренессанса" - концентрация на новых рынках вплоть до "мягкого" ухода из России. Инвестбанк может развиваться в Африке, где у него уже сейчас достаточно сильные позиции, а также в Индии. Африканский рынок в настоящее время примерно такой, каким был российский 15 лет назад, это позволит опытному "Ренессансу" стать настоящим панафриканским игроком, лидером местного рынка. Даже если "ВТБ Капитал" и другие российские банки зайдут на африканский рынок, это не помешает "Ренессансу" занять лидирующие позиции, поскольку для ВТБ этот бизнес будет периферийным, направленным на обслуживание экспансии российских компаний, а для "Ренессанса" - основным.
Какой бы ни была судьба локальных игроков, главное, чтобы конкуренция в инвестиционном бизнесе сохранилась и российский рынок не превратился в берлогу с двумя медведями.
/Финмаркет/