Счастливый билет не для всех?

Правительство пока не готово распространить опыт утилизации старых легковых автомобилей на грузовики и автобусы. Вопрос требует тщательной проработки

Счастливый билет не для всех?
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 15 сентября. FINMARKET.RU - Правительство продолжит политику поддержки и развития отечественного производства, в том числе в сфере автомобилестроения, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин на региональной конференции "Единой России" в Нижнем Новгороде.

Программа по утилизации легковых автомобилей будет действовать до конца 2011 года, рассчитывает глава правительства. Но вот рецепт поддержки производителей легковых автомобилей нельзя бездумно выписывать производителям большегрузной техники.

Еще год поддержки

Производители легковых автомобилей в очередной раз вытащили счастливый билет. Программа утилизации старых легковых автомобилей, которая в 2010 г. действовала на протяжении нескольких месяцев и простимулировала спрос на продукцию российского автопрома, будет функционировать и весь 2011 год, рассчитывает премьер.

"С переходящим остатком этого года объем программы составит 14 млрд рублей. Приличные деньги - думаю, на весь год хватит", - сказал В.Путин, отвечая на вопросы из зала о мерах поддержки автопрома.

При этом он заметил, что поддержка автомобилестроения была вопросом принципиального выбора - "по какому пути нам идти, особенно в условиях кризиса".

По программе утилизации, которая получила уже третье дыхание, граждане получают ваучер на 50 тысяч рублей, который идет в зачет при покупке нового автомобиля отечественного производства. Программа, которой предусматривалась выдача 200 тысяч сертификатов, стартовала 8 марта и закончилась досрочно. И так она всем понравилась, в том числе и автопроизводителям, что в августе вышло постановление правительства РФ о том, что программа действует без ограничения по срокам, и была увеличена еще на 200 тыс. сертификатов. В сентябре стало известно, что государство в расходах на следующий год предусмотрело продолжение программы, зарезервировав еще 13,95 млрд рублей.

"Такой у нас спрос, понимаете"

Говоря об "АвтоВАЗе", В.Путин сообщил, что сейчас компания на подъеме и вновь работает с прибылью. По словам премьер-министра, в первую очередь на это повлияла программа утилизации автомобилей, а также рост производства так называемой "классики".

"Ну, такой спрос у нас, понимаете. Люди с небольшими доходами хотят иметь простенькую, но новую машину, но это не значит, что мы должны оставаться все время на этом технологическом уровне", - сказал он.

Он также поделился мнением о потребительских свойствах автомобиля Lada Kalina, на котором недавно проехал более 2,5 тыс. км (Владимир Путин в августе проехал по трассе Чита - Хабаровск за рулем машины Lada Kalina).

"Без всякого преувеличения могу сказать - не ожидал даже. Она сделана с привлечением компонентов из-за рубежа, но не основе новой базы Renault-Nissan, сделана собственными руками, это сегодняшнего дня машина. Для молодых людей это просто хорошая машина. Для такой ниши (автомобилей с ценой около $10 тыс.), по-моему, очень хороший продукт", - отметил.

Lada Kalina премьер противопоставил другому автомобилю из современного модельного ряда "АвтоВАЗа" - Priora.

"Я ездил по полигону на, уже забыл как называется, Priora, по-моему. Произвела не очень хорошее впечатление: шумноватая внутри и двигатель какой-то слабоватый", - констатировал В.Путин.

Как сообщал комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам января-августа продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в РФ выросли на 14%, до 1 млн 135 тыс. штук. В августе было продано 168,6 тыс. машин (рост на 51% в годовом выражении).

Вне досягаемости для конкурентов вновь были автомобили марки Lada - их за восемь месяцев с начала текущего года было реализовано 317 тыс. 693 штук, на 32% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Вазовская "классика" осталась в августе лидером продаж среди моделей - в августе было продано 16 тыс. 44 машины ВАЗ-2105/2107 (+195% к аналогичному периоду прошлого года). Далее в top-5 - еще три автомобиля производства Волжского автозавода - Lada Kalina (9 тыс. 811 машин, +74%), Lada Priora (8 тыс. 360 авто, -2%) и Lada Samara (7 тыс. 916 штук, +11%).

Осторожней на поворотах

Программу утилизации легковых автомобилей начали примерять на себя и производители большегрузной техники. Поддержать производителей грузовых автомобилей, начав в 2011 году программу утилизации старых грузовиков, предлагал, в частности, глава "Ростехнологий" и председатель совета директоров "КАМАЗа" Сергей Чемезов. "Мы написали письмо с просьбой рассмотреть возможность на 11-й год принять программу утилизации грузовиков", - заявлял журналистам С.Чемезов.

Надо отметить, что обвал производства в России грузовых автомобилей был еще более ощутимым по сравнению с "легковушками" и поддержка производителям явно не помешает. Производство грузовиков в России по итогам 2009 году упало на 64,6%, до 91,42 тыс. штук (легковых - на 59,4%).

В июне Владимир Путин подал надежду, заявив, что распространение программы по утилизации автохлама на грузовые машины не исключается. Это, впрочем, будет связано с ростом бюджетных расходов, а таких возможностей у госказны немного, отмечал премьер.

"Не исключаю, что мы можем это сделать, но пока не готов сказать, что мы обязательно это сделаем, и не могу назвать сроки. Но мы над этим думаем", - добавил премьер.

Правительство продолжает думать. Это решение требует дополнительной проработки и чревато непредсказуемыми последствиями, заявил во вторник на конференции в Нижнем Новгороде В.Путин.

Отвечая на соответствующий вопрос представителя ГАЗа о возможных перспективах запуска программы утилизации старых грузовых автомобилей, премьер-министр заявил: "Мне бы очень хотелось это сделать, но для начала нужно подумать как. Когда мы говорим об утилизации легковых автомобилей, мы имеем дело с физлицами, гражданами страны. А если мы говорим о программе утилизации грузовой техники, мы будет иметь дело с юрлицами, которые используют технику в коммерческих целях".

"Эти меры должны быть очень хорошо проработаны", - считает В.Путин.

"На правительственном уровне должны будем принять решение - какого года выпуска машины не подлежат больше эксплуатации? Производства какого года? И как это повлияет на бизнес малых и средних предприятий, на жизнедеятельность многих секторов экономики? Это очень трудно подсчитать. Это очень чувствительный вопрос для многих. А другого пути нет. Нам нужно будет запретить с какого-то времени использование автомобилей какого-то года производства", - пояснил премьер.

Он отметил, что у предложения распространить программу утилизации на грузовики есть и противники, которые высказываются против запрещения эксплуатации грузового автотранспорта определенного года выпуска, предлагая сосредоточиться на контроле его состояния: "Есть и противники, которые говорят, что не надо запрещать, надо убедиться в надежном состоянии".

"Прежде чем это сделать, нужно хорошо подумать. Перед тем как поставить подпись под таким документом, тысячу раз подумаешь о последствиях", - заключил премьер.

"С автобусами попроще, но тоже есть определенные проблемы, связанные с использованием возрастной техники. Хотя в прошлом-позапрошлом годах мы оказали значительную помощь муниципалитетам, выделив 30 млрд рублей на обновление автобусного парка и уборочной техники", - сказал В.Путин.

"Что касается "ГАЗа", несмотря на наличие большого количества проблем, предприятие стабилизировало производство и набирает обороты", - сказал он, заверив, что господдержка "ГАЗа" продолжится.

Новости по теме

Новости

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });