Минздрав выписал рецепт Кудрину?
Замглавы Минздрава вопреки распространенному мнению призывает не драматизировать дефицит ПФР и не считает неизбежным повышение пенсионного возраста
Москва. 26 июля. FINMARKET.RU - Министерство здравоохранения и соцразвития РФ в лице замглавы Юрия Воронина фактически дало развернутый ответ на неоднократные выступления вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина о неизбежности повышения пенсионного возраста для россиян из-за дефицита ресурсов в пенсионной системе. Ю.Воронин по сути посоветовал министру "не драматизировать дефицит" Пенсионного фонда, глубже вникнуть в устройство российской пенсионной системы и воспользоваться иными мерами для ее оптимизации, а также придерживаться целевого расходования средств Фонда национального благосостояния, созданного именно для покрытия дефицита пенсионных средств. И если повышать пенсионный возраст все-таки придется, то говорить об этом можно будет не ранее чем через 10-20 лет, добившись серьезного увеличения продолжительности жизни, иначе будущие пенсионеры пожить на свою пенсию попросту не успеют.
Напомним, что министр финансов РФ Алексей Кудрин в середине июня заявлял, что дефицит бюджета ПФР неизбежно приведет к увеличению пенсионного возраста. "Это даже трудно обсуждать. Когда мы это решим - через год, через два, через пять - это не так важно сейчас, но это придется сделать", - заявил А.Кудрин. Позднее, в начале июля, он попытался смягчить свои слова, заявив, что не идет речи о том, что "это должно быть принято срочно, сейчас, могут быть и разные сценарии такого повышения". Однако, по-прежнему настаивал министр, "прятать голову в песок, делать вид, что в пенсионной системе нет дефицита, что над этим не надо думать, это означает, что в какой-то момент мы не сможем обеспечить дефицит ПФР и пенсии начнут снижаться".
Эти выступления подверглись резкой критике со стороны парламентариев, однако из Кремля или Белого дома какого-либо серьезного опровержения слов министра финансов не последовало. Например, в очередном бюджетном послании президента РФ, хотя там и было упоминание пенсионных проблем, о взгляде президента на вопрос о пенсионном возрасте не говорилось ничего. А министр здравоохранения Татьяна Голикова в конце июня заявила, что "в ближайшее время это (увеличение пенсионного возраста) не произойдет", но не исключила, что вопрос об увеличении пенсионного возраста может быть поставлен в 2015 году, когда для работающих пенсионеров планируется ввести новую систему оплаты - "плюс 6% к базовой части пенсии". Глава Пенсионного фонда РФ Антон Дроздов также в июне заявлял, что рассматривать вопрос увеличения пенсионного возраста следует с 2015 года, чтобы к 2030 году завершить переходный период". Между тем, практически единственным чиновником, выступившим однозначно против огульного повышения планки пенсионного возраста для россиян, оказался замглавы Минздрава Юрий Воронин.
"Корить дефицитом не надо"
У Пенсионного фонда России (ПФР) действительно есть дефицит, но это является нормальным, считает замминистра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин. "Государство везде дотирует пенсионные системы, это считается нормальным, иначе пережить демографический кризис невозможно", - сказал замминистра в интервью, опубликованном в понедельник в газете "Ведомости". По его словам, чтобы полностью ликвидировать дефицит пенсионной системы, тариф только в ПФР должен быть 34% , что невозможно (сейчас отчисления во все внебюджетные соцфонды составляют 26%). "Но тогда ПФР корить дефицитом не надо. Либо достаточный тариф, либо урезать пенсии в два раза - но тогда народ выйдет на улицы. Значит, повысить тариф нельзя, пенсии снизить нельзя и дефицит тоже иметь нельзя!", - сказал замминистра.
Он напомнил, что дефицит ПФР сопоставим с 6 процентных пункта (п.п.) тарифа - отвлекаемыми доходами ПФР, которые идут в накопительный компонент. "Когда принималось решение в 2001 году о введении накопительного компонента в 6 п.п., все понимали, что это выпадающие доходы и их нужно покрывать средствами федерального бюджета. Это было всем очевидно (). Но тогда не нужно обвинять пенсионную систему в наличии дефицита. Дефицит плановый, ожидавшийся, под него планировались деньги бюджета. Если послушать отдельные комментарии - это ж открытие какое-то произошло: оказывается, у пенсионной системы в одночасье обнаружился дефицит!", - подчеркнул замминистра, отметив, что если бы не было отчисления 6 п.п. тарифа на финансирование накопительной части, то у ПФР сегодня "вообще бы не было никакого дефицита", он возник бы на пике 2040 года.
Более того, по словам замминистра, в перспективе дефицит ПФР будет снижаться. "Расчеты, которые были сделаны с помощью актуарной модели ПФР, показывают, что дефицит будет снижаться. До 1,8% ВВП в 2011 году, когда введется полноценный тариф (отчислений в ПФР 26% по сравнению с 20% в 2010 году), и далее постепенно уменьшаться - до 1,25% ВВП в 2040-м. Поэтому тут трагедии никакой делать не надо. Это не та проблема, которая ставит государство под угрозу банкротства или кризиса и что якобы, если мы срочно возраст не увеличим, все рухнет", - подчеркнул он. "Не надо драматизировать дефицит: он есть, он небольшой, управляемый и его надо покрывать средствами бюджета", - добавил замминистра.
Замглавы Минздрава также фактически упрекнул министра финансов РФ в том, что не удалось сохранить целевое использование средств ФНБ - только на поддержку пенсионной системы. "Фонд у нас не закрытый - его средствами решают практические задачи в ущерб резервированию денег на пенсионные цели. Вот если бы эту кубышку не распечатали, я просто уверен, что Алексей Леонидович (Кудрин) не бил бы сейчас тревогу по поводу дефицита Пенсионного фонда. Потому что совершенно понятно, что дефицит должен был покрываться за счет фонда нацблагосостояния", - сказал Ю.Воронин. По его словам, "если мы ФНБ сформировали и предназначили на цели пенсионной системы - вот давайте только туда его и направлять и покрывать дефицит, а не говорить, что дефицит фатальный и компенсируется только повышением пенсионного возраста".
К повышению пенсионного возраста не готовы
Ю.Воронин признал, что многие страны нашли решение проблемы дефицита пенсионных фондов в повышении возраста выхода на пенсию. "Общий тренд - 65 лет, а ряд стран уже продвинул эту границу до 67", - признал он. Вместе с тем, подчеркнул эксперт, западные страны подходили к такому решению постепенно, после формирования необходимых социально-экономических и демографических условий, в первую очередь - увеличения продолжительности жизни, в том числе продолжительности жизни на пенсии. "Так вот - мы ни по одному, ни по другому показателю близко не подошли к тем странам, которые приняли решение об увеличении возраста выхода на пенсию до 65 лет", - подчеркнул замминистра.
Ранее Ю.Воронин отмечал, что в настоящее время в России средняя продолжительность жизни для мужчин составляет 61,8 года, а для женщин - 74,2 года. В странах ОЭСР эти показатели составляют 77 лет и 82 года соответственно. "Не может быть пенсионная система циничной, она не может опираться на то, что многие люди не доживают до назначения пенсии", - говорил ранее замминистра. "Период дожития" (средний срок жизни после выхода на пенсию) в России составляет 11,7 лет для мужчин и 16 лет для женщин, в то время как в странах ОЭСР это 17 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
Как отметил Ю.Воронин в интервью "Ведомостям", прежде чем говорить о повышении пенсионного возраста, сперва нужно получить отдачу от серьезных мер, которые заложены в стратегию демографического развития. "И поэтому говорить о повышении пенсионного возраста объективно возможно не ранее 2020-2030 годов. 2015 год - это слишком рано для принятия таких решений", - подчеркнул он.
С другой стороны, повторил он свой июньский тезис, повышение пенсионного возраста только в краткосрочной перспективе даст экономию средств ПФР, а в долгосрочной - увеличит его расходы. "Вот все коллеги, которые с упоением сейчас рассуждают о необходимости и неизбежности увеличения пенсионного возраста, упускают из виду одно существенное обстоятельство: наша пенсионная система с 2002 года устроена нестандартно для западноевропейских стран. Это система прямого эквивалента: сколько отчислил за вас работодатель, такая сумма и образует ваш капитал, из которого рассчитывается пенсия путем деления на ожидаемый период выплат. И вот в условиях такой формулы расчета пенсий чем больше период накопления пенсионных прав, тем больше обязательства пенсионной системы. У нас пенсия в результате увеличения пенсионного возраста возрастает на 30%. () Мы обязательства в геометрической прогрессии наращиваем. Именно поэтому и возникает после короткого периода экономии в 50-70 млрд руб. в год существенный дефицит", - пояснил замминистра. Он напомнил, что в других странах пенсия рассчитывается также, как было в РФ до 2002 года: исходя из стажа и заработка по определенным нормативам.
Мы пойдем другим путем?
Вместо повышения пенсионного возраста Ю.Воронин вновь предложил искать другие варианты, прежде всего - решение проблемы досрочных пенсий. "Вот говорят, нет других вариантов, кроме как пенсионный возраст повышать. Есть, и мы предлагаем", - говорит он. "Мы указываем нашим коллегам богатейший ресурс - досрочные пенсии", - добавил замминистра. По его словам, расходы ПФР на выплату досрочной трудовой пенсии по старости составляют 899,3 млрд рублей или 33% расходов на выплату трудовых пенсий.
При этом число "досрочников" составляет 10,5 млн российских пенсионеров или 34% от всех находящихся на пенсии. При этом тариф, который за них платил работодатель, одинаковый со всеми. Получается, что превышение обычного периода пенсионных выплат из-за раннего выхода на пенсию не обеспечено никакими дополнительными тарифами, а финансируется только за счет перераспределения взносов других. Поэтому Минздрав предлагает досрочные пенсии рассматривать не как часть пенсионной системы, а часть системы страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, то есть от профессиональных рисков. Там и тариф, в отличие от пенсионного взноса, дифференцированный в зависимости от класса риска и существует система скидок и надбавок, которая реально стимулирует работодателя к улучшению условий труда.
"Система должна так ставить вопрос перед работодателем: или ты вкладываешь деньги в технологии и устраняешь вредные факторы производственной среды, или платишь дополнительный тариф. Все предельно честно", - полагает замминистра. При этом, подчеркнул он, Минздрав постарается обойтись без увеличения для работодателей тарифа по несчастным случаям, в крайнем случае повысить его на 1-2 процентных пункта. По словам замминистра, группа по выработке принципиально нового подхода к реформе досрочников уже сформирована, и предложения могут быть внесены в этом году.
Также в июне Ю.Воронин говорил, что, по замыслу Минздрава, гражданин, выходящий на пенсию досрочно, будет получать выплаты из Фонда социального страхования до наступления общего пенсионного возраста, а дальше пенсию будет выплачивать ПФР.
Накопительные пенсии тоже реформируют
Кроме того, сообщил Ю.Воронин, перемены грядут и в накопительном компоненте пенсионного обеспечения россиян, который был введен в 2002 году. По его словам, уже готова концепция реформирования накопительного компонента, она "обсуждается на разных площадках, каких-то принципиальных возражений замминистра "не услышал". "Если она будет поддержана, то 2011 году - подготовка соответствующих законодательных актов", - сказал он.
Хотя представитель Минздрава рассказал о содержании концепции лишь в самых общих чертах, складывается впечатление, что перемены грядут серьезные. "Концепция развития накопительного компонента предполагает его перевод в частную систему, чтобы стороны договаривались, какие будут опции - использовать под кредит, объединить капитал с супругом, получить единовременной суммой и т. п. НПФ должны конкурировать между собой, предлагая разные привлекательные для людей продукты. Тогда люди в них пойдут, им это будет интересно", - рассказал Ю.Воронин. При этом, по его словам, государство "вообще не должно в этом процессе участвовать", почему концепция и предлагает не делить накопления между ПФР и НПФ, поскольку ПФР - это не накопительный фонд, это страховщик по обязательному пенсионному страхованию. При этом государство не самоустранится от накопительной части, а будет выполнять присущую ему "роль гаранта прав граждан", например, через обязательное страхование на случай нанесения ущерба пенсионным правам граждан, сказал замминистра.
При этом введение собственности граждан на средства, перечисленные в рамках обязательной накопительной части пенсии, по-прежнему не планируется. "Поскольку взносы отчисляются работодателем, то, как и налоги, как и все взносы в целом, это собственность РФ. () Дискуссии, которые сейчас идут среди специалистов, вряд ли позволят нам ввести право частной собственности на отчисления, которые делаются в рамках накопительной части. В отличие от взносов добровольных", - сказал Ю.Воронин. При этом, по его словам, сейчас и при софинансировании пенсий на накопления распространяется собственность РФ. "Оно (софинансирование) делается в рамках обязательного пенсионного страхования. () Этим взносам, хотя они добровольно выплачиваются работником из своего заработка, искусственно придается статус обязательного платежа и федеральной собственности. Именно поэтому мы и ставим вопрос, чтобы этот накопительный компонент, по своей сути частно-правовой, выводить из системы обязательного пенсионного страхования", - пояснил замминистра.
Он посетовал, что в настоящее время накопительный компонент пенсионного обеспечения не стал популярным у россиян. "Народ голосует своим поведением: если за восемь лет развития накопительного компонента большинство в нем не участвует - значит, люди не рассчитывают на эту часть. Поэтому мы и говорим о необходимости совершенствования накопительного компонента", - сказал Ю.Воронин. Он подчеркнул, что накопительная система только тогда будет привлекать людей, когда она будет полностью отработана и людям понятна. "Когда мы ее запустили в 2002 года, конца у системы не было", - сказал он.
В то же время, отметил Ю.Воронин, частные и добровольные программы накопительной пенсии также не вызывают большого доверия населения. "Нет механизмов страхования, внятной гарантии, понятной людям, чтобы можно было спокойно доверить свои средства негосударственным институтам. Многие, если имеют дополнительный доход, предпочитают либо в недвижимость вложить как наиболее эффективный способ сохранения денег, либо на депозиты", - признал он.
В настоящее время, сообщил Ю.Воронин, средняя сумма накопительного счета составляет около 63 тыс. рублей. "Пока небольшие накопления, но они пожизненные и будут увеличиваться. У людей, которые будут работать еще 10-20-30 лет, накопления будут очень ощутимы - несколько миллионов", - сказал замминистра.
/Финмаркет/