Чиновничий спор об иномарках
Минпромторг рассчитывает в ближайшие дни согласовать новые правила промсборки автомобилей. Пока положительный ответ на проект так и не дало Минэкономразвития
Москва. 20 сентября. FINMARKET.RU - Министерство промышленности и торговли планирует до октября решить вопрос с введением новых правил режима промсборки автомобилей. "Мы находимся на финальной стадии согласования, Минфин и ФТС наши предложения согласовали. Нам осталось окончательные точки обсудить и проверить с министерством экономического развития, у которого есть ряд вопросов и замечаний к этой программе", - заявил директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексей Рахманов в субботу в кулуарах IX Международного инвестиционного форума в Сочи. "Будем выходить на финальную стадию. Надеюсь, это займет несколько дней", - процитировал его "Интерфакс".
Ранее Минпромторг рассчитывал уже в начале осени ввести новые требования по локализации производства. "К середине сентября новая промсборка будет жить", - обещал А.Рахманов в августе. Однако против ужесточения режима выступили Минэкономразвития и сами автопроизводители, многие из которых в случае нововведений останутся без льгот на импорт комплектующих и прекратят использовать режим промсборки. В субботу А.Рахманов сообщил, что с юридическим департаментом Минэкономразвития все спорные вопросы решены, а программа заработает, как только будет подписан приказ Минюста.
Режим промсборки был введен в 2005 году и обеспечил льготы для инвесторов, готовых создавать в РФ собственные производства автомобилей. В рамках подписанных с Минэкономразвития соглашений (сроком на 7 или 8 лет) автопроизводители получили возможность ввозить комплектующие для сборки автомобилей по ставке 0-5%. В режиме промсборки в России работают заводы Ford, Toyota, Volkswagen, Peugeot-Citroen, Nissan, GM, Hyundai, а также "ИжАвто", "УАЗ", "Автофрамос" , "Соллерс", "АвтоВАЗ" и "ГАЗ".
По новому режиму промсборки планируется, что 60% от добавленной стоимости автомобиля будет производиться в России. Ранее уровень локализации должен был составлять 30%. Также для получения льгот теперь необходимо производить 300 тыс. машин в год (что в 12 раз больше сегодняшних требований), создать производство двигателей и коробок передач на территории России мощностью 200 тыс. штук в год и открыть собственное производство кузовной штамповки. Объем инвестиций должен составлять не менее $750 млн новое производство и до $500 млн в уже существующее. Кроме того, по новым требованиям автоконцернам предстоит иметь свои центры разработок и инжиниринга.
"Ожидание прихода иностранных производителей с новыми технологиями привело к тому, что мы потеряли четыре года... Сегодняшняя промсборка - не более чем конструкторские решения, это не инновации", - жаловался в июле депутат Госдумы Александр Хинштейн, член экспертного совета по вопросам автомобильной промышленности в нижней палате. Более того, по его словам, "ни одна из компаний-производителей не выполняет условий соглашений по локализации" за исключением завода "Автофрамос" (собирает автомобили Renault Logan и Sandero). "Фактически промсборка превращается в способ продаж иномарок без уплаты таможенных платежей. Есть примеры, когда на границе с машин снимают колеса, а затем в России их прикручивают, и вся локализация на этом заканчивается", - заявлял депутат. Новые требования к порядку промсборки отвечают стратегии развития автопрома до 2020 года, а основной акцент сделан на необходимости развития инжиниринговых центров и необходимости внедрения ноу-хау, добавляли в Минпромторге. Подписавшись под более жесткими требованиями, автоконцерны смогут продлить льготы еще на 8 лет.
Как ожидается, правительство обсудит предлагаемые ведомством правила промсборки на совещании в Петербурге во вторник, где премьер Владимир Путин примет участие в открытии завода Hyundai.
/Финмаркет/