У вас есть сланцевый газ, тогда мы идем к вам!
Газпром, имеющий опыт добычи нетрадиционного топлива, объявил, что готов придти туда, где есть сланцевый газ. Хотя, как считает глава российской монополии Алексей Миллер, вокруг этого газа слишком больше "PR-сопровождение"
Москва. 27 апреля. FINMARKET.RU - Последнее время вокруг сланцевого газа поднялся настоящий ажиотаж. США, пытаясь соскочить с газовой импортной иглы, нарастили производство на сланцевых месторождениях до 10% от общего объема добычи по сравнению с 2% в 1990 году. По данным Управления информации по энергетике США (Energy Information Administration, EIA), только в прошлом году благодаря развитию технологий извлекаемые запасы сланцевого газа выросли на 51%. В агентстве считают, что к 2035 году до четверти всего сухого природного газа придется на сланцевый газ. В Канаде к 2030 году на сланцевый газ придется до 20% всего объема добычи. В Китае к 2030 году добыча сланцевого газа может вырасти до 25% от объема добычи "голубого топлива" в этой стране, считают эксперты. Американские компании обратили свои взоры на резервы этого топлива в Европе.
Россия до поры скрывала свои планы, но вот и Газпром объявил о притязаниях на рынок этого газа. Глава компании Алексей Миллер в беседе с журналистами впервые признал интерес российского газового концерна к проектам добычи сланцевого газа.
По словам А.Миллера, с началом добычи угольного газа у Кузбассе, который, как и сланцевый, относится к так называемым unconventional gas, компания получила опыт разработки такого рода запасов. "У нас есть свои технологии, у нас есть свой опыт, поэтому я думаю, что мы сейчас, наверное, можем выдвинуть лозунг: если у вас есть сланцевый газ, то мы к вам идем!" - сказал глава "Газпрома".
"У "Газпрома" есть опыт по своим технологиям разработки угольного метана. Технологии там те же самые (что и со сланцевым газом). Начали, вы знаете, мы в этом году. Президент Медведев приезжал в Кузбасс - мы начали эксплуатацию одного из месторождений угольного метана. И за предстоящие 10 лет - к 2020 году мы выйдем всего-навсего на объем добычи в 4 млрд кубических метров газа, чтобы Кузбасс мог обеспечивать себя газом. В первую очередь это делается для дегазификации угольных пластов в Кузбассе, для того, чтобы на 70-80 процентов снизить уровень угольного метана в угольных пластах и обеспечить их безаварийную разработку", - подчеркнул А.Миллер.
Он заметил, что у угольного метана "себестоимость добычи очень-очень большая". Но "у этой технологии есть и свои плюсы - если потребитель сидит непосредственно на самом месторождении сланцев или угля". "Мы поддерживаем такого направления развития газовой отрасли, потому что в противном случае в некоторых газоемких регионах ситуация могла бы складываться уже в настоящее время достаточно драматически", - сказал он.
При этом глава "Газпрома" заметил, что вокруг проектов по добыче сланцевого газа "присутствует значительная роль PR-сопровождения, зачем это делается - это другой вопрос".
"Но хотелось бы обратить внимание, что объемы добычи традиционного природного газа в США резко снижаются. В этой связи в США принято решение о начале разработки традиционных месторождений углеводородов, в частности, на Аляске. Есть разные оценки на сколько хватит Америке объемов традиционных запасов газа. Некоторые оценки говорят о том, что при том уровне потребления и той структуре потребления, который есть на сегодняшний день, это может быть всего-навсего 11 лет", - напомнил А.Миллер.
"Поэтому очень актуальным для Америки является вопрос о поиске каких-то новых дополнительных источников формирования своего газового баланса, в том числе и за счет ресурсов, которые на сегодняшний день имеют значительную себестоимость. А сланцевый газ - это огромное количество скважин с очень низкими дебетами (в сотни раз ниже, чем у скважин на традиционных месторождениях) с пониманием того, что даже эти дебеты в течение одного-двух лет резко снижаются, и все время надо бурить, бурить в больших объемах. Ландшафты после разработки сланцевых месторождений на глаз выглядят просто как лунный пейзаж. А то, что касается использования воды в технологии разработки - это фактор, который не добавляет очков этой технологии", - добавил глава российского газового концерна.
В США, судя по росту добычи нетрадиционного газа, оптимистично смотрят на перспективы его добычи. Новые технологии бурения позволили производителям сланцевого газа увеличить оценку достаточности его резервов с нынешних 30 лет до 100 лет. По оценкам компании ExxonMobil, США к 2030 году будут обеспечивать свою потребность в газе, в основном, за счет добычи сланцевого газа. На его долю к указанному сроку будет приходиться порядка 50% поставок. Внутренней добычей газа будет обеспечиваться только около 35% спроса. 10% спроса будет удовлетворяться за счет импорта СПГ, и только 5% потребления будет обеспечиваться импортом трубопроводного газа.
За последние два года британские BP и BG, норвежская Statoil, итальянская Eni вошли в проекты по добыче сланцевого газа на территории США. Китай проявляет интерес с сланцевому газу. В ноябре прошлого года Китай и США подписали соглашение о сотрудничестве в сфере разработки сланцевых месторождений.
Но такие прогнозы отнюдь не впечатлили главу второй по величине нефтегазовой компании США Chevron Джона Уотсона. Он заявил, что не намерен вступать в гонку по добыче сланцевого газа, пишет Financial Times. "Цена вопроса слишком высока, чтобы привлечь необходимые инвестиции", - отметил Д.Уотсон.
Вот и России в целом спокойно смотрит на потуги конкурентов. Как отмечал министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев, сланцевый газ не конкурент природному. "Не думаю, что сланцевый газ сможет составить конкуренцию природному. Перспективы изменения газового рынка за счет начала добычи сланцевого газа существуют, но о них серьезно можно говорить когда уже будут готовы расчеты компаний по добыче и ценовым параметрам", - отмечал он.
А министр энергетики РФ Сергей Шматко и вовсе считает ситуацию вокруг сланцевого газа "необоснованно ажиотажной" и подчеркивает, что добыча этого сырья вряд ли повлияет на мировой энергобаланс.
Международное энергетическое агентство оценивает запасы нетрадиционного газа в 32,511 трлн кубических футов, половина которых приходится на сланцевый газ.
/Финмаркет/