Картоштраф
В Госдуму внесен законопроект о введении карты, позволяющей водителям на месте оплачивать штрафы за нарушение ПДД. По мнению властей, нововведение улучшит собираемость штрафов
Москва. 25 февраля. IFX.RU - В Думе созрела очередная инициатива, которая затронет права значительной части россиян, а именно тех, кто передвигается по городам и весям не на общественном транспорте, а на собственном автомобиле. Российских автомобилистов обяжут обзавестись специальной картой для оплаты прямо на месте штрафов за нарушение правил дорожного движения (ПДД). Если такой карты не окажется, это будет приравнено к отсутствию полиса ОСАГО. По версии депутатов, введение карты позволит повысить собираемость штрафов. Автомобилисты, в свою очередь, полагают, что таким образом государство пытается решить собственные проблемы, а заодно помочь бизнесу страховщиков и банков, в то время как жизнь водителей легче не станет.
Карта для водителя
Автором законопроекта о введении карт обязательного страхования, при помощи которых можно будет на месте оплачивать штраф за нарушение ПДД, является глава комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник. Как он сам сообщил журналистам, законопроект предполагает внесение изменений в действующий закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)" и ряд других законодательных актов.
Карта обязательного страхования вводится для повышения уровня собираемости административных штрафов, пояснил депутат. "Это особого рода технологическое устройство, которое выполняет сразу несколько функций", - объяснил он. В частности, она будет содержать данные, идентифицирующие личность водителя транспортного средства (ТС), информацию о полисе ОСАГО, а также являться традиционной банковской картой для оплаты административных штрафов.
"Водитель, используя эту карту, в случае нарушения ПДД сможет на месте оплатить штраф. Оплата штрафа будет произведена безналично путем списания средств со счета водителя. Если средств для уплаты штрафа на счете будет недостаточно, банк предоставит кредит на эту сумму", - отметил В.Резник.
Причем водитель должен будет иметь при себе эту карту в обязательном порядке, наряду с полисом ОСАГО. Ее отсутствие влечет административную ответственность, аналогичную той, которая установлена за отсутствие у водителя полиса ОСАГО, отметил глава комитета (штраф 100 рублей, отстранение водителя от управления и задержание ТС). Проектом также устанавливается правило, в соответствии с которым открытие банковского счета является обязательным при получении полиса или карты обязательного страхования. Предполагается, что водитель, не уплативший вовремя штраф, будет лишен возможности получить полис ОСАГО до погашения задолженности.
Предлагаемые нормы будут действовать в рамках новой информационной системы обязательного страхования, создание которой предусматривается законопроектом. По словам В.Резника, эта система будет автономной по отношению к автоматизированной информационной системе, создание которой уже предусмотрено действующей редакцией закона. Куратором новой информационной системы будет выступать Российский союз автостраховщиков (РСА).
Законопроектом предусматриваются правила обмена данными между участниками информационного взаимодействия. В частности, устанавливается, что банки обязаны предоставлять правоохранительным органам информацию об уплате всеми лицами штрафов за нарушения ПДД. Эти данные предоставляются профессиональному объединению страховщиков, которое их обрабатывает и хранит. В свою очередь по запросам страховщиков и их представителей эта информация может быть им предоставлена в тот момент, когда к ним обращается гражданин за оформлением полиса обязательного страхования. В случае, если обратившийся к страховщику имеет задолженность по штрафам, то он получает отказ в их оформлении, а информацию об этом факте страховщик направляет своему профессиональному объединению.
Реализация проекта будет осуществляться в первую очередь РСА, который будет привлекать для этого инвестиционные и кредитные средства, сказал автор законопроекта. Поэтому, подчеркнул он, принятие и реализация документа не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Судя по настрою депутата, у его законопроекта есть все шансы быть принятым. Более того, Главное правовое управление (ГПУ) администрации президента уже поддержало законопроект. "ГПУ президента поддержало законопроект с учетом доработки сделанных замечаний во втором чтении", - отметил депутат.
Автомобилисты - против
Между тем, складывается впечатление, что законопроект, скорее, лоббирует интересы страховых компаний и банков и при этом игнорирует права автовладельцев.
По мнению председателя Московского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергея Канаева, которое он высказал IFX.RU, законопроект внесен в интересах страховщиков, как, впрочем, и недавние изменения в законодательство об ОСАГО, предусматривающие выплату страхового возмещения с учетом износа.
Также заметим, что в выигрыше от принятия обязательной карты для водителей окажутся и кредитные организации. Ведь для того, чтобы законно управлять транспортным средством, нужно будет иметь карту, для чего открыть счет, и зарезервировать на нем какую-то денежную сумму. По словам С.Канаева, в России сейчас насчитывается примерно 30 млн автомобилистов. Таким образом, если предположить, что минимальная сумма резервирования составит, например, 1 тыс. рублей (этой суммы хватит, чтобы два раза оплатить штраф за не пристегнутый ремень безопасности), то банковская система запросто получит в свое распоряжение 30 млрд рублей.
А какова же выгода автомобилистов от законопроекта? Президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин назвал инициативу "абсурдом". "Мы - единственная страна в мире, где водитель возит с собой как минимум дюжину документов, в то время как во всем мире стремятся к их сокращению. Теперь обяжут возить еще и карту. Так что для того, чтобы возить все документы, скоро потребуется чемодан или отдельный автомобиль", - сказал он в интервью IFX.RU.
Но у законопроекта есть и более существенные недостатки: он нарушает права автовладельцев, полагает юрист. "Очевидно, что при выдаче карты будет открыт банковский счет и на него надо будет положить какую-то денежную сумму, чтобы в дальнейшем ее списывать в уплату штрафов. То есть получается, хотя я еще ничего не нарушил, я должен отложить сумму на уплату штрафов. Где же тут презумпция невиновности?", - сказал В.Травин.
Кроме того, полагает он, и психологически возможность уплатить штраф на месте будет оказывать негативное давление на водителей, у которых будет гораздо меньше желания обжаловать правомерность наложенного штрафа, если они с ним не согласны. В.Травин напомнил, что действующее законодательство предоставляет 10 дней на обжалование, а затем еще 30 дней для уплаты штрафа.
По мнению юриста, еще один аспект законопроекта - установление зависимости между продлением полиса ОСАГО и отсутствие задолженности по штрафам - не выдерживает никакой критики. "Они хотят делать это под эгидой РСА, и отказывать в продлении полиса ОСАГО при неуплате штрафа. А какая связь между долгом (водителя) перед государством и обязанностью страховой компании заключить договор? Связи абсолютно никакой, это все равно, что не продлять договор, если атмосферное давление ниже 740 мм ртутного столба. Нет никакой связи - ни логической, ни экономической, ни политической", - сказал юрист.
С.Канаев также полагает, что автовладельцам нововведение не дает никаких удобств - те, кто хотел бы оплатить штраф по безналичному расчету могут сделать это с помощью обычной кредитной карты. "Можно уже сейчас заплатить штраф с помощью обычной банковской карты, и делать это обязательным - это абсолютно не нужно", - полагает представитель ФАР. Он поддержал предусмотренное введение законопроектом введение единой информационной базы, но, по его словам, действующее законодательство вполне позволяет создать такую базу уже сейчас. "Это положительная сторона, поскольку сейчас единой базы (автовладельцев) нет даже в ГИБДД. Я - за базу данных, однозначно. Но об этом разговор идет с момента вступления в силу закона об ОСАГО, и никто не мешал ввести ее раньше", - сказал он.
Эксперты все-таки надеются, что разум возобладает и предложенная система просто не будет введена. "Чтобы эту громоздкую, бестолковую систему ввести, надо изменить огромное количество нормативных актов - ПДД, КоАП, правила задержания ТС, ряд постановлений правительства... Потребуется примерно 2 года, чтобы изменить необходимые подзаконные акты. Это колоссальная работа, они сами не понимают, на что замахнулись", - сказал В.Травин. "Эта система, к счастью, в таком виде состояться не может. Заставить класть деньги в счет будущих штрафов, тем более во время кризиса, - будет бунт. Если хотят развязать гражданскую войну - ставка на автомобилистов, как на самую мобильную часть общества, сделана правильно", - заключил он.
Обозреватель Ольга Хлебнова