Сложная судьба трубопровода

Минэнерго России не исключает возможности заморозки проекта строительства нефтепровода "Бургас-Александруполис" из-за неясности с его финансированием болгарской стороной. Принципиальное решение о судьбе проекта его акционеры должны принять не позднее осени

Сложная судьба трубопровода
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 9 июня. FINMARKET.RU - Россия пытается раскинуть свои трубопроводы по Европе, мотивируя это необходимостью диверсификации поставок топлива. Путевку в жизнь в напряженной борьбе получил газопровод "Северный поток", на подходе еще один - "Южный поток". Но не везде процесс идет гладко. Российский энергетический проект в Болгарии - нефтепровод "Бургас-Александруполис" - может быть заморожен до лучших времен из-за неясности с его финансированием болгарской стороной.

Минэнерго не исключает возможности заморозки проекта "Бургас-Александруполис", сообщил журналистам министр энергетики Сергей Шматко. Как отметил министр, осенью этого года акционеры проекта Бургас-Александруполис будут проводить анализ работы и принимать принципиальные решения о судьбе проекта. "Не позднее осени акционеры должны принять принципиальное решение, в какой динамике двигаться дальше", - сказал он.

При этом С.Шматко не исключил, что акционеры могут принять решение о приостановке реализации проекта. "Возможно, будем вынуждены принять решение, не скажу, что остановить проект, но заморозить до принятия окончательного решения о финансировании с болгарской стороны", - сказал министр. Он подчеркнул, что главным по-прежнему остается вопрос о поддержке проекта, в том числе и финансовой, со стороны Болгарии.

Еще два дня назад такой исход не предполагался. Как сообщил в понедельник глава МИД Греции Спирос Кувелис в ходе заседания российско-греческой межправительственной комиссии, Россия и Греция планируют ускорить реализацию проекта строительства нефтепровода Бургас-Александруполис. Министр транспорта РФ Игорь Левитин в свою очередь добавлял, что Болгария не отказывалась от проекта.

Судьба у проекта непростая. Россия лоббировала его в течение 13 лет в качестве наиболее короткого и приемлемого для себя варианта обхода Черноморских проливов. Основанием для его разработки стало подписанное 16 марта 2007 года в Афинах трехстороннее соглашение на уровне глав государств - России, Болгарии, Греции.

Общая протяженность трассы нефтепровода Бургас-Александруполис составит около 285 км. Объем прокачки нефти на первом этапе ориентировочно составит 30 млн тонн в год с планируемым увеличением до 50 млн тонн в год. Стоимость строительства оценивается в сумму около 1 млрд евро.

Реализация проекта строительства нефтепровода Бургас-Александруполис создаст новый маршрут, который позволит транспортировать российскую и каспийскую нефть из портов Черного моря до порта Бургас (Болгария) танкерами, а затем по нефтепроводу - в порт Александруполис (Греция) с дальнейшей перевалкой в танкеры и транспортировкой на мировые рынки, что послужит укреплению энергобезопасности стран Европы, а также позволит снизить объем транспортировки нефти танкерами через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы.

И еще нефтепровод, проходящий по территории Болгарии и Греции, позволит снять напряженность трафика, вызванную ограниченной пропускной способностью турецких проливов, и повысить надежность российских энергопоставок, а также укрепить энергобезопасность стран европейского континента.

Кроме того, Россия напрямую увязывает проект Бургас-Александруполис с перспективами расширения мощностей "Каспийского трубопроводного консорциума" (КТК), эксплуатирующего нефтепровод от Тенгиза (Казахстан) до Новороссийска.

Но болгарская сторона, похоже, никак не может определиться. В конце июля прошлого года глава правительства Болгарии заявил, что рассматривает возможность пересмотреть условия участия страны в строительстве нефтепровода Бургас-Александруполис. Позже российская сторона отмечала, что у Болгарии вызывают вопросы экономическая модель реализации проекта. Сообщалось также, что Болгария в течение длительного срока не выплачивает бонусы за участие в проектной компании по строительству этого нефтепровода. Российская сторона неоднократно призывала Болгарию активизировать свои действия по согласованию проекта. И, как ранее отмечал Сергей Шматко, реализация проекта Бургас-Александруполис практически остановлена.

Собственником нефтепровода будет компания "Транс-Балкан Пайплайн Б.В." ("ТБП Б.В."), зарегистрированная в Амстердаме. Ее учредителями являются: ТК-БА (Россия) - 51%, "Проектная компания "Бургас-Александруполис БГ" (Болгария) - 24,5%, компания "Хелпе С.А. - Траки С.А." (Греция) - 23,5%, правительство Греции - 1%. Учредителями ТК-БА, которая была создана в январе 2007 года, стали "Транснефть" (33,34%), "Газпром нефть" (33,33%) и "Роснефть" (33,33%).

Основными энергетическими проектами РФ на территории Болгарии являются строительство АЭС в Белене, нефтепровода Бургас - Александруполис и газопровода "Южный поток".

Новости по теме

Хроники событий
Смена власти в СирииСмена власти в Сирии124 материалов
80-летие Победы в Великой Отечественной войне80-летие Победы в Великой Отечественной войне10 материалов
Обострение палестино-израильского конфликтаОбострение палестино-израильского конфликта2066 материалов
Военная операция на УкраинеВоенная операция на Украине5591 материалов
Ставка ЦБ РФСтавка ЦБ РФ25 материалов
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });