Греция получила помощь, Евросоюз – новые проблемы
Евросоюз решил спасти Грецию. Но принятое решение об увеличении помощи до 110 млрд евро не слишком впечатлило инвесторов. Они все еще настроены скептически, так как нет ясности, насколько пакет помощи поможет предотвратить цепную реакцию и дальнейшее ослабление евро
Москва. 4 мая. FINMARKET.RU - Страны еврозоны и Международный валютный фонд (МВФ), стремясь предотвратить разрастание долгового кризиса, который стал угрозой для всей европейской финансовой системы, договорились предоставить Греции беспрецедентные 110 млрд евро.
Однако долго ожидавшееся решение не воодушевило рынки, и они продолжили в понедельник медленное снижение.
Трехлетняя кредитная линия позволит Греции, которая 19 мая гасит облигации на 8,5 млрд евро, покрыть срочные финансовые потребности. Нерешенность фундаментальных проблемы греческой экономики, сомнения в способности Афин провести обещанное сокращение дефицита бюджета, сохраняющаяся уязвимость ряда других стран ЕС пока не позволяют говорить о том, что нижняя точка кризиса пройдена.
Решение за Бундестагом
Формальное решение о выделении помощи Греции должно быть принято лидерами стран еврозоны в пятницу. В Германии вопрос о кредите до конца недели будет вынесен также на голосование в парламенте, и это обсуждение обещает быть непростым
В самой Греции, где продолжаются массовые протесты против планов правительства, в среду пройдет всеобщая забастовка. Оппозиция предупреждает, что греческий больной может не выдержать сурового курса лечения, назначенного ему МВФ и Брюсселем.
Таким образом, в течение всей недели вопрос о спасении Греции будет оставаться в центре внимания рынков.
Кроме того, объявленное на выходных решение оставляет без ответа вопрос, что же ждет другие страны ЕС с высоким уровнем бюджетного дефицита - прежде всего Португалию и Испанию.
На фоне сохраняющейся неопределенности и общего скептицизма инвесторов в понедельник котировки европейских акций продолжили снижаться, а евро после подъема в пятницу вновь отступил перед долларом.
Многие инвесторы также сомневаются, что Афинам в итоге удастся выполнить свои обещания перед МВФ и Евросоюзом, которые дадут Греции 30 млрд евро и 80 млрд соответственно. Около 45 млрд из этой суммы поступят в Грецию в текущем году.
Европейские кредиты выделяются под 5%, кредиты МВФ - под 3%. На долю Германии, где почти 60% населения выступают против выделения помощи Греции, придется 22,3 млрд евро.
Канцлер Германии Ангела Меркель сказала, что приложит все силы для того, чтобы Афины могли получить кредит от Евросоюза и МВФ. Она назвала принятый греческим правительством план "очень амбициозным" и добавила, что финансовая помощь Греции является "единственным способом обеспечить стабильность евро".
Фонд спасения банков
Как сообщило агентство Bloomberg, из средств, которые будут предоставлены Греции странами ЕС и Международным валютным фондом, страна создаст фонд поддержки банков объемом 15 млрд евро.
Целью создания фонда является "поддержание стабильности банковской системы Греции за счет предоставления банкам капитала в случае значительного сокращения подушки ликвидности", говорится в меморандуме о взаимопонимании, подписанном правительством Греции и Евросоюзом. Доступ к денежным средствам фонда будет предоставляться кредитным организациям в случае снижения уровня достаточности капитала до минимально требуемых уровней, сообщил греческий ЦБ.
Планы создания фонда были обнародованы еще 2 мая, однако тогда еврокомиссар по вопросам экономической и монетарной политики Олли Рен заявил, что объем этого фонда составит 10 млрд евро. Затем объем было решено увеличить до 15 млрд евро.
Греческие банки могут столкнуться с ростом числа "плохих" кредитов, учитывая предстоящие беспрецедентные меры сокращения расходов, прогнозирует МВФ.
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's 27 апреля понизило долгосрочный рейтинг Греции до "бросового уровня" "ВВ+" с "ВВВ+". Кроме того, до "бросового уровня" были снижены и рейтинги банков National Bank of Greece, EFG Eurobank Ergasias SA, Alpha Bank AE и Piraeus Bank.
Другое рейтинговое агентство - Moody's - 30 апреля понизило рейтинги финансовой устойчивости, а также рейтинги по депозитам и долговым обязательствам 9 греческих банков: National Bank of Greece, EFG Eurobank Ergasias SA, Alpha Bank AE, Piraeus Bank, Emporiki Bank of Greece, Agricultural Bank of Greece, General Bank of Greece, Marfin Egnatia Bank и Attica Bank. Как отмечалось в пресс-релизе агентства, рейтинговое действие отражает как ослабление собственного финансового положения банков, так и дополнительное давление, ожидаемое в связи с ухудшением экономических перспектив страны.
Греческие банки являются держателями гособлигаций страны на сумму порядка 45 млрд евро, что составляет 10% их активов. Фондовый индекс, в расчет которого входят акции банков, упал с начала этого года на 27% по сравнению с 16%-ным снижением общего индекса ASE.
"Кризисный налог" на прибыльных
Соглашение, достигнутое Грецией со странами ЕС и МВФ, также предполагает, что страна продолжит взимать специальный налог с наиболее прибыльных компаний в следующие три года. Этот налог был введен в прошлом году как единовременная мера , напоминает агентство Bloomberg.
Временные "кризисные налоги" на деятельность прибыльных фирм будут приносить правительству доход в размере, по крайней мере, 600 млн евро в год в 2011, 2012 и 2013 годах, говорится в меморандуме о взаимопонимании, подписанном правительством Греции и ЕС. Таким образом, продление срока взимания налога принесет бюджету доход в размере 1,8 млрд евро.
В феврале этого года крупнейший в Греции оператор телефонной связи Hellenic Telecomunications сообщил, что выплатил правительству 113 млн евро в качестве нового налога. В связи с этим в четвертом квартале прошлого года компания зафиксировала убыток в 30 млн евро.
Греция forever
Греция, чтобы убедить инвесторов в своей способности навести порядок в финансах, должна будет, согласно соглашению, провести драконовское сокращение дефицита - снизить зарплаты бюджетников, пенсии, повысить пенсионный возраст для ряда категорий госслужащих, увеличить НДС, акцизы, провести приватизацию ряда отраслей, уменьшить госинвестиции.
Это должно обеспечить уменьшение дефицита бюджета до 8,1% ВВП в нынешнем году, до 7,6% - в 2011 и до 6,5% в 2012 году. В прошлом году дефицит составлял 13,6% ВВП. С 2013 года дефицит бюджета должен снизиться ниже предусмотренных правилами ЕС 3%.
Задачу снижения дефицита осложняет то, что в 2010 году ожидается падение экономики страны на 4%, а рост правительство прогнозирует только с 2012 года.
"У нас нет другого выбора и нет времени, - заявил в телеобращении греческий премьер Георгиос Папандреу. - Я хочу честно сказать греческом народу, что перед нами лежат тяжелые испытания. Ближайшие годы будут сложными, но мы справимся".
Он пообещал, что его правительство не допустит банкротства страны, и призвал греков принести жертвы, чтобы избежать "катастрофы".
Однако даже с учетом объявленных сокращений размер госдолга Греции вырастет к 2014 года с нынешних 115% ВВП до 140% и лишь после этого начнет снижаться. При этом в течение 3-летней передышки, которую дадут Греции кредиты, необходимо будет также провести глубокие структурные реформы в экономике и изменить экономическую модель, которая привела страну в долговую яму.
Отдельной проблемой остаются банки. Европейский ЦБ отменил ограничения по уровню рейтинга для всех греческих гособлигаций, принимаемых в залог при предоставлении кредитов банкам. Это должно исключить возможность того, что греческие банки могут остаться без доступа к кредитам ЕЦБ, если рейтинг страны вновь будет снижен.
The New York Times пишет, что проблемы Греции могут усугубиться также из-за дефляции, риск которой возрастает в условиях продолжающегося падения греческой экономики.
Министр финансов Георгиос Папаконстантину исключил на выходных возможность дефолта Греции и реструктуризации долгов. Однако The Wall Street Journal пишет, что более высокой остается вероятность того, что реструктуризация, при которой держатели греческих облигаций могут потерять порядка 30% вложений, в итоге все же потребуется.
Связанные одной еврозоной
Общее отношение инвесторов к действиям европейских властей все последние недели характеризовалось фразой "слишком мало, слишком поздно", и это неизбежно сказывается на реакции рынка на решение в отношении кредита Греции.
Процесс формирования пакета помощи Греции выявил острые разногласия среди стран еврозоны. Берлин сопротивлялся до последнего, опасаясь, что такая помощь станет опасным прецедентом для стран, игнорирующих правила ЕС. Париж настаивал на скорейшем вмешательстве, опасаясь последствий кризиса для стабильности евровалюты и его распространения на другие страны.
При этом сумму помощи, в феврале оценивавшуюся в 30 млрд евро, по мере нарастания недоверия к Греции со стороны финансового рынка пришлось увеличить до 110 млрд.
Рынки за это время подняли доходность греческих долгов до уровня, предполагающего высокую вероятность дефолта Афин по своим обязательствам. Инвесторы начали избегать покупки облигаций Португалии и Испании, также имеющих огромный бюджетный дефицит, что обозначило реальный риск расползания кризиса.
Пока не ясно, насколько пакет помощи Греции поможет предотвратить цепную реакцию и дальнейшее ослабление евро.
"Если Португалия и Испания не примут проактивные дополнительные меры для улучшения своих бюджетных и экономических перспектив, у рынков будет соблазн проверить, не готов ли ЕС к новым программам спасения - после того, как объем помощи Греции достиг захватывающих дух масштабов", - заявил агентству Bloomberg главный экономист UniCredit Марко Аннузаиата.
В Брюсселе, однако, настаивают, что помощь Греции является исключением, так как источником проблемы стала подтасовка статистики о дефиците бюджета прежним правительством страны.
The Wall Street Journal указывает, что теперь надо в целом менять взгляд на понятие суверенного долга в еврозоне. Спасение Греции означает, что одни страны фактически несут ответственность за долги других. Германия и Франция больше не смогут говорить, что значимым является отсутствие у них бюджетных проблем. Парижу и Берлину придется также помогать собственным банкам, если не будут полностью оплачены долги Греции, Португалии, Испании или других стран.
В то же время греческий кризис дает Брюсселю аргументы в пользу ограничения возможностей стран самостоятельно определять бюджетную политику.
Идея валютного союза, не опирающегося на координацию экономической политики, фактически провалилась.
/Финмаркет/