Красота - это бизнес
В России благодаря различным телешоу все популярнее становятся услуги стилистов-шопперов и имиджмейкеров. Каков объем рынка таких услуг и сколько может стоить превращение из "гадкого утенка" в "царевну-лебедь", выяснял "Финмаркет"
Москва. 21 сентября. FINMARKET.RU - До недавнего времени средний российский обыватель и не думал обращаться к услугам стилистов. Однако времена меняются, и теперь отправиться на шопинг с персональным консультантом событие почти рядовое. Росту популярности услуг стилистов-шопперов и имиджмейкеров во многом способствовали модные телешоу, где специалисты пытаются преобразить уставших от забот женщин.
О том, как в России развиваются услуги "менеджеров по красоте", выяснял "Финмаркет". Для начала, внесем ясность в определения. "В Европе обычно говорят "стилист", а в России всё чаще используют понятие "имиджмейкер", - говорит о разнице в терминах Юлия Полюхович, директор по связям с общественностью Института репутационных технологий "Арт & Имидж".
По ее словам, для нашей страны характерно разделение понятий "стилист" и "имиджмейкер". "Стилист чаще занимается только визуальным образом. Имиджмейкер – это стилист, психолог, коуч и шоппер одновременно", - говорит собеседница агентства. Таким образом, имиджмейкер более широкое понятие.
Оценить объем рынка услуг специалистов по красоте в России чрезвычайно сложно. "В среде профессионалов в области неотложной fashion-помощи очень много так называемых одиночек, которые работают самостоятельно, а не в имидж-студиях или агентствах. Рынок не совсем прозрачен для исследований", - объясняет Ю.Полюхович.
Ведущий эксперт ВНИИПРиМ (Всероссийского научно-исследовательского института потребительского рынка) Дмитрий Абзалов также затруднился с оценкой такого "несистемного рынка", отметив при этом, что "высокой рентабельности там не увидишь". По его словам, спрос на такие услуги "серьезно зависит от покупательной способности" населения, а потому 2008-2009 гг. оказались очень сложными для рынка. Сохранили свои позиции только крупные сети, говорит Д.Абзалов. "Кризис потопил несколько мелких компаний, занимающихся имидж консалтингом", - отмечает стилист и владелец проекта Maximage.ru Роман Белоснежный.
По словам президента Лиги профессиональных имиджмейкеров Виктора Шепеля спрос на имиджмейкеров в России пока крайне мал. В денежном выражении около 200 млн рублей в год.
"Если оценить работу над индивидуальным имиджем в среднем в 50 тыс. рублей, семейным имиджем - 100 тыс. рублей, корпоративным имиджем - 300 тыс. рублей, то в год рынок имиджмейкерских услуг составляет где-то 200 млн рублей", - говорит В.Шепель. Причем, по его словам, "в период выборных (федеральных) компаний и компаний, которые происходят в регионах постоянно, затраты на имидж-услуги составляют около 700 млн рублей". Ну а "принимая во внимание "теневые" затраты на подобные политические и лоббийские (коррупционные) мероприятия, то общие затраты на имиджмейкерские услуги, которые включают и мероприятия по PR" достигают более 1 млрд рублей, отмечает президент отраслевой ассоциации.
"Руководители компаний и государственные деятели, так называемые VIP-персоны, обязательно пользуются услугами личных стилистов, - соглашается Ю.Полюхович. - Правда, часто умалчивают об этом".
Впрочем, сейчас специалисты говорят о тенденции роста рынка услуг стилистов-шопперов и имиджмейкеров. "Рынок растет постоянно, и это заметно", - говорил Р.Белоснежный. "По моему мнению, стремительный рост рынка придется на ближайшие 5 лет", - полагает Ю.Полюхович. Причем конкуренция, по ее словам "растет с каждым днем, что обусловлено повышенным спросом на услуги стилистов".
С этого года, по словам собеседницы "Финмаркета", имидж-студиями обзаводятся некоторые торговые комплексы (например, Vegas и "Атриум"). Владельцы крупных одежных магазинов также прибегают к услугам специалистов по формированию стиля и имиджа. Компании заказывают тренинги для своих продавцов-консультантов, либо нанимают в штат стилистов, которые не просто "впихивают" товар, а профессионально работают с клиентами, рассказывает Ю.Полюхович. Салоны красоты тем временем активно добавляют новые услуги, привлекая на службу стилистов и имиджмейкеров.
Распространяться "в массы" услуги стилистов стали относительно недавно. "Рынок начал активно развиваться, на мой взгляд, с начала 2007 года", - говорит Р.Белоснежный. Ростом своей популярности услуги специалистов по красоте обязаны массовой медийной поддержке: развлекательными программами по телевидению и новыми модными журналами о шопинге, рассказывает специалист. Хотя, по его словам, общение со стилистами всегда было доступно, а элитарность этих услуг - миф.
Так сколько же стоит обращение к специалистам по стилю? "За один час специалист может провести экспресс-консультацию по цветотипу, и эта услуга в среднем будет стоить не менее 3 тыс. рублей", - рассказывает Ю.Полюхович. На разовое шопинг-сопровождение в Москве клиент, как правило, потратит от 6 до 9 тыс. рублей.
"Цена часа моих услуг - 3-5 тыс. рублей, в зависимости от клиента", - говорит Р.Белоснежный из Maximage.ru, уточняя, что "ценовой подход индивидуален" и "зачастую нам платят деньги исходя из результатов, которых мы добиваемся". По словам стилиста, подбор полного комплекта одежды, прически и макияжа может стоить приблизительно 16-18 тыс. рублей.
По подсчетам Ю.Полюхович, "полное преображение, в список услуг которого не входит, разве что, поход к пластическому хирургу, обойдется клиенту от 100 тыс. рублей". Причем собеседница агентства замечает, что цены на услуги специалистов растут вслед за увеличивающимся спросом.
Клиентами стилистов-шопперов бывают мужчины и женщины 16- 60 лет, говорит Р.Белоснежный. Клиентов со средним достатком по его словам больше, чем со сверхдоходами.
Разумеется, пока услуги консультантов по стилю предлагаются преимущественно в двух российских столицах. Впрочем, с конца 2008 года рынок начал активно развиваться в провинции, и многие компании открыли свои представительства в разных городах страны, говорит собеседник "Финмаркета". Однако Ю.Полюхович уверена, "российские провинции - это не сейчас, это в будущем".
Среди основных участников рынка услуг стилистов-имиджмейкеров Р.Белоснежный помимо уже упомянутых "Арт & Имидж" и Maximage.ru назвал НИА "Гид по стилю", Imageschool, First Impressions. Причем большинство крупных игроков на рынке занимаются тем, что обучают других стилистов, рассказал он.
/Финмаркет/