Автомобильный баланс
Меры строгой экономии могут нанести удар по спросу на новые автомобили в ЕС, где продажи в 2010 году могут упасть на 7,8%, прогнозируют в компании PwC
Москва. 23 августа. FINMARKET.RU - Развитые рынки готовятся к замедлению роста объемов сборки и продаж автомобилей, что обусловлено постепенным сворачиванием программ государственной поддержки. В странах с быстроразвивающимися рынками в 2010 году, напротив, сохраняется темп развития рынка, отмечают аналитики Института PricewaterhouseCoopers по проблемам автомобильной промышленности (PwC Autofacts).
Но несмотря на слабый спрос европейских потребителей рост производства автомобилей в ЕС в 2010 г. составит 2,8%, прогнозируют в PwC. Перспективы автоотрасли в Восточной Европе зависят от ситуации в России, где автосборка в большей степени зависит от внутреннего спроса.
ЕС: спрос снизится, а производство вырастет
Производство легковых автомобилей в странах Европейского Союза в 2010 году может вырасти на 2,8%, до 15,2 млн единиц, прогнозируют аналитики PwC Autofacts.
При этом продажи в 2010 году в ЕС упадут на 7,8%, до 13,3 млн легковых автомобилей, говорится в сообщении PwC.
"В странах Евросоюза по-прежнему сохраняется неопределенность. Ужесточение налогового режима в связи с необходимостью уменьшения государственного долга во многих странах может неблагоприятно повлиять на потребительский спрос во втором полугодии 2010 года. Меры строгой экономии, в том числе сокращение государственных затрат в сочетании с увольнениями сотрудников предприятий и/или сокращением или замораживанием заработной платы, могут не только нанести удар по спросу на новые автомобили, но и, вполне возможно, отрицательно скажутся на потребительской уверенности во всех отраслях. Данная тенденция, в свою очередь, создаст дополнительный риск снижения спроса на новые машины", - отмечают эксперты.
Несмотря на слабый потребительский спрос, PwC Autofacts прогнозирует рост объема сборки легковых автомобилей в 2010 году. Одну из основных причин роста специалисты видят в том, что в 2009 году уровень производства был ниже уровня спроса из-за попыток производителей сократить товарные запасы в начале года.
Кроме того, в текущем году наблюдается значительный рост экспорта автомобилей, чему способствует ослабление евро, продолжающееся укрепление китайского рынка и оживление деловой активности на многих других экспортных рынках.
Между тем, по данным аналитиков, развитые рынки в настоящее время готовятся к наступлению периода замедления роста объемов сборки и продаж, что обусловлено постепенным сворачиванием программ государственной поддержки.
Напротив, в странах с быстроразвивающимися рынками в 2010 году сохраняется темп развития рынка. Такая ситуация наблюдается, например, в Китае, где в 2009 году отмечался как органический рост отрасли, так и рост в результате антикризисной поддержки. Однако даже Китай может испытать на себе ухудшение рыночной конъюнктуры в III квартале текущего года.
Восточная Европа и СНГ: равнение на Россию
Одним из важных компонентов оценки перспектив автомобильной отрасли в Восточной Европе является ситуация в России, где автосборка, как и в других странах СНГ, в большей степени зависит от внутреннего спроса.
"Долгосрочная перспектива развития автосборочного производства в РФ определяется продолжающимся процессом локализации производственных мощностей ведущих мировых автомобилестроителей", - считают эксперты PwC. При этом отмечается, что в краткосрочной перспективе программа утилизации старых автомобилей, осуществляемая российским правительством (объем которой был недавно увеличен с 200 тыс. до 400 тыс. единиц), станет основным стимулом для развития местного рынка.
"Хотя в последнее время автомобильные компании стали говорить об отставании производства и импорта от потребностей рынка, пока еще слишком рано утверждать, что российский рынок демонстрирует явные признаки восстановления. Рост продаж и производства традиционных российских брендов был вызван в первую очередь программой утилизации. Увеличение сегмента иностранных брендов, произведенных в России, происходит во многом за счет сокращения импорта. На рынке есть позитивные тенденции, но их пока еще нельзя считать доказательствами коренных изменений", - указывает партнер по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России Наталия Щербакова.
Программы утилизации автомобилей и субсидирования процентных ставок в России в целом проходят успешно. Как докладывал глава Минпромторга Виктор Христенко на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным, за 7 месяцев продажи автомобилей на 9% превысили показатели аналогичного периода прошлого года. По данным министра, производство автотехники на российской территории по итогам 7 месяцев выросло более чем на 60% по отношению к 2009 году. Правда, в июле было продано машин в 1,4 раза меньше, "чем в успешном 2008 году". Но позитив есть.
Теперь, как в очередной раз отмечают в PwC, вопрос заключается в том, следует ли закрыть эти программы, или же их нужно продолжать и дополнительно модифицировать, с тем чтобы они имели "не только краткосрочный, но и долгосрочный стратегический эффект на развитие отрасли".
В Минпромторге РФ считают, что реализация второго этапа программы утилизации старых машин увеличит общий объем российского авторынка на 5%. Такие прогнозы в начале июля давал директор департамента автомобильной промышленности и сельского хозяйства министерства Алексей Рахманов. По его оценкам, благодаря первому этапу рост общего объема продаж составил 10%.
Между тем стоит отметить, что в ряде стран после окончания программы продажи автомобилей сразу значительно падали. Но России сия участь, возможно, не грозит. По мнению партнера компании PricewaterhouseCoopers, руководителя практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли Стенли Рута, после окончания программы утилизации старых автомобилей в РФ продажи не будут снижаться, как, например, в Германии.
"Я чувствую, что такой ситуации (как в Германии, когда после окончания программы по утилизации в марте 2010 г. продажи в первом полугодии упали на 29%) не будет", - говорил ранее эксперт.
В июле PwC улучшила прогноз по продажам легковых автомобилей в России в 2010 году до 1,6 млн машин (без учета легких коммерческих автомобилей). Как сообщал журналистам Стенли Рут, в начале года компания ожидала, что продажи в России составят от 1,3 млн до 1,6 млн легковых автомобилей. "В настоящее время наш прогноз составляет 1,6 млн легковых машин", - отмечал он.
/Финмаркет/