Оплата ЖКХ: Сбербанк берет 2%
Сбербанк ввел для жителей Москвы коммунальную комиссию. При оплате услуг ЖКХ через операционистов банка она составит 2%, при оплате через удаленные каналы самообслуживания - 0,5%
Москва. 1 июня. FINMARKET.RU - "Час Х" настал: со вторника Сбербанк ввел для москвичей 2-процентную комиссию за оплату услуг ЖКХ через операциониста. По мнению экспертов, другим кредитным организациям будет проще выходить на рынок оплаты коммунальных услуг, если они предложат более низкие ставки - например, 0,5%. Именно такой, впрочем, с 1 июня будет и комиссия крупнейшего банка страны, но лишь для оплаты через удаленные каналы.
Комиссия взимается за оплату услуг ЖКХ по единому платежному документу, включающему суммы за содержание и ремонт общего имущества дома, а также коммунальные услуги. Ранее эту комиссию Сбербанк в соответствии с постановлением московского правительства взимал не с физлиц, а с поставщиков услуг.
В середине марта кредитная организация объявила, что планирует ввести комиссию за оплату жителями столицы услуг ЖКХ в размере 3% с 1 мая. Однако сообщение об этом вызвало широкий общественный резонанс, а московские власти заявили, что рекомендовали Сбербанку снизить максимальный размер комиссии. "Мы настоятельно и неоднократно рекомендовали ему (Сбербанку) установить иной процент на те платежи, которые проводятся сегодня через банк", - отмечал заместитель мэра в правительстве столицы Юрий Росляк.
Впоследствии крупнейший банк страны скорректировал свои планы, сократив размер предполагаемой комиссии до 2% при оплате услуг ЖКХ через операционистов банка 0,5% при оплате через удаленные каналы самообслуживания.
Позднее был изменен и срок введения комиссии - сначала Московский Сбербанк заявил, что откладывает ее введение "на неопределенный срок", а затем перенес ее появление на 1 июня.
Отметим, что согласно стратегии развития Сбербанка до 2014 года, до 70% платежей будет выведено в удаленные каналы обслуживания. В связи с этим банк в последнее время активно переключает клиентов на использование дистанционных каналов самообслуживания, включающих в себя информационно-платежные терминалы, банкоматы, системы "Сбербанк-онлайн", "Мобильный банк", долгосрочные поручения (клиент оформляет с банком договор, и банк ежемесячно перечисляет со счета клиента обговоренные платежи). Разность между комиссией при оплате через банковского операциониста и удаленные каналы вполне вписывается в рамки данной стратегии, поскольку сделает самообслуживание более выгодным.
Между тем, эксперты отмечают: в случае, если управляющая компания не исключила комиссию из платежной квитанции, гражданам фактически придется оплачивать ее в двойном размере. "Эта комиссия была и раньше, но она включалась в счет. К сожалению, мы не заметили уменьшения счетов, выставляемых потребителям от управляющих компаний. Получается так, что банк эти деньги теперь получает с потребителя, но при этом управляющие компании не исключили комиссионный платеж из счетов. И это должно привлечь внимание контролирующих органов", - заявил "Интерфаксу" председатель правления Международной конфедерации обществ прав потребителей Дмитрий Янин.
По его словам, инстанции, обладающие контролирующими полномочиями, при получении соответствующих сигналов, могли бы распорядиться о проведении перерасчета в сторону уменьшения суммы платежа.
"Нужно, чтобы отреагировали контрольные органы с тем, чтобы был проведен перерасчет по тем компаниям, которые не уменьшили размер комиссии. Если компания не уменьшила платежку на сумму этих процентов, то получается, что потребитель платит дважды", - сообщил эксперт.
В том случае, если управляющие компании исключили из счета комиссионный платеж, предлагаемая система выплаты комиссионных является прогрессивной, отмечает Д.Янин. Ведь она стимулируют конкуренцию среди банков, которые будут привлекать клиентов для оплаты услуг ЖКХ под более низкий процент.
"Мы надеемся, что другим банкам будет легче выходить на рынок оплаты коммунальных услуг, если они предложат более конкурентоспособные ставки по сравнению со Сбербанком, взимая 0,5 % или меньше с целью привлечения клиентов в свои отделения. Если управляющая компания исключает платеж по процентам из счетов, то это решение правильное", - отметил он.
/Финмаркет/