Достаточно одного звонка
Страхи о намерении ФССП поголовно взыскивать штрафы, снимая средства с телефонных счетов граждан, на поверку оказались слухами. Приставы, как выяснилось, за год всего 5-6 раз прибегли к этому способу. В целом же 99% ситуаций - это долг до 500 руб., и проблема решается одним звонком на мобильный должника
Москва. 28 июня. FINMARKET.RU - Судебные приставы в последнее время получили несколько рычагов для того, чтобы "выбить" деньги из различного рода граждан-должников. Одним из способов воздействия на несознательных россиян стало списание денег с их счетов по оплате мобильной связи. Причем право на это Федеральной службе судебных приставов (ФССП) пришлось отстаивать в судах, так как сотовые операторты выступали против попыток принудительного списания средств, вносимых абонентами при оплате за пользование связью. Несмотря на информационный шум (а может, и благодаря нему), сопровождавший "разборки" операторов и приставов, этот инструмент борьбы с должниками не получил масштабного применения из-за его громоздкости и небольших, в массе своей, долгов россиян.
Случаи списания денежных средств должников со счетов их мобильных телефонов единичны, сообщил главный судебный пристав России Артур Парфенчиков.
"Юридически это настолько сложный процесс (списание средств со счета мобильного телефона), что мы прибегаем к таким мерам только в крайнем случае. За год таких случаев набралось 5 - 6 на всю страну", - сказал А.Парфенчиков в интервью, опубликованном в понедельник "Новой газете".
По его словам, счет мобильного телефона не является банковским, и никто не может что-то списать с этого счета автоматически. "Для того чтобы это сделать, пристав должен получить разрешение суда", - сказал глава ФССП РФ.
В последний год тема изъятия денег со счетов абонентов, в отношении которых возбуждено исполнительное производство, а также предоставление судебным приставам сотовыми операторами персональных данных о таких должниках, вызывает широкое обсуждение в обществе и СМИ.
В конце декабря 2009 года МТС, ОАО "Вымпелком" и ОАО "Мегафон" совместно подали в Московский арбитраж заявление, оспаривая письмо директора ФССП от 22 сентября прошлого года. Этим письмом глава службы предписал нижестоящим подразделениям судебных приставов по всей России привлекать операторов связи и их должностных лиц к административной ответственности при отказе предоставлять конфиденциальную информацию об абонентах, включая номера сотовых телефонов должников.
Комментируя эту ситуацию, А.Парфенчиков сказал: "Почему-то поползли слухи о том, что мы будем поголовно взыскивать штрафы, снимая средства с телефонных счетов". "Операторы, естественно, стали опасаться оттока платежей и потому постарались придать нашему с ними конфликту максимальную огласку", - сказал главный судебный пристав России.
Касаясь темы предоставления персональных данных должников, включая их номера мобильных телефонов, А.Парфенчиков сказал: "99% ситуаций, с которыми нам приходится сталкиваться, долг в 100 - 500 рублей, о котором должник не знает или ленится заплатить".
"Обычно бывает достаточно одного телефонного звонка на мобильный. Потому что зачастую люди живут не по адресам прописки, и донести до них информацию бывает просто невозможно", - пояснил директор ФССП.
Арбитражный суд Москвы 18 марта 2010 года прекратил производство по иску сотовых операторов "большой тройки" к ФССП. Такое решение было принято по ходатайству ФССП в связи с неподведомственностью рассмотрения данного спора в Арбитражном суде. Как пояснили тогда "Интерфаксу" в пресс-службе ОАО "Мобильные Телесистемы" (МТС, является одним из инициаторов иска), суд признал, что письмо главы ФССП от 22 сентября 2009 года не является предписанием или руководством к действию и носит информационный характер. В конце мая Девятый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Арбитражного суда Москвы.
Граждане тем временем смогут узнавать о своих долгах с помощью своих мобильных телефонов, рассказывал в начале июня Артур Парфенчиков, комментируя ряд наработок ведомства, связанных с использованием мобильных телефонов и Интернета для погашения задолженности.
"В некоторых регионах запущен пилотный проект, когда через мобильный телефон по определенному номеру гражданин может узнать информацию о наличии у него задолженности или ограничений на выезд. При этом ему достаточно ввести номер паспорта или ИНН - это связано с необходимостью охраны персональных данных", - рассказывал А.Парфенчиков журналистам. По его информации, проект, в частности, запущен в Нижнем Новгороде, а в ближайшее время планируется внедрить его по всей стране.
"Также сейчас активно работаем над формами оплаты задолженности, упрощаем процедуру оплаты штрафов или долгов. В Санкт-Петербурге, например, введен проект, когда через терминал Сбербанка можно по номеру паспорта узнать информацию о задолженности и тут же ее оплатить", - сказал глава ведомства.
Он добавил, что в настоящее время прорабатывается вопрос оплаты долгов и штрафов через Интернет, а также используя мобильный телефон.
"Над этим надо работать, потому что значительная часть наших должников - люди не агрессивные, это те, кто в виду каких-то причин не успевает оплатить долг. Если мы расширим возможности оплаты, то сократим число должников", - сказал А.Парфенчиков.
Кроме того, по словам директора ФССП, с 1 июля в ведомстве внедряется новый программный комплекс, который "позволит более активно работать с различными информационными базами, а также взаимодействовать с коллегами из других государственных органов, в частности, налоговой и пенсионным фондом".
/Финмаркет/