Льготные автокредиты по новой ставке
Минпромторг РФ предлагает изменить методику расчета компенсаций по автокредитам, отметив привязку к ставке рефинансирования ЦБ
Москва. 11 августа. FINMARKET.RU - Минпромторг РФ предлагает изменить методику расчета размера субсидий по льготным автокредитам для физических лиц, отменив привязку компенсации к ставке рефинансирования Центробанка (ЦБ). Проект соответствующего постановления опубликован на сайте министерства. Предполагается, что постановление вступит в силу с 1 сентября.
Напомним, что госпрограмма льготного кредитования действует с апреля 2009 года. В рамках программы физические лица могут претендовать на возмещение при покупке в кредит некоторых типов автомобилей производства ОАО "АвтоВАЗ", ОАО "ТагАЗ", "ГАЗ", "УАЗ", "ИжАвто", ОАО "Соллерс". Предельная стоимость автомобиля при этом не должна превышать 600 тыс. рублей, первоначальный взнос составляет 15%. Размер компенсации определяется в виде разницы между действующей на дату выдачи кредита ставкой банка и скидки, рассчитываемой исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБ.
Минпромторг предлагает вместо выплаты субсидий по кредиту, исходя из 2/3 ставки рефинансирования, предоставлять скидку в размере 6% годовых. С 1 июня ставка рефинансирования ЦБ составляет 7,75%. Таким образом, сегодня покупатели автомобиля в рамках госпрограммы могут рассчитывать на компенсацию 5,17% годовых. А значит, в нынешних условиях предложение Минпромторга выгодно для заемщиков.
Однако ставка рефинансирования, как известно, может измениться. Заметим, что на момент старта программы ставка ЦБ составляла 13%. И как ожидается, программа будет действовать еще несколько лет. Согласно февральскому постановлению премьер-министра РФ Владимира Путина, в 2010 г. на субсидии по кредитам выделяется 1 млрд рублей. Минфину также было поручено в 2011 г. предусмотреть на данные цели выделение 1,75 млрд руб., в 2012 г. - 1,002 млрд руб., в 2013 - 0,5 млрд рублей.
Не исключено, что за 3 года ЦБ в рамках сворачивания антикризисных мер будет повышать ставку рефинансирования.
Так или иначе, выгода для заемщиков от изменения условий предоставлений скидки не очень значительна. Для чего же министерству понадобилось предлагать новые условия? Аналитик ИК "Тройки Диалог" Михаил Ганелин в интервью "Финмаркету" предположил, что министерство предлагает изменить ставку, чтобы сделать условия кредитования более понятными для потребителей. По его словам, 6% - "простая и понятная цифра" в отличие от 2/3 ставки рефинансирования, которая сама по себе может изменяться. Кроме того, планы ведомства могут быть связаны с технической стороной дела и вопросами упрощения оформления и переоформления кредитов, предположил аналитик.
С ним соглашается руководитель подразделения по оказанию услуг предприятиям автомобильной промышленности компании Ernst & Young Иван Бончев. В интервью "Финмаркету" он сказал, что изменения в расчете субсидий едва ли скажутся на спросе и эффективности программы. При этом предложение Минпромторга, по словам И.Бончева, может упростить процедуры расчетов для участников этой программы, прежде всего банков.
Что касается эффекта программы льготного кредитования в целом, эксперты сходятся во мнении, что он не так значителен, по сравнению, к примеру, с программой утилизации старых автомобилей.
По данным Минпромторга, на сегодняшний день подано 197 тыс. заявок на получение льготного кредита и выдано 89,9 тыс. займов.
Вместе с тем, оживление рынка потребительского кредитования в целом, по словам Бончева, вносит весомый вклад в восстановление авторынка. Сейчас автокредитование уже достигло уровня 2007 г., то есть, автомобили, проданные в кредит, составляют около 30% всего объема продаж. В следующем году эта доля, прогнозирует эксперт, вырастет практически до докризисного уровня - 30-40%.
Ганелин из ИК "Тройка Диалог" напомнил, что до кризиса доля новых автомобилей в России, купленных в кредит, в общем объеме продаж составляла примерно 45%. Во время кризиса доля машин, продаваемых в кредит упала до 15-20%. Сейчас, по оценкам аналитика, эта доля выросла до 30-35%. Оценить вклад госпрограммы льготного автокредитования в этот рост аналитик затруднился, отметив, что она "не оказывает большого влияния".
Вместе с тем, авторынок в стране действительно выруливает из кювета кризиса. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) выросли в январе-июле 2010 г. на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 963,688 тыс. штук. В июле по сравнению с июлем прошлого года рост составил 48% - до 173,171 тыс. автомобилей.
По сравнению с показателем января-июля 2008 г. (1 млн 761 тыс. штук) продажи сократились в 1,8 раза, в июле 2008 года объем рынка составлял 273,3 тыс. автомобилей.
Аналитик ИК "Тройка Диалог" прогнозирует, что в 2010 г. продажи новых легковых и легких коммерческим автомобилей в РФ составят до 1,7 млн штук. На следующий год продажи ожидаются на уровне не менее 2 млн автомобилей.
По прогнозу Бончева, в этом году продажи новых автомобилей в России составят от 1,6 млн до 1,7 млн машин, а в следующем году рынок вырастет еще примерно на 10-15% "при хорошем раскладе". "Однозначно будет не такое быстрое увеличение, как до кризиса", - отметил Бончев.
/Финмаркет/