Россия не ревнует к Nabucco

Эксперты полагают, что в ходе предстоящего визита в Турцию президента РФ могут обсуждаться в том числе вопросы сотрудничества в энергетике. В частности, уступки при поставках российского газа, строительство "Южного потока" и ряд других проектов

Россия не ревнует к Nabucco
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 11 мая. FINMARKET.RU - Турция выступает важным стратегическим партнером России в энергетической сфере, и, хотя предстоящий визит в Анкару президента России Дмитрия Медведева будет затрагивать множество областей сотрудничества, внимание наблюдателей сфокусировано именно на проектах в сфере энергетики. По мнению аналитиков, одной из тем в ходе визита могут стать уступки России по поставкам российского газа в Анкару, а также поддержка турецкой стороной строительства российского газопровода "Южный поток". В то же время аналитики считают маловероятным существенное продвижение по проектам участия российских компаний в строительстве нефтепровода Самсун-Джейхан и АЭС в Турции.

Ранее помощник главы государства Сергей Приходько заявлял, что официальный визит президента России Дмитрия Медведева в Турцию пройдет 11-12 мая, предметом обсуждения станут торгово-экономические проблемы. По словам С.Приходько, в ходе визита Д.Медведева планируется подписание более 20 документов в разных областях. При этом "наиболее значимые коммерческие контракты предполагается заключить по линиям "Газпрома" и "Роснефти".

Россия не ревнует

В преддверии официального визита российский министр энергетики РФ Сергей Шматко дал интервью турецкому агентству Cihan, в котором рассказал о российско-турецком сотрудничестве в энергетической сфере. В частности, министр заявил, что у сторон нет разногласий по реализации проекта "Южный поток", и у России не вызывает ревности тот факт, что Турция участвует и в другом проекте - в строительстве альтернативного газопровода Nabucco.

"Мы относимся с уважением к нашим партнерам, которые заинтересованы в том, чтобы максимально диверсифицировать поставки газа и сделать Турцию мощной транзитной страной. Так как мы не считаем Nabucco и наш проект "Южный поток" конкурентами, мы относимся к этому без ревности", - сказал министр. При этом С.Шматко подчеркнул, что Турция занимает очень конструктивную позицию как при реализации Nabucco, так и "Южного потока". "В отличие от некоторых других европейских партнеров, которые также как и Турция участвуют в проекте Nabucco и "Южный поток", наши турецкие партнеры ведут себя очень корректно, не противопоставляют и не сравнивают оба проекта. Поэтому у нас нет никаких разногласий по этому поводу", - сказал он.

Газопровод "Южный поток", задача которого - обойти рискованных транзитеров, должен пройти от черноморского побережья России до Болгарии, а затем продолжиться до Италии и Австрии. Мощность новой газопроводной системы планируется в объеме 63 млрд кубометров в год. Стоимость проекта составит, по оценке "Газпрома", 8,6 млрд евро.

Проект газопровода Nabucco предусматривает поставку газа из стран Каспийского региона в Европу в обход России. Бюджет строительства 3300-километрового газопровода оценивается в 7,9 млрд евро. Участники консорциума - германская RWE, австрийская OMV, турецкая Botas, румынская Transgaz, болгарская Bulgargaz и венгерский MOL. В качестве источников газа для трубопровода рассматриваются Азербайджан, Туркмения и Ирак.

Россия пойдет на уступки?

Кроме того, министр энергетики РФ сообщил о том, что Россия готова "проявлять гибкость" при реализации газа в Турцию в рамках действующих долгосрочных контрактов. При этом от самих долгосрочных контрактов и прописанного в них принципа "бери или плати", Россия, по словам министра, отказываться не будет. "Для нас долгосрочный характер наших контрактов, в том числе сохранение принципа "бери или плати", является очень важным. Мы не будем от него отказываться. Другое дело, что существуют различные возможности, связанные с предложением возможных сезонных скидок, либо каких предложений по характеру исчисления ценовых формул, которые в текущем периоде могут дать определенные послабления, но это в рамках действующих контрактов", - сказал он. Более детально раскрыть размер скидок, которая Россия готова предложить Турции, С.Шматко отказался.

Вместе с тем, посол Турции в РФ Халиль Акынджи в беседе с корреспондентом "Интерфакса" был несколько более конкретен, и не исключил, что стоимость российского газа для Турции может быть пересмотрена. "Что касается цен, то, насколько мне известно, будет какая-то корректировка. Но речь идет о переговорах между двумя коммерческими компаниями, и я не в курсе подробностей", - сказал он. Х.Акынджи отметил, что в связи с кризисом снизился объем получаемого Турцией российского газа.

С.Шматко также сообщил, что ОАО "Газпром" заинтересовано в работе на розничном рынке Турции. "Вопрос о выходе на газораспределительный рынок очень интересен, но здесь очень важно понимание стабильности и серьезности намерений провести либерализацию розничного рынка в Турции. Могу сказать, что обсуждается несколько такого рода проектов", - сказал он. С.Шматко пояснил, что одним из таких проектов является участие "Газпрома" в покупке газораспределительной сети в Стамбуле. Кроме того, рассматривается возможность строительства российской компанией подземного хранилища газа в Турции. При этом министр добавил, что газовый рынок Турции является очень перспективным и быстрорастущим, даже после мирового экономического кризиса.

Россия и Самсун-Джейхан

Что касается участия российских компаний в строительстве нефтепровода Самсун-Джейхан, транспортировка нефти по которому должна заменить ее перевозку танкерами через проливы Босфор и Дарданеллы, то, по мнению С.Шматко, в ближайшее время министерства энергетики России и Турции могут подписать межведомственное соглашение о реализации этого проекта. При этом, сообщил министр, РФ и Турция не обсуждают вопрос о полном запрете транспортировки нефти через Босфор и Дарданеллы. "В такой категоричной формулировке о запрете транспортировки вопрос никогда не обсуждался", - сказал он.

В свою очередь, посол Турции в РФ Х.Акынджи сообщил "Интерфаксу", что по вопросу равноправного участия российских компаний в строительстве нефтепровода Самсун-Джейхан идут переговоры между компаниями. Будет подписано межправсоглашение, а затем будет определено, кто и как участвует, как эксплуатируется нефтепровод и прочие технические вопросы. Вместе с тем, он отметил, что "коммерческие переговоры могут длиться бесконечно долго".

Посол пояснил, что необходимость в строительстве этого нефтепровода продиктована неспособностью Босфорского пролива поддерживать большое количество перевозок. "В конечном итоге проход танкеров либо будет ограничен, либо вообще запрещен", - сказал он. "Наша задача - беречь Босфорский пролив, это мировое достояние. Как всех напугала катастрофа, произошедшая в Мексиканском заливе. А представьте, то же самое произойдет в Босфорском проливе?" - сказал Х.Акынджи. При этом дипломат напомнил, что большая часть нефти, перевозимая на танкерах через Босфор, российского происхождения.

Трасса нефтепровода Самсун-Джейхан проходит с севера на юг Турции в обход проливов Босфор и Дарданеллы. Проект предполагает поставки нефти с черноморского бассейна на европейские рынки. Как сообщалось, в прошлом году в рамках визита премьер-министра РФ Владимира Путина в Анкару между Россией и Турцией был подписан протокол о сотрудничестве в нефтяной сфере, предполагающий, в частности, участие российских компаний в строительстве нефтепровода Самсун-Джейхан. Кроме того, протокол предусматривал возможность участия российских компаний в строительстве нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) на территории Турции в районе порта Джейхан на юге страны.

Вместе с тем, С.Шматко сообщил, что вопрос строительства НПЗ в Турции будет решен после того, как будет подготовлено технико-экономическое обоснование и согласованы гарантии по загрузке будущего нефтепровода Самсун-Джейхан. "Это станет понятно после того, как мы в принципе согласуем сотрудничество, когда будет ТЭО, когда определятся окончательно источники загрузки этого нефтепровода", - сказал министр журналистам. По словам С.Шматко, также еще не решен вопрос, будут ли российские компании участвовать в строительстве завода.

Что с АЭС?

Перспективы еще одного российского проекта в Турции, а именно строительства АЭС, также еще предстоит обсуждать. В январе этого года вице-премьер РФ Игорь Сечин и министр энергетики Турции Танер Йылдыз подписали совместное заявление о взаимодействии в сооружении АЭС в Турции. Стороны сообщили, что близки к завершению переговоров по данному проекту.

По словам С.Шматко, Россия и Турция могут подписать межправительственное соглашение по реализации данного проекта уже в рамках планируемого визита главы российского государства в Анкару. "Мы прошли всю основную часть пути, основные принципы сооружения станции согласованы, практически все существовавшие развилки или недоговоренности и пройдены. Мы рассчитываем, что в ближайшее время будут подписаны все необходимые документы, и начнется сооружение станции", - добавил он. Министр напомнил, что это будет первый проект, в котором российские компании планируют выступать и как строители, и как владельцы атомной станции. "Мы пытаемся апробировать, обкатать схему, когда мы строим за рубежом станцию и продолжаем ею владеть, обеспечивая гарантированную поставку электроэнергии в турецкую энергетику", - сказал он.

Вместе с тем, как заявил помощник президента РФ С.Приходько, переговоры о строительстве АЭС могут оказаться непростыми и "носить острый характер". "Переговоры о строительстве АЭС не только на территории Турции, но и на территории любой другой страны всегда проходят достаточно сложно, а зачастую носят острый характер", - отметил С.Приходько. Он пояснил, что "эти сложности объясняются жесткими критериями, которые предъявляет Ростехнадзор в области ядерной безопасности, а также к качеству поставляемого Россией оборудования". Он также отметил, что для надежности часть финансирования компаний, которые будут участвовать в строительстве АЭС, возьмет на себя Россия. "Это необходимо для того, чтобы можно было установить строгий контроль за целесообразным распределением расходов", - сказал помощник президента России. Исходя из таких факторов, по словам С.Приходько, "трудно предположить, когда закончатся основные переговоры и начнется строительство АЭС в Турции".

Правда, несмотря на это, как сообщил С.Шматко, Россия и Турция уже определили цену электроэнергии в рамках строительства АЭС. "Цена электроэнергии известна, мы согласовали практически все коммерческие условия", - сказал он. Уточнить размер цены С.Шматко отказался, отметив, что условия строительства станции еще должны быть рассмотрены парламентом Турции.

Аналитики считают ключевыми уступки по газу и "Южный поток"

Предстоящий официальный визит главы российского государства в Турцию - это очередной этап в развитии энергетического сотрудничества с этой страной, на внутренний рынок которой Россия обеспечивает около 80% поставок газа и 40% поставок нефти и нефтепродуктов, отмечает аналитик по нефти и газу ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров. "Это важный для нас партнер", - подчеркнул эксперт.

По его мнению, можно ожидать согласование по вопросам, где Газпром пойдет навстречу пожеланиям турецкой стороны, что может обойтись в размере свыше $1 млрд недополученной выручки Газпрома. "Но это в рамках уступок, которые Газпром осуществляет и для западноевропейских стран", - сказал аналитик, отметив, что в том числе снижается объем обязательств по соглашениям "бери или плати" (понижение планки до 75%), видимо, будет скидка к цене на газ. В обмен же может быть получена дальнейшая поддержка со стороны Турции проекта строительства газопровода "Южный поток", важного для России.

Что касается двух нефтепроводов - Самсун-Джейхан и Бургас-Александруполис, по которым нефть должна идти вместо перевозки танкерами через Босфор, то, по мнению аналитика, пока трудно сказать, будет ли здесь прорыв. "Вопрос в подвешенном состоянии. Вопрос заключается в том, чтобы забрать танкеры из проливов Босфор и Дарданеллы, оставив только перевозку нефтепродуктов, а нефть перевести в строящиеся нефтепроводы. Но нефтяные компании, которые участвуют в этих переговорах, против, так как повышаются транспортные расходы. Пока сложно сказать, о чем здесь договорятся", - говорит эксперт. То же самое пока можно сказать и о проекте строительства АЭС, полагает аналитик.

Новости по теме

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });