Не так быстро
Минфин на днях опубликовал проект программы повышения эффективности бюджетных расходов, согласно которой бюджет будет оформлен в разрезе долгосрочных целевых программ. Эксперты скептически оценивают перспективы реализации этой задумки в короткие сроки, добавляя, что "закрыть все целевыми программами нельзя"
Москва. 25 февраля. IFX.RU - Минфин на днях опубликовал на своем сайте проект программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. В документе предусмотрено, что уже следующий бюджет, по крайней мере аналитически, будет оформлен в разрезе долгосрочных целевых программ, а с 2012 года предполагается утверждение бюджета уже полностью в таком формате. Эксперты скептически оценивают перспективы реализации этой программы в короткие сроки.
"Хорошо, что Минфин поставил во главу угла эту задачу (повышение эффективности госрасходов), но реализовать ее в короткий срок - за два-три года - невозможно", - считает президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев.
Выступая в рамках круглого стола, посвященного обсуждению данной программы, он отметил, что "современные методы управления по результатам предполагают существенное расширение полномочий пользователей бюджетных средств, и это тогда, когда коррумпированность у нас растет".
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, в свою очередь, заметил, что "закрыть все целевыми программами нельзя, жизнь гораздо шире". Он признал, что сама идея, заложенная в программе, правильна, однако призвал "не перебирать через край". "Сама установка, что мы все перекроем целевыми программами, нереализуема", - полагает он. При этом Е.Ясин напомнил, что не было ни одной федеральной целевой программы, цели которой были бы выполнены.
Директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка РФ Ксения Юдаева высказала мнение, что "не все можно вписать в бюджетно-целевой процесс естественным путем".
В свою очередь, директор департамента бюджетной политики и методологии Минфина РФ Алексей Лавров заметил, что разработанная Минфином программа "не является новаторским документом, это продолжение реформ, которые проводились в начале 2000-х годов и включали в себя, в частности, разграничение полномочий между уровнями власти, переход к среднесрочному бюджетному планированию, бюджетированию по результатам". По его словам, трудности, с которыми Россия столкнулась в последние полтора-два года, потребовали модернизации экономики и бюджетной системы. В связи с этим Минфин провел ревизию бюджетной системы, выявил системные недостатки, которые необходимо устранить, чтобы "в относительно короткий срок реализовать комплекс мер, который позволил бы к 2012 году перевести систему управления бюджетными расходами на качественно более высокий уровень".
По мнению Минфина, для начала необходимо определиться с тем, что такое эффективные бюджетные расходы, так как бюджет - это один из инструментов государственной политики, однако большинство целей госполитики не может быть достигнуто "только деньгами". Для этого необходима совокупность мер регулятивного характера - налоговых, таможенных и других контрольных механизмов. "Надо более четко сформулировать цели государственной политики в целом и только после этого вписывать и увязывать все инструменты, которые есть в распоряжении государства", - подчеркнул А.Лавров.
Он отметил, что Минфин в качестве инструмента целеполагания и увязки всех составляющих госполитики предлагает применять долгосрочные целевые программы. "Они должны охватить все направления деятельности правительства, весь бюджетный сектор. Не должно быть такого, что часть расходов является программно-целевой, а часть остается в стороне, как будто не имеет ни целей, ни смысла", - сказал А.Лавров. "Мы настаиваем, что любая осмысленная деятельность имеет цель, пусть она не может быть описана количественными параметрами, но это вовсе и не требуется, сформулируйте цель, ради которой вы действуете, и очень многие ваши действия получат другое освещение", - сказал он.
А.Лавров подчеркнул, что Минфин предлагает установить четкие целевые параметры, которые должна достигнуть каждая долгосрочная программа, и рассматривать бюджетные расходы одновременно со всеми механизмами, которые есть в распоряжении государства. При этом предусматривается выделение субсидий на поддержку аналогичных целевых программ субъектов РФ.
В соответствии с предложениями Минфина, долгосрочные целевые программы должны состоять из совокупности ведомственных целевых программ, более узких по направлению и масштабам расходования бюджетных средств. Для таких программ должны определяться конкретные, осязаемые результаты, направления деятельности, которые зависят от конкретного ведомства и которые можно контролировать, проверять, оценивать, сказал он.
Таким образом, по словам А.Лаврова, предполагаются результаты двух типов: общие, стратегические результаты, которые зависят от деятельности государства и внешних факторов, и непосредственные результаты, которые контролируются самими ведомствами.
В программе предусмотрено, что уже следующий бюджет, по крайней мере аналитически, будет оформлен в разрезе долгосрочных целевых программ, отметил А.Лавров. С 2012 года предполагается утверждение бюджета уже полностью в таком формате.
/IFX.RU/