России дадут под 5%. А оно нам надо?
Первый более чем за десятилетие выпуск евробондов РФ может быть размещен с доходностью 5% годовых, считают в Минфине. Правда, там до сих пор не раскрывают планируемый объем размещения, называя этот вопрос "политическим" и связывая его решение с судьбой резервного фонда. Эксперты же полагают, что необходимости во внешних займах у РФ сейчас вообще нет
Москва. 8 апреля. FINMARKET.RU - Россия готовится к размещению первого после кризиса 1998 года выпуска еврооблигаций. Уже выбраны четыре инвестбанка, которые станут организаторами нового еврооблигационного займа РФ, в апреле должно стартовать роуд-шоу, по итогам которого будут определены параметры выпуска. Между тем, в российском Минфине РФ рассчитывают, что евробонды могут быть размещены с рекордно низкой для российских суверенных бумаг доходностью - порядка 5% годовых. Правда, сколько составит реальный объем размещения из запланированной эмиссии в $17,8 млрд., не ясно до сих пор. Это будет зависеть от того, какое будет принято политическое решение о судьбе резервного фонда, считают в Минфине. Между тем, эксперты полагают, что необходимости во внешних займах у российского бюджета сейчас вообще нет.
Россия при размещении евробондов может рассчитывать на доходность порядка 5% годовых, исходя из последних размещений крупнейших российских компаний на внешнем рынке, считает замминистра финансов РФ Сергей Сторчак. "Судя по шикарному заимствованию РЖД, получается, что мы минимум должны отсечь у них 0,5% хотя бы", - сказал он журналистам в четверг. ОАО "РЖД" в конце марта разместило выпуск 7-летних евробондов на $1,5 млрд со ставкой купона 5,739% годовых.
Что касается срока обращения новых российских евробондов, то, по мнению С.Сторчака, лучше было бы сделать их 10-летними, хотя и на 30-летние бонды (возможность их выпуска предусмотрена внесенными в Думу поправками в бюджет-2010) инвесторы тоже нашлись бы. По словам замминистра, более долгосрочные бонды окажутся и более дорогими. "Это все-таки более дорогие деньги будут, чем семилетка или десятилетка. Если бы это был вопрос моего решения, то я бы пошел по пути выпуска классического бонда-десятилетки, тем более что, насколько я помню, по графику платежей тех выпусков, которые сейчас существуют, у нас ничего страшного в 2020 году нет. Значит, мы спокойно можем выпустить десятилетний бонд достаточно крупного размера", - считает замминистра.
Вместе с тем, он по уже сложившейся традиции не назвал возможный объем размещения первого транша российских облигаций. По его словам, объем размещения "сформируется в момент получения заявок". "Если предложения будут конкурентоспособны с точки зрения цены, то, конечно, список может расти, расти, расти и, в конечном итоге, министр (финансов РФ Алексей Кудрин) может принять решение по максимуму удовлетворить заявки, а может, все-таки, где-то и отсечь", - сказал он.
Правда, ранее неоднократно звучало, что Россия будет размещать существенно меньше запланированного в бюджете объема эмиссии евробондов в $17,8 млрд.
Вместе с тем, по словам С.Сторчака, вопрос о том, сколько Россия займет на внешних рынках в этом году, лежит скорее в политической плоскости. Это "классический случай принятия решения на уровне политики", сказал он. Объем внешних займов будет определяться тем, какая судьба ждет резервный фонд - будет ли принято решение о его полном расходовании на нужды бюджета, и соответственно, занять тогда можно существенно меньше, или же резервный фонд будет сохранен, но при этом придется заимствовать и платить проценты. "Аргументов в пользу сохранения "подушки безопасности" много, но есть и контраргументы - используя ресурсы резервного фонда, вы не платите проценты, а у нас процентный платеж в этом году точно один появится - если выпуск осуществим в апреле, значит в октябре, в мае - значит в ноябре, а это могут быть достаточно большие деньги", - пояснил замминистра. "При использовании резервного фонда таких дополнительных расходов не будет", - подчеркнул он.
Накануне замминистра финансов РФ Дмитрий Панкин допустил, что Минфин РФ в 2010 году пересмотрит в сторону увеличения внутренних заимствований соотношение между заимствованиями на внутреннем и внешнем рынках. По словам же С.Сторчака, на вопрос о наиболее выгодном соотношении внутренних и внешних займов для российского бюджета "стопроцентного ответа нет". "Мы, конечно, можем считать, что выгоднее с точки зрения финансовых потоков, что дешевле, в то же время выход на внешний рынок дает целевые ориентиры для корпоративных заимствований. Глядишь, крупные российские заемщики из числа корпораций заимствовали бы пускай на сотые доли процента дешевле, но при миллиардных заимствованиях это значительная экономия", - пояснил он. Вместе с тем, сказал С.Сторчак, "с точки зрения перспектив обслуживания долга логичнее предположить, что рублевый долг обслуживать легче - доходы в рублях и будущие расходы не нужно хеджировать по валютным рискам".
Старший экономист "Тройки Диалог" Антон Струченевский считает, что разместить первый после длительного перерыва выпуск евробондов с доходностью порядка 5% реалистично. "Это вполне реально, так как Россия представляет собой исключение из развивающихся рынков, у нее нет проблем с государственными долгами. Такого рода размещение будет пользоваться огромным спросом со стороны инвесторов", - сказал экономист в интервью "Финмаркету".
Вместе с тем, по его мнению, сейчас российский бюджет объективно не нуждается во внешних займах. "Деньги не нужны бюджету, так как уже очевидно, что доходы будут выше запланированных, а дефицит, соответственно, намного ниже", - говорит эксперт. Он напомнил, что законом о федеральном бюджете дефицит на этот год планировался на уровне около 3 трлн рублей (6,8% ВВП). Вместе с тем, с учетом того, что прогнозные параметры оказались лучше заложенных в бюджете, дефицит может оказаться вдвое меньше - порядка 1,5 трлн. рублей. "Есть резервный фонд, который покрывает эти расходы на 100%", - считает эксперт.
G20 должна продолжить лечить зуб
Помимо рассуждений о предстоящем выпуске евробондов, С.Сторчак высказался также по поводу предстоящей в конце апреля в Вашингтоне встречи министров финансов и глав Центробанков Группы 20 (G20). Российский замминистра посоветовал главам финансовых ведомств ведущих мировых держав не констатировать в очередной раз окончание кризиса, а проанализировать выполнение рекомендаций предыдущих саммитов "двадцатки".
"Самое печальное, если министры возьмутся в первую очередь за обсуждение текущего состояния мировой экономики и волей-неволей придут к выводу, а макроэкономические параметры им это обеспечивают, что экономика выходит из кризиса", - посетовал замминистра. Позитивные сдвиги в мировой экономике, наблюдающиеся в последнее время, по его мнению, могут дестимулировать страны "двадцатки" выполнять собственные рекомендации и модернизировать, в частности, надзор и контроль на финансовых рынках. "Индексы опять растут, приходят горячие деньги, какая-то видимость восстановления экономической конъюнктуры, и все хорошо", - сказал он. "Это нормальная человеческая реакция: все хорошо, зачем что-то делать? Если у вас прошла зубная боль, зачем идти к врачу?", - сказал С.Сторчак.
Он напомнил, что первая рабочая группа G20 выработала 24 рекомендации по внутренним регулятивным мерам, вторая - 35 рекомендаций по регулятивным мерам в рамках международного сотрудничества. "По каждой из них надо будет пройтись и посмотреть. Шаг за шагом надо их анализировать", - считает С.Сторчак. "Не так часто бывает, что двадцать совершенно разных государств в лице их лидеров, президентов и премьер-министров, договариваются и прописывают эти меры, их поддерживает экспертное сообщество, поддерживает общественность, а через год мы имеем ситуацию, когда можно с трудом сказать, какая из мер реализована частично, полностью, на четверочку", - добавил он.
Так, по словам замминистра, полноценно реализована только одна мера - Форум финансовой стабильности превращен в довольно активно работающий Совет финансовой стабильности (Financial Stability Board, FSB). Такое решение было принято на Лондонском саммите в апреле 2009 года. Однако, по его словам, не реализован ряд других мер, утвержденных G20, в том числе, создание надзорных коллегий, отслеживающих деятельность транснациональных корпораций, и усиление надзора за рейтинговыми агентствами. "Надзорные коллегии должны были быть созданы для каждой крупной глобальной корпорации, имеющей глобальные финансы, потому что в условиях текущего кризиса экспертный анализ показал, что масштабы производств, существующих в рамках одной корпорации, уже превышают ВВП среднеразвитых государств", - напомнил он. Обсуждалось создание системного надзора "за такими структурами, которые одновременно производят, продают, страхуют, проводят финансовые операции в десятках стран". "Сколько было разговоров год назад, что в этой сфере нужно наводить порядок, поскольку очевидно, что рейтинговые агентства, по крайней мере, применительно к ипотечному рынку США, допустили колоссальную небрежность, мягко говоря. Тем не менее, год прошел и ничего не происходит", - посетовал он.
"В этом смысле возникает вопрос: кто в доме хозяин? Если лидеры за, экспертное сообщество поддерживает (рекомендации), значит - что, у нас миром правят финансовые олигархи? Им это не нужно, им это не интересно, и потихоньку все спускается на тормозах", - констатировал С.Сторчак.
Участниками "группы двадцати" являются Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Корея, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Япония, а также ЕС, представляемая страной-председателем. На страны-члены G20 приходится две трети населения планеты и около 85% мирового ВВП.
/Интерфакс, Финмаркет/