"АЛРОСА" ждет "открытия"

"АЛРОСА" хочет провести преобразование в открытое акционерное общество, чтобы в том числе иметь возможность привлечь деньги с помощью размещения акций. Но на пути преобразования остается преграда - необходимо внести поправки в законодательство Якутии

"АЛРОСА" ждет "открытия"
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 2 июня. FINMARKET.RU - Планы "АЛРОСА" по преобразованию из закрытого в открытое акционерное общество объявлены публично и становятся все более ясными. В конце мая президент "АЛРОСА" Федор Андреев провел встречу с депутатами государственного собрания (Ил Тумэна) Якутии, на которой обсуждалось не только открытие компании, но и последующая допэмиссия, а также привлечение новых инвесторов.

Единственная юридическая преграда, которая остается для преобразования компании - необходимость внесения поправок в законодательство Якутии.

Снимите барьеры

Разговоры о скором открытии "АЛРОСА" начались еще с этой зимы. В конце февраля об этом процессе впервые заявил представитель Росимущества - основного акционера алмазодобывающей монополии. Министр промышленности Якутии Александр Голубенко позднее заявлял "Интерфаксу", что рабочей комиссии по подготовке проектов документов по преобразованию компании поручено завершить эту работу до конца 2010 года.

Для открытия "АЛРОСА" в настоящее время есть юридическое препятствие: существующий закон якутского парламента от 24 апреля 2003 года "Об управлении и распоряжении акциями акционерной компании "АЛРОСА", являющимися государственной собственностью республики Саха (Якутия)". Закон констатирует, что интересам Якутии соответствует сохранение организационно-правовой формы "АЛРОСА" в виде ЗАО.

"Государственные интересы Республики Саха (Якутия) обеспечиваются организационно-правовой формой Компании в виде закрытого акционерного общества в соответствии с правовыми актами по созданию и учредительными документами компании", - говорится в статье 3 этого закона.

Как поясняет эксперт Rough & Polished Сергей Горяинов, этот документ был принят еще до заключения мирового соглашения, утвердившего распределение долей между федеральным правительством и Якутией и "весьма далек от нынешних реалий алмазного рынка".

"Дело в том, что на момент создания "АЛРОСА" Якутия (в совокупности с улусами) имела больший пакет, чем государство - 40% против 32%. Фактически "АЛРОСА" была главным источником формирования бюджета Якутии. Тогда же и был принят закон, по которому интересам Якутии соответствует сохранение "АЛРОСА" в форме ЗАО - это позволяло сохранить управление за представителями республики и удерживать контроль над финансовыми потоками", - сказал он.

Как отмечал в ходе презентации в Ил Тумэне Ф.Андреев, организационная форма в виде ЗАО в период создания компании "позволила избежать негативных последствий и ошибок первого этапа приватизации, но в настоящее время она исчерпала свое предназначение". В частности, он подчеркнул, что российское законодательство об акционерных обществах с 2003 года значительно усовершенствовалось, и теперь уровень защиты прав неконтролирующих акционеров значительно вырос по сравнению с периодом создания "АЛРОСА".

Вместе с тем, формально этот закон до сих пор остается в силе, соответственно для открытия компании в него должны быть внесены поправки. По сути, из третьей статьи республиканского закона необходимо убрать указания на организационно-правовую форму компании.

Соответствующий вопрос должен рассматривать Ил Тумэн. Ближайшая сессия Госсобрания Якутии намечена на июнь, однако, по словам председателя профильного комитета Ил Тумэна Александра Уварова, на нее вопрос об открытии компании не готовится. "Все вопросы проекта повестки июньской сессии - финансовые, включая корректировку бюджета", - сказал он.

Следующая за ней сессия Ил Тумэна состоится только в сентябре.

Еще условия

Параллельно стороны продолжают обсуждать условия, на которых сможет функционировать уже "открытая" компания. Сама "АЛРОСА", по словам Ф.Андреева, предлагает сохранить статус-кво. Первое же условие преобразования, которое предлагает компания - "сохранение существующего уровня корпоративного контроля в компании за республикой Саха (Якутия) и за Российской Федерацией".

Соответственно, по предложению "АЛРОСА" планируется сохранить действующее распределение представителей акционеров в наблюдательном совете компании. Сейчас в набсовет входит 6 представителей Якутии, 4 госчиновника, 4 независимых директора и президент "АЛРОСА" Ф.Андреев.

Еще одно условие - "неизменность местонахождения компании" в якутском городе Мирный. По мнению С.Горяинова, это необходимо для сохранения объема налоговых поступлений в бюджет Якутии, для которого "АЛРОСА" является основным налогоплательщиком.

Кроме того, одним из условий является "неизменность принципа социальной ответственности бизнеса компании".

Социальная ответственность "АЛРОСА", видимо, является одним из главных предметов переговоров республики и компании. Как сказано в сообщении "АЛРОСА", "менеджменту компании поручено к ближайшей сессии госсобрания, которая запланирована на 17-18 июня, подготовить дополнительную информацию по реализации социальной политики АК "АЛРОСА" в республике Саха (Якутия), перспективам увеличения налогооблагаемой базы за счет реализации промышленных проектов "АЛРОСА" на территории Якутии".

В ходе встречи в мае депутаты Ил Тумэна, в частности, отмечали, что в последние годы "АЛРОСА" "несколько снизила финансирование социальных программ". Ф.Андреев, отвечая на этот вопрос, признал, что основная масса этих программ финансировалась за счет прибыли, а положение компании в кризис было достаточно тяжелым (2008 год, например, "АЛРОСА" закончила с чистым убытком).

В связи с этим президент компании подчеркнул основную цель открытия "АЛРОСА" - возможность привлечения дополнительного капитала.

"Мы не останавливали производство и не увольняли людей в период кризиса. Это стоило компании почти $2 млрд прироста кредитов. Если бы не финансовая помощь правительства России, то компания бы не выдержала бы последствий обвала цен на алмазное сырье. Но нельзя выполнять все обязательства, в том числе социальные, рассчитывая только на поддержку государства. Поэтому сократив долг и увеличив рыночную стоимость компании - только так мы сможем финансировать социальные проекты в достаточных объемах", - отмечает представитель "АЛРОСА".

Алмазное IPO

Ф.Андреев упоминал о возможности IPO "АЛРОСА" и раньше, однако говорил о нем, скорее, как о дополнительной опции, к которой можно будет обратиться после открытия компании. Еще в феврале он отмечал, что менеджмент компании считает вывод на рынок до 25% акций "АЛРОСА" эффективным решением, которое помогло бы сократить долг, сохранить рабочие места и реализовать инвестпрограмму. По его словам, IPO тогда предлагалось акционерам, однако их позиция по этому вопросу с тех пор так и не звучала.

Теперь "АЛРОСА" называет допэмиссию акций и биржевое размещение одной из своих важнейших задач.

Выступая перед государственным собранием, Ф.Андреев отметил, что мировая алмазная отрасль в полной мере ощутила влияние кризиса, и "АЛРОСА" не стала исключением. В первой половине 2009 года "АЛРОСА" практически приостановила реализацию своей продукции на рынке. Предпринятые в этих условиях антикризисные меры были направлены на сохранение уровня производства и рабочих мест, что привело к резкому увеличению объемов задолженности. В итоге 2009 года "АЛРОСА" завершила с чистым долгом в размере 106 млрд рублей, при этом на уплату банковских процентов за год уходит около 15 млрд рублей. "Были нарушены все показатели, характеризующие устойчивость компании, результатом чего стал отзыв рейтингов "АЛРОСА", в том числе международным рейтинговым агентством Standard & Poor`s. Качество заемщика компании значительно ухудшилось", - отметил он.

"АЛРОСА" удалось выйти из кризисной ситуации благодаря поддержке государства, которое активно покупало алмазы в Гохран. В 2009 году Гохран выкупил сырье "АЛРОСА" на сумму около 32,5 млрд рублей. "Сегодня компания зависит от государственной поддержки, что не является приемлемым для основных акционеров, заинтересованных в росте эффективности деятельности и доходности компании", - констатировал президент "АЛРОСА".

По его словам, "возможна вторая волна кризиса", и в этих условиях "АЛРОСА" просто необходимо иметь такой инструмент, как внесение денег в капитал, что возможно только при открытии акционерного общества. Кроме того, акции могут свободно размещаться на бирже по рыночной цене, а приток инвестиций означает снижение долговой нагрузки и новые возможности для дальнейшего развития.

Кроме того, по его мнению, открытие "АЛРОСА" позволит обеспечить права миноритарных акционеров, которые хотят продать принадлежащие им акции, но пока не могут сделать этого. "В идеале мы хотим сделать "АЛРОСА" народной компанией. Выпуск дополнительной эмиссии позволит работникам компании, жителям республики приобрести акции", - сказал он.

Сейчас акции "АЛРОСА" невозможно купить в свободной продаже на рынке. РФ в лице Росимущества владеет 50,9% акций "АЛРОСА", Минимущество Якутии - 32%, 8 улусов Якутии в совокупности - 8%. Оставшиеся 9% акций находятся у юридических и физических лиц. Оценку капитализации "АЛРОСА" для составления своей отчетности делают инвестиционные компании, владеющие акциями монополиста. Из них только одна - шведская Vostok Nafta - отчитывается публично. В последнем отчете Vostok Nafta вложения в "АЛРОСА" оценивались исходя из $2,18 млрд за всю компанию ($8 тыс. за акцию). В последнем отчете перед кризисом - за I полугодие 2008 года - Vostok Nafta оценивала акцию "АЛРОСА" в $28 тыс., то есть $7,6 млрд за компанию.

Как отмечает "АЛРОСА", форма ЗАО не позволяет сформировать цивилизованный рынок акций компании, следовательно, не позволяет определить реальную рыночную стоимость ее акций. Более того, "наличие неконтролируемого рынка акций является существенной репутационной проблемой".

В настоящее время в мире, по сути, почти нет примеров того, чтобы крупная алмазодобывающая компания торговалась на бирже. На РТС котируются акции "дочки" АЛРОСА" - "АЛРОСА-Нюрба". Листинг на LSE имеют несколько мелких игроков (например, Petra Diamonds или Gem Diamonds), но их доля в общем объеме добычи незначительна.

Листинг когда-то имела De Beers - компания котировалась на Йоханнесбургской бирже. "Они ушли с листинга после очень сложной сделки в мае 2001 года, определившей долю семьи Оппенгеймеров в 40%, Anglo American - в 45%, Ботсваны - в 15%. Для биржи просто ничего не осталось, - поясняет С.Горяинов. - На самом деле, уход с биржи и превращение De Beers в компанию "семейного типа" во многом объяснялся потоком претензий в непрозрачности как самой De Beers, так и алмазного бизнеса в целом".

Вместе с тем, по мнению аналитика "Уралсиба" Николая Сосновского, компания могла бы быть интересна инвесторам именно с точки зрения своей уникальности. "Это любопытный сектор, во многом защитный. Похожих компаний на рынке сейчас нет, в этом и уникальность. Вместе с тем, для такого IPO необходимо хорошее состояние рынка в целом: когда на рынке паника, даже хорошую историю трудно продать", - считает он.

По мнению Н.Сосновского, разместить такое IPO компания могла бы на российской площадке, либо в Лондоне, "стоит присмотреться также к азиатским площадкам". "Все зависит от того, во сколько компания себя оценивает и какие средства рассчитывает привлечь. Крупное IPO на одной площадке провести очень трудно, целесообразнее разбить его на несколько", - сказал аналитик.

Исполнительный директор Morgan Stanley Константин Акимов считает, что текущая ситуация на рынке алмазов должна способствовать повышению привлекательности алмазодобывающих компаний для инвесторов. "Сейчас на рынке нет крупных ликвидных компаний этой отрасли, - отмечает он. - При этом спрос на алмазы в настоящее время растет. Предложение же в этом секторе ограничено, поскольку большинство действующих месторождений являются уже достаточно "зрелыми", а новых крупных месторождений за последнее десятилетие открыто было мало. Аналитики ожидают, что спрос на алмазы еще несколько лет будет превышать предложение, и выход на рынок такого лидера алмазной отрасли, как "АЛРОСА", в такой ситуации должен быть воспринят рынком позитивно".

Миллиарды на инвестиции

Итак, "АЛРОСА" нуждается в дополнительных средствах на сокращение долговой нагрузки и финансирование инвестпрограммы.

"АЛРОСА" планирует увеличить добычу алмазов за счет развития существующих рудников и строительства новых подземных. Согласно трехлетней финансовой модели "АЛРОСА", которую уже рассмотрел набсовет, в 2010-2012 годах добыча компании составит 102,321 млн карат алмазов. При этом, как сообщалось, в 2010 году "АЛРОСА" ожидает добычу 33,54 млн каратов алмазов - на 2,3% больше, чем в 2009 году.

"Такой планируемый уровень добычи обеспечивается действующими мощностями компании и ее "дочек", кроме того, выводятся на проектную мощность рудники "Мир" и "Айхал", а также запускается "Удачный", который будет одним из крупнейших в мире алмазных подземных рудников мощностью до 4 млн тонн руды в год", - отметили в компании.

Проектная мощность подземного рудника "Айхал" составляет 500 тыс. тонн руды в год, рудника "Мир" - 1 млн тонн руды, их выход на проектную мощность запланирован на 2012 год.

В 2012 году также, как ожидается, будет добыта первая руда на "Удачном" в объеме 25 тыс. тонн. В 2014 году "АЛРОСА" планирует ввести первую очередь "Удачного" мощностью 500 тыс. тонн руды в год, а выход на проектную мощность намечен на 2016 год.

Всего за три года "АЛРОСА" планирует направить на строительство "подземки" 24,728 млрд рублей. В частности, для рудников "Мир" и "Айхал" необходимо по 5,4 млрд рублей, на "Удачный" - 13,9 млрд рублей.

Параллельно у компании остаются намерения диверсификации производства - железорудный проект "Тимир" в Якутии, на развитие которого необходимы капвложения в сумме 88 млрд рублей.

ГМК "Тимир" была создана "АЛРОСА" для развития проекта по добыче железной руды на четырех месторождениях в Южной Якутии - Таежном, Десовском, Горкитском и Тарыннахском. Как сообщалось, "АЛРОСА" намерена начать реализацию проекта со строительства Таежного ГОКа, поскольку месторождения Таежное и Десовское, которые будет обслуживать этот ГОК, хорошо изучены и расположены близко к существующей железнодорожной и энергетической инфраструктуре. Другие два месторождения (Тарыннахское и Горкитское) находятся далеко от объектов инфраструктуры, поэтому на строительство ГОКа там потребуется больше времени.

Проект в целом предусматривает разработку четырех месторождений, строительство двух ГОКов и металлургического комбината.

Ранее "АЛРОСА" планировала привлечь к реализации этого проекта стратегического инвестора, который мог бы получить до 49%. Федор Андреев сообщал, что по этому поводу велись переговоры с крупными зарубежными инвесторами, в том числе азиатскими.

"Однако без увеличения стоимости самой "АЛРОСА" и привлечения дополнительных средств на рынке при нынешнем объеме долга компании в $3,5 млрд. и прогнозируемой выручке в $3 млрд. на планах по участию алмазного монополиста в проектах по диверсификации бизнеса подобных "Тимиру" можно ставить крест", - считает С.Горяинов.

Хроники событий
Смена власти в СирииСмена власти в Сирии126 материалов
80-летие Победы в Великой Отечественной войне80-летие Победы в Великой Отечественной войне10 материалов
Обострение палестино-израильского конфликтаОбострение палестино-израильского конфликта2066 материалов
Военная операция на УкраинеВоенная операция на Украине5591 материалов
Ставка ЦБ РФСтавка ЦБ РФ25 материалов
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });