Розница между кризисом и будущим

Розничным сетям в кризис пришлось стать эффективнее. Так, более 60% участников опроса "Эрнст энд Янг" отметили рост выручки в прошлом году. При этом основными антикризисными мерами компаний стали сокращение затрат на аренду и на персонал. В перспективе, как считает большинство ритейлеров (87%), существенного ухудшения ситуации на рынке не будет

Розница между кризисом и будущим
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 11 марта. IFX.RU - Розничные сети в прошлом году, безусловно, ощутили на себе последствия кризиса. Сказалось и снижение покупательского спроса, и удорожание заемного финансирования. В то же время, уцелевшим на рынке компаниям пришлось стать эффективнее, и у ритейлеров улучшаются такие показатели, как выручка и валовая рентабельность.

Такие данные приводятся в обзоре розничной торговли за 2009 год, проведенном компанией "Эрнст энд Янг". Обзор был составлен на основе опроса российских и иностранных компаний розничной торговли, работающих в России.

Кризис на пользу

Больше всего от кризиса пострадали ритейлеры, инвестировавшие в строительство или покупку недвижимости, а также небольшие сети, не сумевшие приспособиться к новым условиям, отмечают эксперты "Эрнст энд Янг".

Тем не менее, оставшиеся на рынке компании не только неплохо себя чувствуют, но и демонстрируют улучшение таких финансовых показателей, как выручка и валовая рентабельность.

Более 60% участников опроса отметили рост выручки в рублевом выражении. 29% опрошенных смогли повысить рентабельность одновременно с увеличением выручки.

"Кризис заставил бизнес вплотную заняться вопросами операционной эффективности, которые казались не столь насущными в условиях постоянно растущего рынка", - подчеркивают в "Эрнст энд Янг".

При этом основными антикризисными мерами, принятыми компаниями стали сокращение затрат на аренду (первое место по популярности и эффективности) и персонал (второе место). Остальные меры участники оценивали как менее эффективные.

Что дальше?

Перспективы развития рынка все еще остаются очень неопределенными, однако большинство опрошенных (87%) считают, что существенного ухудшения ситуации не будет. При этом только 38% респондентов полагают, что нижняя точка кризиса пройдена. 14% участников исследования, представляющих непродовольственные сети, ожидают значительного ухудшения ситуации в отрасли.

В связи с изменившимися экономическими условиями многим компаниям пришлось отказаться от инвестиционных программ и скорректировать стратегию дальнейшего развития: выбор делается в пользу органического роста.

Сравнение результатов опросов за 2007 и 2009 годы показывает, что компании пересмотрели стратегию регионального развития. В 2007 году большинство ритейлеров планировали развиваться в регионах, справедливо полагая, что рынок в Москве и других крупных городах достаточно насыщен, и быстрый рост возможен только за счет региональной экспансии.

В 2009 году, напротив, основная часть респондентов заявляли о намерении сделать акцент на развитие сетей в Москве и крупных городах.

"Несмотря на то, что стратегические инвесторы заняты сейчас решением проблем на основных рынках, кризис дает шанс тем, кто уже сегодня задумается о долгосрочной стратегии, занять лидирующие позиции на российском рынке в будущем", - комментирует Виталий Пыльцов, партнер компании "Эрнст энд Янг", директор по операционной деятельности в странах СНГ.

Новости по теме

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });