Алмазный рынок хочет прозрачности
Алмазному рынку необходима большая предсказуемость и прозрачность ведения бизнеса, которая защитит ее от формирования нового "пузыря" и повторения кризиса.
Москва. 12 июля. FINMARKET.RU - Алмазный рынок в настоящее время выходит из кризиса, однако его представители осознают необходимость перемен, чтобы не допустить проблем в дальнейшем. Участники 34 Всемирного алмазного конгресса, который открылся в Москве в минувшее воскресенье, озвучивают мысль о том, что отрасли необходима большая прозрачности ведения бизнеса, которая защитит ее от формирования нового "пузыря" и повторения кризиса.
Опять пузырь, опять Гохран?
Президент "АЛРОСА" Федор Андреев начал свое выступление с призыва не допустить возникновения нового "пузыря" на алмазном рынке, аналогичного тому, с которым отрасль столкнулась в 2008-2009 годах - когда цены на сырье были раздуты настолько, что алмазы стоили дороже бриллиантов. По его мнению, сейчас ситуация может повториться.
"В настоящее время вы все видите, что в результате кризиса и сокращения мирового производства на рынке создался дефицит, который мы оцениваем в $0,8-1 млрд, и на сегодняшний день он является одним из мощных драйверов роста цен", - сказал Ф.Андреев.
В недавно опубликованном обзоре рынка "АЛРОСА" прогнозировала дальнейший рост дисбаланса спроса и предложения. По ожиданиям компании, в 2010 году спрос на алмазное сырье составит $13,1 млрд при предложении $12,3 млрд. К 2018 году спрос вырастет до $18,9 млрд, предложение же с 2015 года будет оставаться на одном и том же уровне - около $14,5 млрд. "АЛРОСА" ожидает, что до 2015 года мировое производство будет расти за счет восстановления добычи на действующих рудниках и ввода новых предприятий, после 2015 года ввода новых месторождений не ожидается.
В этом же обзоре "АЛРОСА" прогнозировала, что этот дисбаланс уже в 2015 году приведет к росту цен на алмазное сырье на 15% по сравнению с докризисным уровнем, или на 28% с учетом долларовой инфляции.
"Цены уже недалеки от цен 2008 года, - констатирует Ф.Андреев, - и ситуация начинает повторяться. Поэтому мы опять встаем перед вопросом как регулировать этот рынок. Регулируемость, предсказуемость, транспарентность рынка становится ключевыми словами сегодняшнего дня".
По его словам, одним из способов сдерживания цен на алмазы могла бы стать реализация стоков сырья, хранящихся в Гохране. "Государство сейчас становится активным игроком рынка. В настоящее время идет дискуссия с Минфином о том, что одним из источником сдерживания цен, покрытия дефицита и защиты от "пузыря" могли бы стать те резервы, которые накоплены государством", - сказал Ф.Андреев.
Запасы алмазов Гохрана на сегодняшний день являются государственной тайной. Однако только "АЛРОСА" в 2009 году реализовала в госфонд алмазное сырье на сумму 32,5 млрд рублей. Тогда компания приняла решение уйти с рынка и продавать алмазы только государству, чтобы в условиях падающего спроса и цен обеспечить сбыт и создать на рынке дефицит российского сырья.
Ф.Андреев также подчеркнул необходимость прозрачного механизма ценообразования. "Ситуация кризиса, который практически остановил продажи на 9 месяцев, заставила нас уйти от мистификации вопроса цены на алмазы, от разговоров о том, что цена определяется другими факторами, нежели стандартная цена любых других товаров", - сказал он.
По его мнению, прозрачность бизнес-процессов в этой отрасли позволила бы компаниям и наладить отношения с банками. "В пик кризиса основной вопрос, который возникал у банков - это именно непрозрачность отрасли, механизмов ценообразования, потенциала производства. И все это нам предстоит менять, - подчеркнул президент компании. - Сейчас мы стали более открыто давать информацию на рынок, взаимодействовать с производителями".
Прозрачность в отношения "АЛРОСА" с рынком вносит, в частности, новая система долгосрочных договоров, на которую компания перешла с июля 2009 года. На сегодняшний день у "АЛРОСА" заключены 18 долгосрочных договоров с зарубежными компаниями - 15 бельгийскими и 3 индийскими. Новые долгосрочные контракты "АЛРОСА" заключает на 3 года, алмазы поставляются ежемесячно, при этом объем и ассортимент поставок оговаривается заранее. Всего заключенные на сегодняшний день договоры предусматривают продажи на уровне $3,9 млрд. В 2010 году "АЛРОСА" намерена довести долю долгосрочных контрактов в структуре продаж до 56% по сравнению с 21% в 2009 году.
Сам Ф.Андреев полагает, что долгосрочные контракты являются для рынка залогом стабильности. "Моя личная позиция - я являюсь противником классической "невидимой руки" рынка, когда мы говорим, что все алмазы должны продаваться на аукционе. Это неприемлемо для отрасли, поскольку только долгосрочные контракты позволяют, во-первых, любому огранщику спрогнозировать свои объемы производства, рабочие места, а во-вторых, получить кредитные ресурсы, и в конечном итоге обеспечить правильное взаимоотношение с рынком", - считает он.
Бриллианты пока отстают
"АЛРОСА" также начала заключать новые долгосрочные контракты с российскими потребителями - крупнейшим из них является ведущий производитель бриллиантов, смоленское ПО "Кристалл". По словам гендиректора "Кристалла" Максима Шкадова, новые договоры в первую очередь систематизируют взаимоотношения производителя и огранщика. "Раньше отношения компаний были не очень упорядоченными, а договоры - достаточно расплывчатыми. Новый договор в первую очередь оговаривает и упорядочивает все моменты взаимодействия - проведение оценки, цены, объемы, сроки поставок сырья", - сказал он.
По словам М.Шкадова, цена в новых долгосрочных договорах не является фиксированной и привязана к рыночной. Прописанный механизм ценообразования предполагает пересмотр цен каждый квартал и плавное их изменение, что страхует потребителя от резких скачков цен.
Глава "Кристалла" констатирует, что цены на алмазы в настоящее время растут более быстрыми темпами, чем цены на бриллианты. "Сырье на основных рынках Антверпена и Израиля по цене находится впереди цен на бриллианты. В России ситуация мягче - Федор Андреев сегодня и сам подчеркивал, что мы не будем заниматься скачкообразным ростом, а будем работать на долгосрочную перспективу", - сказал он.
Похожая ситуация, по его мнению, складывается и в ценах на бриллианты: на основных зарубежных площадках цены в настоящее время уже достигли докризисных отметок, в России же пока выросли не так значительно.
М.Шкадов отмечает, что спрос на сырье в настоящее время является скорее спекулятивным, поскольку "предпосылок к реальному росту пока нет, производство огранщиков значительно не увеличилось".
Еще перемен!
В переменах нуждаются и другие принципы функционирования отрасли. Так, по словам М.Шкадова, одной из главных тем обсуждения в ходе закрытых сессий конгресса стала ситуация с Зимбабве, экспорт алмазов из которой запретил в прошлом году Кимберлийский процесс.
Ситуация вокруг Зимбабве в настоящее время является неоднозначной - на последней встрече Кимберлийского процесса (КП) не смогли прийти к единому мнению о дальнейших действиях. Правозащитные организации ранее неоднократно утверждали, что зимбабвийские силы безопасности нарушали права человека и организовали принудительную добычу алмазов, которые продаются на черном рынке. В то же время, как сообщало агентство Rough&Polished, отчет наблюдателя КП Эбби Чикейн свидетельствует, что алмазы Marange могут получать сертификаты Кимберлийского процесса, а страна соответствует стандартам организации. Такого же мнения придерживается, в частности, исполнительный директор De Beers Джонатан Оппенгеймер.
В связи с этим, сказал М.Шкадов, участники отрасли снова говорят о необходимости придания бизнесу большей прозрачности, а также к необходимости совершенствования механизмов Кимберлийского процесса. "Не совсем совершенен сам механизм Кимберлийского процесса. Обсуждаются вопросы, как его совершенствовать. Нужно привести бизнес к полной прозрачности. Чтобы все знали, сколько сырья добывается, через какие каналы оно продается, какой механизм ценообразования, чтобы "пузырей", которые надувается, больше не было. Когда процесс контролируется, люди видят, что происходит", - сказал он.
Кроме того, по его словам, участники обсуждали проблемы финансирования. "Сейчас сложилась диспропорция финансирования: организации, которые занимаются добычей, часть груза финансирования переложили на дилерско-производственную часть. В ходе дискуссий, надеюсь, будут вырабатываться рекомендательные механизмы, чтобы это разгрузить", - сказал М.Шкадов.
/Финмаркет/