Пароходства выплыли за счет нефти и Арктики
Перевозки нефти и разработка новых проектов в Арктике не дали российским пароходствам утонуть в море кризисных проблем и позволили завершить год "в плюсе". Тяжелее всего пришлось компаниям, которые специализируются на перевозках сухих грузов и контейнеров, однако и у них грузооборот начал восстанавливаться уже во втором полугодии
Москва. 19 февраля. IFX.RU - Большинство крупных российских пароходств на этой неделе начали подводить итоги перевозок, совершенных в 2009 году. Кризисное состояние мирового фрахтового рынка затронуло деятельность всех крупнейших российских пароходств. Однако перевозки нефти, нефтепродуктов и угля, а также разработка новых проектов в Арктике, помогли компаниям закончить год в "плюсе". Исключением стали компании, которые специализируются на перевозках сухих грузов и контейнеров.
"Экономический кризис подвел российский торговый флот к последней черте: старые суда оказались никому не нужны, а новые из-за низких фрахтовых ставок невозможно было содержать. Еще хуже ситуация обстояла с выплатами по кредитам", - сообщил "Интерфаксу" генеральный директор ОАО "Совфрахт" Дмитрий Пурим.
Энергоресурсы обеспечили перевозки пароходствам
Специализирующееся на перевозках нефти и нефтепродуктов ОАО "Приморское морское пароходство" (корпорация Prisco) перевезло в прошлом году 16,5 млн тонн наливных грузов, что на 21% больше, чем в 2008 году. Положительную динамику обеспечили перевозки в рамках сахалинских проектов, причем количество перевозок в рамках проекта "Сахалин-2" увеличилось в 11 раз, отметили в компании.
Более того, флот пароходства увеличился на 9 судов, среди которых 2 сухогруза - компания начала транспортировку насыпных и навалочных грузов. В планах Prisco на этот год стоит развитие балкерных перевозок, транспортировка сжиженного природного года, проекты по обслуживанию нефтедобывающих платформ на сахалинском шельфе с норвежской Rieber, сообщили в пресс-службе пароходства.
ОАО "Мурманское морское пароходство" сохранило и даже увеличило объем перевозок на 8% по сравнению с 2008 годом благодаря небольшому дедвейту (общий вес груза, который способно принять судно) своего флота. "Фрахтовые ставки на так называемые "хендисайзы" (суда водоизмещением 23,6 тыс. тонн) менее подвержены влиянию отдельных факторов, чем уровень ставок на суда большего дедвейта. При этом такие суда востребованы на Балтике и в Европе в связи с размерами продаваемых партий грузов и существующими ограничениями", - сообщила "Интерфаксу" пресс-секретарь компании Оксана Чернышова. Основными направлениями работы пароходства являются перевозки угля на Балтике и экспорт угля и апатита с Севера России.
Крупнейшая в РФ судоходная компания ОАО "Современный коммерческий флот" (Совкомфлот), в которую входит ОАО "Новороссийское морское пароходство", пока не раскрывает статистику перевозок. Ранее гендиректор компании Сергей Франк сообщал, что объем продаж услуг "Совкомфлота" вырос в 2009 году вырос более чем в три раза - до около $1,23 млрд.
Компания специализируется на морских перевозках энергоносителей, сжиженного природного и нефтяного газа, развивает перевозки по трассам Северного морского пути - с месторождений Арктического шельфа к странам тихоокеанского региона.
Сухогрузы и контейнеры отстают, но это ненадолго
ОАО "Северо-Западное пароходство" вывело из эксплуатации часть флота уже в первом квартале прошлого года. Самое существенное сокращение перевозок пришлось на это время, сообщила пресс-служба компании. По итогам года пароходство осуществило на 16% меньше перевозок (6 млн тонн) по сравнению с 2008 г. из-за существенного сокращения импортных перевозок и экспортных отправок удобрений, лома черных металлов. Тем не менее, уже в середине прошлого года грузооборот компании начал восстанавливаться и в пароходстве надеются, что тенденция продолжится.
Наиболее уязвимыми оказались контейнерные грузы, из-за чего транспортная группа Fesco (в которую входит ОАО "Дальневосточное морское пароходство") сократила объем перевозок на 59%, до 311 тыс. TEU (эквивалент 20-ти футового контейнера) в 2009 году. Флот пароходства состоит из 56 судов, 20 из которых - контейнеровозы. "Сейчас мы видим, что грузопоток растет, и если будет необходимость увеличивать тоннаж судов на линиях, мы будем решать это при помощи сбалансированного портфеля собственных и зафрахтованных судов", - сообщил "Интерфаксу" вице-президент по корпоративным коммуникациям Fesco Станислав Вартанян.
Причем тенденция роста наметилась уже во втором полугодии 2009 г. - суммарный объем контейнерных перевозок экспортно-импортных грузов Fesco за I и II полугодие 2009 года (всего 242 тыс. TEU) распределился следующим образом: в I полугодии - 70 тыс. TEU, во II полугодии -172 тыс. TEU.
Вернется ли спрос на новые суда в текущем году?
Мировой кризис сказался и на закупке пароходствами новых судов - из-за снижения грузооборота необходимость пополнять флот отпала.
"В ближайшие несколько лет сохранится избыток тоннажа (флота), вызванный снижением объема перевозок и массовыми поставками судов-новостроек. Негативные тенденции развития конъюнктуры мирового фрахтового рынка будут сопровождаться ограничением доступа судовладельческих компаний к традиционным источникам банковского финансирования", - заявил в конце прошлого года С.Франк.
Руководство "Совфрахта" настроено более оптимистично. "Рынок шиппинга циклический и быстро восстановится после завершения кризиса на общем мировом рынке, по разным оценкам, в 2010-2011 годах", - полагает Д.Пурим.
/IFX.RU/