Блеск и нищета регионов России
Финансовое положение регионов очень неоднородно. Разрыв между самым богатым регионом (Москва) и самым бедным (Ингушетия) составляет более 40 раз. Минфин планирует составить рейтинг субъектов по качеству организации бюджетного процесса
Москва. 12 февраля. IFX.RU - Россия - страна большая и неоднородная. Разрыв между самым богатым регионом и самым бедным составляет более 40 раз. При этом кризисный год оказался для регионов не из легких: доходы консолидированных бюджетов субъектов снизились на 4,4%, а госдолги выросли на 48,6%. Для того чтобы лучше отслеживать финансовое положение регионов, Минфин планирует составить рейтинг субъектов по качеству организации бюджетного процесса
От Москвы до самых до окраин
Разница в доходах без учета бюджетной поддержки межу самым богатым регионом (Москвой) и самым бедным регионом (Ингушетией) составляет более 40 раз.
При этом разрыв в доходах между 10-ю самыми богатыми и 10-ю самыми бедными регионами страны за прошлый год несколько сократился. По итогам 2009-го разрыв составил 2,8 раза против более чем 3 раз в 2008 году, рассказал замминистра финансов РФ Антон Силуанов.
Впрочем, совокупные доходы регионов за прошлый год тоже сократились. По словам А.Силуанова, в 2009 году доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ снизились на 4,4% до 5 трлн 923,6 млрд рублей.
При этом нарастить доходы за год удалось 52 регионам, из них наибольший рост показал Приморский край (45%), Чукотский автономный округ (39,2%), Республика Алтай (36%), Камчатский край (30,7%) и Ярославская область (23,4%).
Упали доходы в 31 регионе. Так, на 22,5% снизились доходы Тюменской области, на 21,7% - в Москве, на 21% - в Вологодской области, на 17,2% - в Астраханской и на 16,3% - в Челябинской области.
Долги регионов
Общий объем кредиторской задолженности консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2009 году снизилась на 8% до 53,5 млрд рублей против 58,1 млрд рублей в 2008 году.
При этом, как отметил А.Силуанов, доля кредиторской задолженности в общем объеме расходов регионов в 2009 году сохранилась на уровне 2008 года и составила 0,9%.
Рост кредиторской задолженности зафиксирован в 27 регионах, в том числе в Московской области (882,7 млн рублей). Погасить кредиторскую задолженность с начала 2009 года удалось 12 регионам.
А вот госдолги регионов за прошлый год выросли значительно. Как сообщил А.Силуанов, государственный долг субъектов РФ в 2009 году увеличился на 48,6% и составил на 1 января 2010 года 890,9 млрд рублей.
По его словам, наибольший объем долга с учетом долговых обязательств государственных и муниципальных унитарных предприятий в объеме собственных доходов был у Костромской области - 79,2% от налоговых и неналоговых доходов региона, Северной Осетии - 76,3%, Московской области - 68,2%, Якутии - 67,4%, Тамбовской области - 64%, Астраханской области - 63,8%, Республики Алтай - 59,4% и Татарстана - 56,3%.
Как отметил А.Силуанов, в структуре долга субъектов РФ в 2009 году увеличился объем задолженности по бюджетным кредитам, объем ценных бумаг, выпущенных субъектами РФ, также вырос. В то же время госгарантии, по словам замминистра, практически не увеличились.
Рейтинг регионов от Минфина
Чтобы лучше следить за финансовым положением регионов, Минфин планирует составить первый рейтинг по качеству организации бюджетного процесса в субъектах РФ. "В апреле поступят данные годового отчета за 2009 год, и по этим данным мы сделаем рейтинг", - сообщила директор департамента межбюджетных отношений Минфина РФ Лариса Ерошкина.
На основе рейтинга, по словам Л.Ерошкиной, субъекты будут распределены в три группы, и в будущем для каждой из них будут предусмотрены различные "поощрительные или, наоборот, "наказательные" механизмы". Предполагается, что "плохим субъектам будут вынесены очень жесткие требования, в том числе серьезные требования к руководителям финансовым органов региона".
"В принципе такие инициативы можно только поддерживать, главное чтобы принципы ведения рейтинга были максимально прозрачными для всех", - сказал изданию IFX.RU эксперт НИСИПП Алексей Шестоперов по поводу составления рейтинга.
Минфин рассчитывает, что постепенно качество управления финансами будет улучшаться. В дальнейшем планируется оценивать "динамику, насколько регион от одного уровня бюджетной организации будет переходить в другой", сказала Л.Ерошкина.
Также, добавила она, играет роль публичность этих данных. "Публичность имеет очень сильное влияние, в том числе и на глав администраций субъектов РФ, чтобы обратить внимание, где ты находишься среди своих соседей по качеству бюджетной организации", - сказала она.
В настоящее время завершается разработка порядка составления рейтинга, в конце февраля Минфин проведет обсуждения данного документа с субъектами РФ.
При составлении рейтинга планируется учитывать переход регионов на среднесрочное и долгосрочное бюджетное планирование, изменение статуса бюджетных учреждений, наличие или отсутствие нарушений бюджетного законодательства, сокращение недоимки по налогам и кредитной задолженности, отметила Л.Ерошкина.