В автосалонах возможен дефицит
После падения на 52% в прошлом году российский рынок иномарок в 2010 году ждет рост на 10%, прогнозируют в "Автостате". Там уверяют, что это произойдет за счет продаж машин российской сборки
Москва. 24 февраля. IFX.RU - Судя по прогнозам специалистов, быстрого восстановления автомобильного рынка в России, рухнувшего в прошлом году вследствие кризиса, в ближайшем будущем ждать не приходиться. Эксперты осторожно предрекают российскому авторынку в этом году медленное восстановление.
В качестве причин, мешающих быстрому восстановлению автомобильного рынка в России в 2010 году, эксперты называют то, что запасы автомобилей, продававшиеся в 2009 году в салонах со скидками, несколько поиссякли, безработица среди россиян по-прежнему остается высокой, а вот их потребительский спрос, напротив, довольно-таки низким. Однако это не помешает тому, что рынок иномарок в РФ в 2010 году вырастет на 10%. Такие цифры приводятся в исследовании, подготовленном "Автостатом". Там отмечается, что такой рост иномарок произойдет в первую очередь за счет увеличения продаж автомобилей российской сборки, при этом доля прямого импорта в текущем году сократится незначительно.
Между тем, поводя итоги ушедшего года, эксперты аналитического агентства пришли к выводу, что в 2009 году продажи иномарок в России рухнули на 52% по сравнению с 2008 годом. В общей сложности, в прошлом году было реализовано 1,018 млн иномарок. Это соответствует уровню 2006 года, когда продажи автомобилей иностранных марок впервые перешагнули отметку в 1 млн машин. В то же время доля проданных в РФ иномарок в 2009 г. уменьшилась на 2,5%.
Примечательная деталь: меньше всего в прошлом году сократились продажи автомобилей премиум-брендов, а также бюджетных машин. В связи с этим безраздельно первенствовавший последние годы Ford Focus российской сборки уступил лидерство Renault Logan, собираемой в России. Это свидетельствует о смещении спроса в более низкий ценовой сегмент, считают в "Автостате".
Кроме того, 2009 год ознаменовался также снижением цен на иномарки. Средняя цена реализованной иномарки снизилась в прошлом году на 1% - до $26,2 тыс.
По прогнозам экспертов, тенденции, наблюдаемые на рынке иномарок в 2009 году, будут прослеживаться и в текущем году.
При этом эксперты допускают возможность дефицита ряда моделей, в то время как 2009 год ознаменовался отсутствием очередей в автосалонах. Дело в том, что дилеры в своих заявках производителю проявили осторожность и заказали минимальное количество автомобилей, опираясь в своих прогнозах на уровень продаж прошлого года, поясняют авторы исследования.
Согласно данным "Автостата", обнародованным ранее, в 2009 году доля отечественных моделей выросла - на 2,5 п.п., до 27,1%. Доля иномарок при этом уменьшилась и составила 72,9%.
Напомним, что в середине февраля эксперты "Автостата" прогнозировали увеличение продаж легковых автомобилей в России в 2010 году на 14,7% - до 1,6 млн машин с 1,395 млн в 2009 году. Таков усредненный сценарий развития рынка, который кажется специалистам агентства наиболее вероятным.
Между тем, оптимистичный прогноз предполагает, что дно кризиса уже пройдено, и после сезонного снижения продаж в январе - феврале начнется медленный рост рынка. Его оживление прогнозируется во втором полугодии.
Пессимистичный сценарий предполагает, что рынок будет находиться на дне в течение первого полугодия. Это возможно в случае негативных трендов мировой экономики, снижения цен на энергоресурсы, затягивания сроков предоставления реальных мер правительственной поддержки. Однако и в этом случае аналитики прогнозируют, что во втором полугодии начнется рост рынка. При таком сценарии до конца 2010 года будет продано порядка 1,55 млн новых автомобилей, а уровень 2008 года (2,81 млн автомобилей) не будет достигнут даже через 5 лет.
В агентстве также отмечали, что через 3 года доля отечественных автомобилей на рынке России может сократиться до 17,8%.
Тем временем, в середине января аудиторская и консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PwC) прогнозировала объем авторынка в РФ в 2010 г. на уровне 1,3-1,6 млн машин. Отметим, что статистика PwC учитывает продажи новых легковых автомобилей и подержанных машин, которые, согласно ее данным, в 2009 г. сократились на 56%, до 1,402 млн автомобилей. В оптимистичном варианте прогноз на 2010 год предусматривает рост рынка на 15%, в пессимистическом - сокращение на 5%.
Также в PwC отмечали такую особенность работы российских дилеров как ориентированность на получение прибыли исключительно от продажи новых автомобилей, в то время как в странах Европы большая часть выручки дилеров приходится на другие услуги, такие как послепродажное обслуживание и реализацию подержанных машин.
По мнению партнера PwC Стенли Рута, это основной фактор, из-за которого российские дилеры пострадали от снижения спроса на новые автомобили в 3 раза сильнее, чем в Европе. Выходом в данной ситуации, по его словам, может быть переориентация нынешних дилеров на постгарантийное обслуживание автомобилей, которых было много продано в предыдущие несколько лет.
До этого Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) прогнозировала продажу новых легковых и легких коммерческих автомобилей в 2010 году на уровне 1,5 млн штук, а концерн Renault-Nissan прогнозировал, что объем авторынка может составить 1,6 млн машин.