Металлурги разгонят цены на авто
Осенью россиян может ждать новый рост цен на отечественные автомобили, который может составить 3-7%, полагают эксперты. Это станет ответной реакцией автозаводов на повышение стоимости проката со стороны металлургов, которое планируется с июля
Москва. 17 мая. FINMARKET.RU - Россиянам, лелеющим надежду обзавестись недорогим отечественным автомобилем, стоит поторопиться, иначе вожделенный объект их мечтаний может существенно подорожать. На этот раз подорожание отечественных "железных коней" может быть вызвано ростом цен на металл для российского автопрома. При этом, по оценкам экспертов, уже осенью рост цен на автомобили, производимые на родных просторах, может составить от 3 до 10%.
Как сообщили "Интерфаксу" несколько источников на рынке, ряд российских металлургических компаний, среди которых ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" (ММК), ОАО "Северсталь" и ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" (НЛМК), направили автопроизводителям уведомления о возможном повышении с июля 2010 года цен на прокат на 20-30%.
Среди автопроизводителей, которых могут затронуть данное повышение цен, - ОАО "АвтоВАЗ", ОАО "КАМАЗ", ОАО "УАЗ" (входит в группу Sollers) и группа "ГАЗ".
По данным одного из источников, цены на прокат ММК могут повыситься в третий раз за 2010 год, размер повышения - 26%, что может привести к росту цен на автомобили в среднем на 5-10%. Официальный представитель ММК Евгений Ковтунов не стал комментировать возможный рост цен на продукцию комбината. В пресс-службах "КАМАЗа" и группы "ГАЗ" также не стали комментировать данную информацию. На "АвтоВАЗе" и в группе Sollers получить информацию "Интерфаксу" пока не удалось.
Официальный представитель НЛМК отметил, что комбинат до сих пор не поставляет продукцию группе "ГАЗ" из-за того, что она не погасила долги за поставленную продукцию. "Мы готовы работать по заявкам автопроизводителей на основе квартальных контрактов по ценам спотового рынка", - сказал он. Официальный представитель "Северстали" не уточнил, когда и на какую величину могут измениться цены на металл для автопрома. "Сейчас идет конструктивный процесс переговоров по дальнейшему сотрудничеству "Северстали" с автопроизводителями", - сказал он "Интерфаксу".
Ситуация с ценами на прокат для отечественного автопрома полностью повторяет конфликт металлургов и автозаводов лета 2008 года, когда последним пришлось обратиться за его разрешением к вице-премьеру Игорю Сечину, напоминает газета "Коммерсантъ". По информации издания, на встрече в пятницу представители российских автозаводов уже решили обратиться в правительство, но пока только в Минпромторг.
Ранее на повышение цен металлургами жаловались ОАО "Уралвагонзавод" (УВЗ) и ОАО "РЖД". Руководство УВЗ заявляло, что на апрель основные поставщики металлопроката предложили повысить цены на свою продукцию на 10-30% и отказались фиксировать цены даже на квартал, в связи с чем "Уралвагонзавод" был вынужден увеличить цены на полувагоны и цистерны. РЖД, в свою очередь, жаловались на увеличение цен на 15-21% со стороны Evraz Group и ММК. Но в итоге Федеральная антимонопольная служба не обнаружила никаких признаков нарушения ценообразования на рынке металлопродукции, поставляемой меткомпаниями РЖД. По жалобе УВЗ расследование еще не закончено.
Рост цен неизбежен
Эксперты полагают, что повышение цен на прокат для автозаводов неизбежно вызовет рост цен на отечественные автомобили. По мнению аналитика по автопрому ИК "Открытие" Гельды Союнова, при росте себестоимости металла более 20% ожидается рост цен на отечественные автомобили от 2 до 7%, что будет крайне негативно для российского автопрома. "Это негативно в первую очередь для отечественного автопрома, которому придется тяжело по нескольким причинам. Тот спрос, который наблюдается, обусловлен программой утилизации, а она, по моему мнению, может закончиться уже через месяц, поскольку просто физически закончатся сертификаты. Кроме того, предстоит снижение покупательской активности в летний сезон, а тут еще повышение цен на металл. Это удорожание только ухудшит ситуацию, и здесь мы можем увидеть быстрое снижение продаж", - говорит аналитик. "Зазор примерно в 15% между ценой "бюджетных" иномарок и отечественных автомобилей сойдет на нет после этого повышения (цен на прокат), ценовая привлекательность отечественных автомобилей будет незначительна", - добавил он.
"Естественно, повышение цен на отечественные автомобили будет, но вряд ли оно будет таким же существенным, как цен на прокат, как как автопроизводители заинтересованы в восстановлении рынка", - говорит ведущий эксперт УК "Финам-Менеджмент" Дмитрий Баранов. По его словам, если бы автопроизводители подняли цены на свою продукцию так же, как повысится цена на прокат, "это было бы сильным ударом, который сбил бы рынок на взлете". Поэтому, считает аналитик, более вероятен рост цен на отечественные автомобили на 3-7%, причем для полной компенсации роста цен на сырье автозаводам придется повышать собственную эффективность. "Скорее всего, автозаводы будут вынуждены снижать издержки, повышать эффективность, снижать расходы, чтобы каким-то образом компенсировать предстоящее повышение цен на прокат", - говорит эксперт.
При этом, полагает Д.Баранов, автозаводам вряд ли стоит надеяться на существенную поддержку и очередные финансовые вливания со стороны государства. "Они уже отбегали свое (в Белый Дом), им придется повышать эффективность, если они хотят конкурировать за рынки и не терять долю", - считает экономист. По его мнению, с учетом того, что цены на прокат могут быть повышены с июля, а до этого автозаводы будут работать по старым заказам и постараются набрать их как можно больше, вероятно, что повышение цен на отечественные машины может произойти осенью.
Аналитик ИК "Открытие" Г.Союнов также полагает, что отечественным автопроизводителям вряд ли удастся избежать повышения цен на прокат, обратившись в верхние эшелоны власти. "Ведь это не монопольный сговор, это ситуация, сложившаяся в связи с трагедией на шахте Распадской, следствием которой стало повышение цен на коксующийся уголь, и, соответственно, на выпускаемый прокат", - полагает эксперт. Но, отмечает он, государство может оказать поддержку отечественным автозаводам, например, продлив действие программы льготного автокредитования. "Но в любом случае это не будет выливаться в давление на металлургов", - полагает эксперт.
Что касается иномарок, сборка которых производится внутри России, то, говорят аналитики, предстоящее повышение цен на прокат вряд ли повлияет на стоимость иномарок отечественной сборки. Это связано с тем, что большинство иностранных производителей осуществляют внутри РФ сварку уже готовых отштампованных кузовных деталей. "Предстоящее повышение цен на прокат повысит затраты только отечественных производителей, поскольку те автопроизводители, которые осуществляют внутри страны сборку машин, ввозят готовые кузова, зачастую даже уже крашеные" - говорит Г. Союнов.
Между тем, как говорится на сайте Hyundai Motor Company, во второй половине 2010 года компания намерена запустить на своем заводе в Санкт-Петербурге первый в России собственный цех штамповки иностранного автопроизводителя. Кроме того, как сообщили "Финмаркету" в "Автофрамосе", частично внутри России осуществляется штамповка кузовных деталей для отдельных моделей Renault.
Также напомним, что "АвтоВАЗ" уже объявлял о том, что с 15 мая увеличил отпускные цены на автомобили Lada в среднем на 2% из-за роста цен на материалы и комплектующие, кроме автомобилей, поставляемые по госпрограмме утилизации. Ранее также сообщалось, что ряд автодилеров, реализующих продукцию "АвтоВАЗа", с начала действия государственной программы по утилизации старых автомобилей (8 марта 2010 года) уже увеличил розничные цены на автомобили на 7-18%.
/Финмаркет/