Сейчас Россия как никогда близка к вступлению в ВТО

Замгоссекретаря США Уильям Бернс в интервью "Интерфаксу" оценил шансы России на вступление ВТО, а также развитие российско-американских отношений

Сейчас Россия как никогда близка к вступлению в ВТО
Сейчас Россия как никогда близка к вступлению в ВТО
Фото: Reuters

Москва. 13 сентября. INTERFAX.RU - Заместитель государственного секретаря США по политическим вопросам Уильям Бернс 7-8 сентября провел в Москве серию встреч с российскими официальными лицами и представителями гражданского общества. По итогам визита он дал интервью корреспонденту агентства "Интерфакс" Александру Корзуну.

- Г-н Бернс, как Вы оцениваете нынешний уровень развития российско-американских отношений?

- Наши государства добились большого прогресса и впечатляющих достижений за последние полтора года. В первую очередь, это подписание нового Договора СНВ; значительное сотрудничество в продвижении наших общих интересов в Афганистане; недавнее внесение в Конгресс США на одобрение двустороннего соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии; сотрудничество в сфере дипломатии, в том числе, по таким вопросам, как Северная Корея, Иран; создание президентской комиссии, деятельность которой принесла практическую пользу обеим странам.

Теперь перед нами стоит задача продолжать движение вперед в соответствии с договоренностями президентов двух стран на встрече 24 июня в Вашингтоне. И на следующем этапе сотрудничества мы стремимся расширить взаимодействие, в частности, на такие сферы, как экономика, торговля и инновации.

Я полагаю, что наша центральная задача на этом новом этапе двусторонних отношений - сделать все от нас зависящее, чтобы содействовать вступлению России в ВТО. Россия добилась хорошего прогресса в этом направлении, и президент Обама провозгласил помощь России в достижении этой цели в качестве одного из своих высших приоритетов в отношениях с РФ.

Перед нами стоят многообразные и масштабные задачи. И, я думаю, наши страны добьются многого, работая сообща.

- В ходе нынешнего визита в Москву Вы обсудили широкий круг вопросов. Что нового ожидается в отношениях между нашими странами?

- Как я уже сказал, поддержка Соединенными Штатами членства России в ВТО – очень важная задача, и мы преисполнены решимости сделать все от нас зависящее, чтобы это стало возможным. Правительство России поставило задачу до 30 сентября решить ряд остающихся вопросов. Мы считаем, что РФ добивается успехов в этом направлении. И США будут оказывать поддержку России на многосторонних переговорах в Женеве по вопросу о ее вступлении в ВТО.

- Все же, могут ли США и Россия завершить в сентябре все процедуры в рамках переговоров о вступлении РФ в ВТО?

- Россия и США на саммите в Вашингтоне 24 июня поставили перед собой цель завершить работу по остающимся нерешенным двусторонним вопросам до 30 сентября, и, как я сказал ранее, Россия делает успехи на этом пути. США оказывают России всю необходимую поддержку, поэтому, полагаю, что возможно сохранять и наращивать заданный темп. Думаю, что сейчас Россия близка как никогда к вступлению в ВТО.

- Не помешают ли процесу вступления России в ВТО планы российского правительства повысить пошлины на ввозимые иномарки?

- Вступив в ВТО, Россия должна будет следовать стандартам, которые являются обязательными для других членов Организации. И, разумеется, пока - по мере того, как Россия приближается к вступлению в ВТО - важно воздерживаться от протекционистских мер.

- В сентябре комитет по международным делам Сената США должен вернуться к голосованию по новому Договору СНВ. По-моему, это будет на следующей неделе. По Вашим прогнозам, трудным ли будет обсуждение в комитете и Сенате в целом вопроса о ратификации Договора, каковы шансы на то, что он будет одобрен, и удастся ли это сделать до ноябрьских выборов в конгресс?

- Мы убеждены, что Сенат ратифицирует новый Договор СНВ. Мы очень тесно работаем с Сенатом для достижения этой цели. Было бы уместно отметить, что все достигнутые ранее договоры о сокращении ядерного оружия, начиная со времени правления в США администрации Рональда Рейгана, одобрялись или ратифицировались в Сенате подавляющим двухпартийным большинством.

Вы правы, голосование по новому Договору запланировано в комитете по международным делам Сената США на следующей неделе, где-то 15 или 16 сентября. И вскоре после этого, как мы надеемся, Сенат в полном составе рассмотрит Договор.

Мы, как я сказал, настроены оптимистично. Мы активно работаем с Сенатом, который должен принять окончательное решение в отношении Договора. Мы верим, что это очень хороший договор, отвечающий интересам как США, так и России.

- В чем, на Ваш взгляд, причина того, что США и Россия до сих пор не могут приступить к практическому взаимодействию в вопросах создания ПРО, а ограничиваются лишь взаимной риторикой.

- Мы уже начали изучать некоторые практические области сотрудничества. В сфере противоракетной обороны мы, например, проводим совместную оценку угроз от баллистических ракет. Мы также начали рассматривать в рамках Совета Россия-НАТО пути возможного возобновления сотрудничества в сфере ПРО.

Принятое прошлой осенью президентом Обамой решение о существенной корректировке планов создания ПРО открыло новые возможности для сотрудничества с Россией. И мы, конечно, преисполнены решимости использовать их.

Ясно, что с учетом истории этого вопроса и трудностей, которые у нас были в прошлом, потребуется время, чтобы сделать это. Но мы верим, что в этой области существуют реальные возможности продвигаться вперед в интересах обеих наших стран.

- Однако недавно премьер-министр Владимир Путин сказал, что не видит признаков "перезагрузки" в планах США разместить элементы ПРО в ряде стран Европы, равно как и в том, что США продолжают перевооружать Грузию. Что бы Вы на это ответили?

- На протяжении последних полутора лет "перезагрузка" в отношениях между Россией и США воплотилась в ряд существенных достижений в интересах обеих наших стран. Как я уже говорил, эти успехи включают новый Договор СНВ, усилия по продвижению членства России в ВТО.

Думаю, нет ничего удивительного в том, что у нас сохраняются разногласия по некоторым вопросам. В должной атмосфере наших двусторонних отношений мы рассматриваем эти разногласия честно и во многих случаях справляемся с ними более конструктивно, чем раньше.

Что касается Грузии, не секрет, что между США и Россией существуют серьезные разногласия в вопросе о статусе Абхазии и Южной Осетии. Но в то же время я думаю, что мы разделяем общие интересы в том, что касается транспарентности, стабильности и в необходимости избегать сползания к новому вооруженному конфликту.

В отношении ПРО, как я уже говорил, полагаю, что у нас есть возможность наладить сотрудничество, и мы преисполнены решимости попытаться сделать это.

- После Договора СНВ на повестку дня встает тема тактического ядерного оружия двух стран. Готовы ли США к переговорам по сокращению этого вида вооружений и к выводу тактического ядерного оружия из Европы?

- Всему свое время. Сейчас мы работаем над тем, чтобы обеспечить ратификацию Сенатом Договора СНВ. Кроме того, президент Обама ясно дал понять на церемонии подписания Договора СНВ в апреле в Праге, что США заинтересованы обсуждать с Россией вопрос дальнейшего сокращения как стратегических, так и тактических ядерных вооружений.

Мы считаем, что в ходе такого обсуждения целесообразно рассмотреть взаимные меры с тем, чтобы повысить транспарентность. И, конечно, в рамках этого процесса мы будем тесно и тщательно консультироваться с нашими партнерами и союзниками.

- Москва подвергла критике дополнительные санкции, введенные США против Ирана. Могут ли под эти новые санкции попасть и российские компании и организации, сотрудничающие с Ираном? Намерены ли США и ужесточать санкционные меры против Ирана, добиваться введения "парализующих" санкций против этой страны?

- В последние полтора года США и Россия очень плотно сотрудничали по иранской ядерной проблеме. В прошлом году мы вместе работали над запуском новых внешнеполитических инициатив. После того, как Иран не смог дать конструктивного ответа на эти инициативы, мы вместе с другими постоянными членами Совета Безопасности ООН подготовили и приняли новую резолюцию 1921, и содержащиеся в ней санкции направлены против Ирана, а не против России. Они призваны создать ситуацию, при которой Иран осознает, что в его интересах работать вместе с международным сообществом, чтобы продемонстрировать исключительно мирный характер ядерной программы и активно включиться в поиск дипломатического решения проблемы. США остаются приверженными этой цели, и мы хотим работать вместе с Россией для того, чтобы ее добиться.

- Готовы ли США в рамках "Венской группы" возобновить переговоры с Ираном по вопросу обеспечения топливом Тегеранского исследовательского реактора?

- Когда в июне этого года была принята резолюция СБ ООН 1921, министры иностранных дел группы международных посредников "5+1" (пять постоянных членов СБ ООН и Германия – "ИФ") в распространенном заявлении выразили готовность возобновить дипломатический диалог с Ираном. Мы остаемся приверженными этому. И баронесса Эштон из Европейского союза (верховный представитель ЕС по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон – "ИФ") по-прежнему находится в контакте с иранцами с тем, чтобы организовать новую встречу.

Мы готовы сделать все возможное для дипломатического решения этого вопроса в соответствии с обязательствами Ирана перед МАГАТЭ, равно как и перед СБ ООН. В контексте возобновившихся дипломатических усилий группы "5+1" мы, разумеется, готовы обсуждать возможности обеспечения топливом Тегеранского исследовательского реактора.

Хотел бы напомнить, что в октябре прошлого года мы вместе с Россией сделали предложение, касающееся Тегеранского исследовательского реактора. К сожалению, Тегеран, который сначала проявил интерес к этому предложению, в итоге так и не дал конструктивного ответа. Весной иранцы в Тегеранской декларации предложили другой вариант топливозамещения для Тегеранского исследовательского реактора. Мы, Россия и Франция дали ясно понять, что это предложение вызывает у нас ряд озабоченностей, и мы, конечно, готовы их обсуждать в контексте возобновившихся усилий группы "5+1".

- Как Вы оцениваете взаимодействие с Россией по афганскому вопросу? Могут ли США принять участие в финансировании поставок российских вертолетов Ми-17 для афганских вооруженных сил? Возможно, Вы ожидаете от российской стороны большего вклада?

- Мы приветствует вклад России в наши общие усилия в Афганистане, призванные помочь афганскому правительству обеспечить большую стабильность, лучше управлять страной и создавать лучшие экономические условия для афганцев. Готовность России подписать новое соглашение о воздушном транзите и продолжать выполнять соглашение о наземном транзите стала крайне важным вкладом в международные усилия в Афганистане. В рамках двустороннего соглашения о воздушном транзите нами уже было осуществлено порядка 500 авиарейсов, в ходе которых переброшено порядка 60 тысяч американских военнослужащих для международных сил в Афганистане. Большое количество снаряжения также перевезено в Афганистан транзитом по железной дороге.

Мы приветствуем участие России в проектах экономического восстановления Афганистана. Мы приветствуем дипломатическую поддержку России и других ключевых региональных игроков усилий по стабилизации в Афганистане.

И мы приветствуем предложение российского правительства передать на безвозмездной основе вооруженным силам Афганистана несколько вертолетов Ми-17. Мы также изучаем возможность коммерческой закупки у России дополнительного количества вертолетов Ми-17.

- Вопрос о закупках рассматривают США или НАТО?

- На этом этапе - США. Мы рассматриваем различные варианты.

- Закупки предназначаются для коалиционных сил?

- Мы рассматриваем возможность того, чтобы эти вертолеты использовались афганскими вооруженными силами, афганским правительством.

- Возвращаясь к России. Дело росийского гражданина Виктора Бута вызвало трения между Россией и США. Эксперты считают, что экстрадиция Бута в США могут негативно сказаться на процессе "перезагрузки" российско-американских отношений? Ваше мнение.

- Все, что я могу сказать, это то, что судебное решение по делу Виктора Бута было вынесено в соответствии с законами Таиланда и действующим между США и Таиландом двусторонним договором об экстрадиции. По принятой в США практике, я не могу комментировать продолжающийся судебный процесс по сохраняющему силу запросу об экстрадиции.

- Еще одна острая тема – это проблема усыновленных в США российских детей. Вы знаете о недавней истории, касающейся семьи Лещинских. Почему, на Ваш взгляд, в последнее время происходит столько инцидентов именно с российскими детьми и именно в Америке? Каковы перспективы подписания соглашения по вопросам усыновления?

- Как отец и как гражданин США я шокирован имевшими место фактами жестокого обращения с детьми. Правительство США решительно осудило эти случаи. В последние месяцы мы вместе с российским правительством работали над новым двусторонним соглашением, призванным лучше обеспечить безопасность и благополучие детей, которые могут быть усыновлены. Мы очень близки к завершению работы над соглашением, и мы верим, что оно послужит интересам США и России, и, главное, интересам детей.

- Вы встречались в Москве с представителями гражданского общества. Участники встречи расказали нашему агентству, что на ней обсуждалось дело Сергея Магнитского. Это дело вызывает обеспокоенность у США?

- Я высоко ценю возможность встретиться – как я это всегда делаю во время посещения Москвы – с рядом лидеров гражданского общества и правозащитного движения. У нас состоялось очень полезное обсуждение широкого круга вопросов. И я хотел бы отметить, что вызывает сожаление, что Лев Пономарев, участие которого предполагалось в этой встрече, не смог присутствовать на ней. Свобода собраний очень важна для США и важна для любого демократического общества.

Отвечая на вопрос по поводу дела Магнитского, да, мы его обсуждали. США как на официально уровне, так и в частных беседах, ясно выражали озабоченность по поводу этого дела. Мы считаем, что должно быть проведено полное расследование произошедшего.

Мы с моими коллегами встречались с матерью Магнитского и с другими людьми, имеющими отношение к этому делу. И мы по-прежнему считаем, что тщательное расследование данного дела очень важно.

- Сенатор Бенджамин Кардин в письме на имя госсекретаря США Хиллари Клинтон попросил ее рассмотреть возможность введения запрета на въезд в США для ряда российских чиновников, причастных к делу Магнитского. Рассматривает ли госдепартамент США предложение сенатора Кардина и возможность принятия такого шага?

- Я могу сказать, что, разумеется, мы серьезно воспринимаем озабоченности, высказанные сенатором Кардиным, и серьезно относимся к письму, которое он написал госсекретарю Клинтон. Дело Магнитского, как я уже сказал, остается предметом озабоченности для США.

Интервью

Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением
CEO "Технологий ОФС": РФ активно наращивает число скважин, чтобы в нужный момент быстро увеличить добычу нефти
Глава Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде: сто процентов подготовленных нами исков удовлетворяются судами
Антон Котяков: сегодня происходит серьезная трансформация в навыках и компетенциях работников