Экономика Европы - как на вулкане

Если авиаколлапс в Европе продлится еще неделю, то отставание европейской экономики по темпам восстановления будет еще существенней, беспокоятся эксперты. При этом неприятности негативно скажутся на мировой торговле и экономике

Экономика Европы - как на вулкане
Photostogo.com/Russian Look

Лондон. 19 апреля. FINMARKET.RU - Устойчивый экономический подъем Европы по-прежнему не гарантирован. Нынешние экономические условия могут быть усугублены природным катаклизмом, так как извержение вулкана в Исландии и последовавший за этим коллапс авиаперевозок обернулись многомиллионными потерями для отраслей экономики, зависящих от доставки грузов по воздуху. Если запреты на полеты продлятся до конца недели, то нивелировать негативный эффект не получится, несмотря на взрывной спрос на услуги наземных "смежников" авиаторов.

Продолжительное закрытие европейского воздушного пространства из-за вулканической пыли может нанести огромный ущерб и задержать восстановление экономики региона, пишет The Wall Street Journal.

C начала авиаколлапса были отменены свыше 63 тыс. авиарейсов, и быстрое восстановление сообщения не предвидится.

По оценкам аналитиков, регуляторы поторопились с закрытием воздушного пространства во многих странах без проведения подробного анализа атмосферных условий. "Полеты в дневные часы абсолютно безопасны", - утверждает глава KLM Royal Dutch Airlines Петер Хартман.

Авиакомпании и туроператоры несут огромные дополнительные издержки в связи с необходимостью размещения пассажиров отмененных рейсов в гостиницах или отправки их другими видами транспорта. Экономисты считают, что, хотя извержение исландского вулкана и не станет точкой отсчета повторной рецессии в Европе, окончательное восстановление экономики задержится.

"Учитывая, что восстановление экономики еврозоны и без того является слабым, эти события определенно окажут негативное влияние", - полагает директор Центра европейских политических исследований Дэниэл Грос.

А оно и без того медленное и хрупкое. Согласно окончательным данным Статистического управления Евросоюза, ВВП еврозоны не изменился в четвертом квартале 2009 года по сравнению с предыдущим кварталом. Кроме того, оценка снижения ВВП региона в четвертом квартале в годовом исчислении была пересмотрена в худшую сторону - до 2,2% с 2,1%. В третьем квартале экономика еврозоны выросла на 0,4% относительно предыдущего квартала и снизилась на 4,1% в годовом исчислении.

Сейчас отрасли экономики, зависящие от авиадоставки грузов и авиаперевозки пассажиров, уже испытывают давление, сообщает The New York Times.

Например, кенийские цветоводы, на долю которых приходится около 35% импорта цветов в страны Евросоюза, несут убытки порядка $2 млн в сутки. Фермеры Северной и Южной Америки, Израиля, Турции и ряда стран Африки несут еще большие убытки, так как значительная часть их продукции должна доставляться в Европу по воздуху из-за небольшого срока годности.

Логистические цепочки производителей высокотехнологичной продукции, которая часто перевозится по воздуху, также разрушены, что приводит к перебоям в поставках компонентов и готовых изделий.

Компания экспресс-доставки DHL в странах Северной Европы все чаще в последние дни отказывается от авиаперевозки грузов в пользу наземного транспорта, что существенно повышает сроки доставки и увеличивает издержки компании.

Крупнейший туроператор Европы TUI Travel ежедневно теряет 5-6 млн фунтов стерлингов из-за перебоев в авиасообщении. Ограничение полетов в Европе обходится австралийской компании Qantas в $1,4 млн в сутки.

Греция, которой и без того хватает финансовых проблем, страдает из-за значительного снижения числа туристов на фоне авиаколлапса. "Ситуация может существенно осложнить положение Греции, которой нужен каждый пенни от туризма", - утверждает главный экономист Royal Bank of Scotland по странам Европы Жак Кайю.

Однако не все отрасли несут убытки: железнодорожное, автобусное, водное транспортное сообщение пользуется все большей популярностью в Европе, а компании в этих секторах получают значительную прибыль.

Но если закрытие воздушного пространства продлится хотя бы до конца этой недели, его минусы значительно превысят слабый позитив в других отраслях и выльются в еще более существенное отставание европейской экономики по темпам восстановления, утверждает главный экономист AXA Group Эрик Чейни. Поскольку Европа является крупнейшим экспортером мира и вторым по величине импортером, а также самым большим потребителем китайских товаров, ее проблемы негативно повлияют на мировую торговлю и экономику в целом, добавил он.

По данным Centre for Asia Pacific Aviation, убыток от извержения вулкана для авиатрасли может оставить свыше $2 млрд. Коллапс воздушного сообщения в Европе из-за извержения вулкана Эйяфьелль в Исландии приводит к падению стоимости акций европейских авиаперевозчиков.

Между тем британский премьер-министр Гордон Браун высказался в защиту ограничений на авиаперевозки, назвав безопасность пассажиров "важностью высшего уровня".

Коллапс продолжается уже пятый день. И перспективы нормализации воздушного сообщения остаются туманными. В настоящее время воздушные пространства 17 европейских государств остаются закрытыми. Вулканический пепел, парализовавший авиасообщение в Европе, образовался в результате извержения вулкана в Исландии. В настоящее время пепел распространился на юг до Турции и на восток до Енисея, шлейф пепла двигается на запад через Атлантику и, как ожидается, достигнет побережья Ньюфаундленда ко вторнику.

Облако пепла от извергающегося исландского вулкана направляется в строну канадского севера, пишет в понедельник канадская газета The Globe and Mail. На данный момент в связи с приближением облака из аэропорта Сент-Джонса (провинция Ньюфаундленд) отменены 13 рейсов, как внутренних канадских, так и в США.

Представители канадской службы охраны природы сообщили газете, что вероятность того, что облако затронет воздушное пространство Канады оценивается в 30%. Пресс-секретарь авиакомпании Air Canada Анджела Ма рассказала, что кроме аэропорта в Сент-Джонсе затронутыми окажутся еще два - в населенном пункте Дир-Лэйк, а также в Гандере. Последний аэропорт является пересадочным узлом.

Частицы пепла от извергающегося в Исландии вулкана ко вторнику достигнут воздушного пространства Корейского полуострова, сообщает в понедельник южнокорейское метеорологическое бюро. В то же время, отмечают эксперты, концентрация пепла в воздухе будет мала, и никакой опасности он нести не будет.

Между тем, в понедельник в сеульском аэропорту "Инчхон" отменены около 30 пассажирских и грузовых рейсов в страны Европы. С пятницы отменено 122 рейса между Южной Кореей и странами Европы.

К настоящему времени более 6,8 млн пассажиров оказались в плену у облака пепла, накрывшего европейский континент. Воздушное пространство в более чем 20 странах остается закрытым. Авиакомпании, вынужденные отменить рейсы, несут убытки в размере в среднем $200 млн в день.

Министры транспорта стран-членов Евросоюза проведут в понедельник экстренную видеоконференцию для обсуждения путей преодоления авиатранспортного коллапса, вызванного извержением вулкана в Исландии.

Созываемая по инициативе председательствующей в ЕС Испании конференция обсудит, в частности, предложение о том, чтобы пассажиры из Европы, застрявшие в США и Азии, доставлялись сначала по воздуху в Испанию, а оттуда уже добирались до дома на поезде, автобусе или по морю, сообщила в понедельник телерадиокорпорация ВВС.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) резко критикует действия европейских правительств после извержения исландского вулкана, которое привело к длительному блокированию воздушного пространства Европы.

В опубликованном в понедельник пресс-релизе IATA призывает европейских лидеров объединиться и найти реальные пути решения проблемы.

"Кризис длится уже достаточно долго, чтобы мы могли выразить свое недовольство тем, как правительства пытаются с ним справиться: без оценки риска, без консультаций, без координации и единого руководства, - заявил глава IATA Джованни Бизиньяни. - Невероятно, что транспортным министрам Европы понадобилось пять дней, чтобы организовать телеконференцию".

По словам Д.Бизиньяни, проблеме воздушного сообщения должен быть отдан приоритет, и европейские власти должны как можно быстрее открыть воздушное пространство над континентом, избегая угроз безопасности.

Руководство IATA негативно отозвалось и о выбранном странами Европе подходе: закрыть воздушное пространство на основании теоретических моделей без проверки реальных атмосферных условий и консультаций с авиаперевозчиками.

"Безопасность является нашим основным приоритетом. Авиакомпании не будут летать, если это небезопасно. Я провел консультации со входящими в состав организации авиакомпаниями, которые обычно работают в этот воздушном пространстве. Они сообщают об упущенных возможностях безопасных полетов", - добавил глава IATA.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });