Онлайн-шопинг на $6 миллиардов
В 2010 году объем российского рынка розничной онлайн-торговли может составить от $5,3 до $6 млрд, прогнозируют социологи. Причем порядка 60% оборота обеспечат города-миллионники
Москва. 22 апреля. FINMARKET.RU - При сохранении текущей ситуации в экономике в 2010 году россияне потратят на покупки в Интернете от $5,3 млрд до $6 млрд - такой прогноз содержится во всероссийском исследовании, представленном фондом "Общественное мнение" (ФОМ).
Как выяснили социологи, в среднем житель российского мегаполиса тратит на интернет-покупки около 3750 рублей в месяц. В других населенных пунктах этот показатель в полтора раза ниже - около 2070 рублей. Общий месячный объем российского рынка розничной электронной торговли в марте текущего года составил порядка 16,18 млрд рублей ($526,4 млн).
По данным ФОМ, в прошлом месяце около 5,7 млн человек (5% населения страны) заказывали и/или оплачивали товары либо услуги через Интернет (без учета рынка цифрового контента и B2B рынка электронной торговли).
Опрос, проводившийся среди 4000 продвинутых респондентов от 18 лет и старше, показал, что основная часть покупателей, пользующихся при совершении покупок всемирной сетью - это жители мегаполисов. Они составляют более пятой части интернет-пользователей (22%) - около 2,6 млн человек. В других населенных пунктах при гораздо более низком показателе вовлеченности (10% интернет-аудитории) абсолютное число покупающих составляет 3,1 млн человек.
Несмотря на сложности прошлого года объем рынка электронной коммерции в 2009 году вырос в среднем на 15-20% и достиг 150 млрд рублей, сообщал исполнительный директор консалтинговой компании Oborot.ru Иван Кургузов. Правда, темпы прироста замедлились по сравнению с 2008 годом, когда он достигал 40%. Но, как заявлял эксперт, "в 2010 году рынок покажет 20%-ную динамику". Пока же в России менее 1% от общего оборота розничной торговли приходится на электронную торговлю.
Однако для желающих покупать в Интернете до сих пор существует целый ряд барьеров. "Одно из главных препятствий - это все еще невысокий уровень доверия интернет-магазинам, опасения мошенничества, недоставки или доставки некачественного товара", - сообщили "Интерфаксу" в ФОМ.
Но для оптимизма по части роста объемов продаж в интернет-магазинах все равно есть основания. По данным опроса, проведенного ранее исследовательской компанией "Ромир", число активных сетевых покупателей, делающих приобретения в интернет-магазинах как минимум один раз в месяц, выросло в России за 2009 год почти вдвое (с 27% до 52%). При этом количество россиян, приобретавших товары через Интернет в 2009 году, выросло на 8% и составило 70% от общего числа посетителей онлайн-магазинов.
Что же россияне окупают чаще всего во время своего онлайн-шопинга? Например, в 2009 году чаще всего в онлайн-магазинах приобретали книги и канцтовары (51% интернет-покупателей). Второе по популярности место в электронных продажах - 43% - принадлежит бытовой технике. Также самыми востребованными товарами стали косметика и парфюмерия, доля продаж которых в общем объеме продаж в Сети выросла до 40% (с 25% в 2008 году). Также хорошо расходятся компьютеры, на которые пришлось 39% продаж. В два раза, по сравнению с 2008 годом, - с 17% до 33% - выросло число пользователей, приобретающих товары для детей. Серьезно возросла доля тех, кто покупает в онлайн-магазинах продукты питания (с18% до 23%).
/Финмаркет/