"Малыши" доросли до оптимизма

Малый и средний бизнес в России впервые с начала кризиса исполнился оптимизма, свидетельствует исследование холдинга "Ромир" и НБ "Траст". Оптимисты пока остаются в меньшинстве только в числе микропредприятий, хотя и в этом сегменте их число значительно выросло

"Малыши" доросли до оптимизма
Photostogo/Russian Look

Москва. 14 июля. FINMARKET.RU - Хотя кризисная волна в России уже идет на спад, малый и средний бизнес до последнего времени весьма негативно оценивал перспективы роста экономики. Теперь, однако, "малыши" тоже набираются оптимизма. Как показывает очередное исследование холдинга "Ромир" и национального банка "Траст", индекс оптимистических настроений малого и среднего бизнеса за год вырос на 27 пунктов.

Данные исследования представлены в виде комплексного "Траст Индекса МСБ", который включает оценку текущего состояния и ожиданий малого и среднего бизнеса. Настроения МСБ (малый и средний бизнес) анализируются в целом по России, а также по сегментам (микробизнес, малый бизнес, средний бизнес) и в региональном разрезе.

Итак, впервые с начала кризиса индикатор зафиксировал преобладание положительных оценок над негативными у представителей малого и среднего бизнеса. В апреле-июне текущего года индекс для малого бизнеса вырос до 101 пункта по сравнению с 73 пунктами годом ранее; индекс для среднего бизнеса во втором квартале 2010 года показал 105 пунктов против 72 пунктов годом ранее. Напомним, что "положительная зона" индекса начинается с отметки 100 пунктов.

Однако, что касается микробизнеса, то здесь число оптимистов также значительно выросло, однако пессимисты пока все-таки остаются в большинстве. "Траст Индекс МСБ" в этом сегменте составил во втором квартале 2010 года 97 пунктов против 70 пунктов в прошлом году.

Консолидированный "Траст Индекс МСБ", соединяющий в себе данные всех трех категорий бизнеса, также вырос до 97 пунктов (+27 пунктов по сравнению со 2 кварталом 2009 года).

"Постепенно выправляется в сторону плюса нацеленность бизнес-сообщества на кредитные средства и оценка уровня взаимоотношений с органами власти - именно эти показатели с началом кризиса просели заметнее остальных. Практически повсеместно наблюдается преобладание оптимистичных оценок перспектив развития над оценкой текущего состояния, что свидетельствует о том, что бизнес-среда готова к качественному росту в ближайшей перспективе", - резюмирует результаты исследования председатель правления НБ "Траст" Надия Черкасова. Рост индекса настроений в среднем, малом и микробизнесе является ожидаемым, так как посткризисный шок прошел и экономика России оживает.

"Руководители среднего и малого бизнеса стали оценивать ситуацию более спокойно. Оценки текущего состояния все еще умеренно-негативные, а вот ожидания уверенно вошли в положительную зону. Доля компаний, рассчитывающих на рост инвестиций, почти в два раза превышает долю компаний, ожидающих их сокращения. Отчасти это связано с небольшим улучшением в сфере доступности кредитования среднего и малого бизнеса", - замечает советник президента исследовательского холдинга "Ромир" Игорь Березин. "Однако немаловажно отметить, что ситуация остается весьма неустойчивой. В этих условиях предприятия среднего и малого бизнеса особенно сильно нуждаются в поддержке со стороны федеральных и региональных органов государственной власти", - добавляет он.

Что касается территориального аспекта, то наибольший рост положительных настроений по сравнению со 2 кварталом 2009 года наблюдается в регионах, названных в исследовании "полюсами роста" (Ставрополье и Приморье). Здесь индекс за год прибавил 42 пункта до 122, что соответствует докризисному уровню.

В так называемых "опорных" регионах (Самарская и Новосибирская области) индекс вырос на 30 пунктов до 95 пунктов, и регионах - "локомотивах" (Московская и Свердловская области) - на 27 пунктов до 95 пунктов.

Регионы - "точки роста" (Новгородская область, Бурятия) пока демонстрируют незначительную положительную динамику. Индекс вырос здесь только на 6 пунктов, зато в целом самочувствие бизнеса является весьма неплохим (104 пункта).

В меньшей степени положительные настроения малого и среднего бизнеса повысились в "проблемных" регионах (Республика Марий Эл, Курганская область) - всего на 16 пунктов. Рост сдерживает, прежде всего, индекс текущего состояния - среди всех регионов в июне 2010 года здесь он самый низкий - 65 пунктов. Это объясняется тем, что в группе "проблемных регионов" инвестиционный потенциал предприятий находится пока на низком уровне, а уровень риска потери инвестиций в экстремальном состоянии.

А в регионах с неопределившимися перспективами (Брянская область, Дагестан), в противовес общей тенденции к росту, зафиксировано снижение уровня индекса за год на 5 пунктов, произошедшее в первую очередь за счет падения индекса текущего состояния на 13 пунктов.

Президент Российского микрофинансового центра (РМЦ) Михаил Мамут, слова которого приводятся в исследовании, связывает общий рост оптимизма в средних и малых предприятиях с ростом потребительской активности. "Малый бизнес в основном получает доход от розничных продаж, а поскольку население постепенно переходит к более активному потреблению, то это сказывается позитивно на продажах, а еще больше - на ожиданиях бизнеса. Насколько эта тенденция устойчива - покажет уже третий квартал" - заключает он.

Новости по теме

Хроники событий
Смена власти в СирииСмена власти в Сирии123 материалов
80-летие Победы в Великой Отечественной войне80-летие Победы в Великой Отечественной войне10 материалов
Обострение палестино-израильского конфликтаОбострение палестино-израильского конфликта2066 материалов
Военная операция на УкраинеВоенная операция на Украине5591 материалов
Ставка ЦБ РФСтавка ЦБ РФ25 материалов
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });