Мы пока не знаем, кто прячет бен Ладена

Посол по особым поручениям госдепартамента США и координатор по противодействию терроризму Дэниэль Бенджамин накануне годовщины терактов 11 сентября рассказал "Интерфаксу" об успехах США в борьбе с терроризмом

Мы пока не знаем, кто прячет бен Ладена
Мы пока не знаем, кто прячет бен Ладена
Фото: www.state.gov

Вашингтон. 11 сентября. INTERFAX.RU - Посол по особым поручениям госдепартамента США и координатор по противодействию терроризму Дэниэль Бенджамин накануне 9-й годовщины терактов 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне встретился в Вашингтоне с корреспондентом "Интерфакса" Петром Черемушкиным.

Бенджамин приступил к исполнению своих обязанностей 28 мая 2009 года. До этого работал в Институте Брукингса и Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне. Работал составителем речей и помощником президента США Билла Клинтона. Автор книг "Следующее нападение: провал войны с терроризмом и стратегия того, как её вести правильно", "Век святого террора".

- Уже 9 лет прошло с тех пор, как в Америке произошли теракты 11 сентября 2001 года. Можно ли сказать, что удалось сдержать терроризм или угроза повторения подобных терактов сохраняется?

- На протяжении этого времени у нас были успехи в разоблачении террористических заговоров. Мы наладили хорошее сотрудничество с другими странами мира по предотвращению терактов. Конечно, мы не смогли полностью предотвратить теракты, потому что они происходили и в других странах. Ядро "Аль-Каиды" находится под сильным давлением с нашей стороны в Афганистане. Да, угроза терроризма стала более разветвленной с географической точки зрения. И это стало причиной для большой озабоченности с нашей стороны. Существуют некоторые подразделения "Аль-Каиды", которые способны проводить нападения на территории США.

- Почему столь сложно обезглавить "Аль-Каиду" и полностью уничтожить ее? И кто скрывает бен Ладена?

- Любую террористическую группу уничтожить довольно сложно. Если вы посмотрите на историю, нетрудно заметить, как лишь недавно некоторые из них прекратили свое существование после длительного жизненного цикла. С учетом идеологических убеждений последователей террористических организаций простой поимкой ее лидера обойтись трудно. Конечно, предпочтительно его поймать. В ряде случаев террористические организации, представляющие угрозу, строились десятилетиями, а потому за ночь они не исчезнут. У нас нет информации, что бен Ладена укрывает кто-то конкретно, но мы знаем, что у него есть соратники и сторонники, которые поддерживают его. И именно они помогают ему достаточно эффективно, чтобы находиться вне нашего поля зрения.

- Хорошо известно, что угроза терроризма исходит из Афганистана. По некоторым оценкам ситуация в Афганистане ухудшается, в то время как американские войска сталкиваются с серьезным сопротивлением. Какова Ваша оценка ситуации в Афганистане?

- Имелся ряд успехов в уничтожении террористических сетей в Афганистане. Сейчас мы пытаемся заставить Талибан перейти в оборону и создать возможности для афганского правительства укреплять безопасность в стране. На протяжении десятилетий Афганистан находился в хаосе. И это очень сложная задача для нас. Мы видим успехи, но никто не ставит под сомнение и сложность задачи. Несмотря на то, что президент назвал июль следующего года в качестве даты вывода войск из этой страны, следует помнить, что наши усилия по гражданской трансформации Афганистана будут продолжаться на протяжении многих последующих лет.

- Какова Ваша оценка ситуации в Пакистане? Является ли она предметом озабоченности для США с точки зрения растущей террористической угрозы? Предполагает ли Вы уделять особое внимание Пакистану в предстоящие месяцы?

- С начала пребывания у власти нынешней администрации мы активно сотрудничаем с Пакистаном по проблемам противодействия терроризму. Важно отметить, что деятели "Аль-Каиды" были захвачены и убиты в последнее время именно в Пакистане. Эта страна находится на передовой линии борьбы с терроризмом и является важным партнером США. У нас есть озабоченность в связи с тем, что терроризм в Пакистане становится все более радикальным. Мы очень откровенны с нашими пакистанскими партнерами на этот счет, работаем с ними по укреплению возможностей их правоохранительных органов. Мы делаем все от нас зависящее. Это особенно сложно сейчас, когда Пакистан подвергся разрушительным наводнениям.

- Какие Вы видите достижения в сотрудничестве в Россией по борьбе с терроризмом?

- Я весьма доволен уровнем взаимодействия России и США в борьбе с терроризмом. Совместно мы работаем конструктивно. Моим замечательным визави с российской стороны является Анатолий Сафонов (спецпредставитель президента РФ - ИФ). Мы неоднократно встречались, постоянно обмениваемся сообщениями по электронной почте, телефонными звонками. Думаю, что мы очень хорошо сотрудничаем, в частности, в области безопасности на транспорте. Эта тема важна всем, но с учетом того, что России пришлось испытать как на воздушном, так и на железнодорожном транспорте, мы придаем такому сотрудничеству особое значение.

У нас есть ряд соглашений, по которым мы очень близки к договоренностям, но пока я предпочел бы не обнародовать их.

- Теракты, происходящие на Северном Кавказе, оцениваются в России как часть международной террористической деятельности. Какова американская оценка ситуации в этом регионе? Совпадает ли Ваша оценка с оценками российских властей? И существует ли сотрудничество между Россией и США по уничтожению источников терроризма и террористической деятельности на Северном Кавказе?

- Мы часто обсуждаем эти вопросы, и Россия дает нам много информации для понимания процессов, происходящих в данном регионе. Мы готовы помогать Российской Федерации бороться с этой угрозой. Как вы знаете, мы внесли Доку Умарова в список террористов. И это предусматривает целый ряд санкций в отношении него и повлияет на его возможности распоряжаться денежными средствами. Мы воспринимаем все очень серьезно и как специалист занимавшийся проблемами терроризма до прихода в правительство, я вижу взаимосвязь между террористами на Северном Кавказе с другими регионами. У них есть связи с "Аль-Каидой" в Афганистане. И мы готовы помогать нашим российским партнерам, чем можем.

- Государственный департамент США составляет список стран-спонсоров терроризма. Как формируется этот список? И из каких стран в наибольшей степени исходит угроза терроризма?

- У нас есть список стран-спонсоров терроризма, который сейчас включает 4 страны – Иран, Сирия, Судан и Куба. (Северная Корея была выведена из этого списка) И этот список определяется госсекретарем США на основе оценок, даваемых разведкой, и налагает ряд санкций на эти страны.

Не секрет, что на сегодняшний день пограничный горный район Пакистана и Афганистана, где размещается руководство "Аль-Каиды", является регионом наибольшей нашей озабоченности. В декабре прошлого года мы узнали, что существует угроза терактов в отношении США, исходящая из Йемена. У этого государства есть проблемы с точки зрения возможности предотвращения террористической деятельности в различных частях страны. Регион Восточной Африки и особенно Сомали является опасным регионом. Мы озабочены связями "Аль-Шабаб" (воинствующих экстремистов в Сомали - ИФ) с отдельными государствами. В Юго-Восточной Азии есть группы экстремистов, но ситуация там лучше, поскольку правительство Индонезии проявляет политическую волю, а правоохранительные органы страны работают эффективно. Северный Кавказ также является предметом нашей обеспокоенности.

- Некоторые чеченские боевики убегают из России и, в частности, один из них, Ильяс Ахмадов, получил политическое убежище в США. Как Вы знаете, Россия требует экстрадиции Ахмадова. Почему США отказывают в этом?

- Мы не обсуждаем публично вопросы предоставления политического убежища.

Интервью

Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением
CEO "Технологий ОФС": РФ активно наращивает число скважин, чтобы в нужный момент быстро увеличить добычу нефти
Глава Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде: сто процентов подготовленных нами исков удовлетворяются судами
Антон Котяков: сегодня происходит серьезная трансформация в навыках и компетенциях работников