Главные по утилю
Минпромторг опубликовал список утилизаторов подержанных авто в Москве и Санкт-Петербурге и дилеров, которые будут предоставлять скидку на покупку новых машин. Пока в него вошли 10 пунктов утилизации и более 1100 дилеров. Между тем, далеко не все владельцы "автохлама" желают принять участие в этой программе, показывает опрос
Москва. 10 февраля. IFX.RU - В то время как Минпромторг РФ трудится над разработкой дополнительных нюансов стартующей через месяц программы по выкупу у россиян старых машин для утилизации, сограждане радумывают над тем, воспользоваться ли ей. Как показывают опросы, не все автовладельцы горят желанием отправлять на свалку своих старых "железных коней" даже взамен 50 тысяч рублей.
Кто примет утиль
Минпромторг РФ обнародовал перечень утилизаторов подержанных автомобилей в Москве и Санкт-Петербурге, а также список дилеров, которые будут предоставлять скидку в размере 50 тыс. рублей на покупку легковых автомобилей. В перечень, опубликованный на сайте министерства, вошли 10 утилизаторов. Из них 5 - в Москве и Московской области, а 5 - в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Среди утилизаторов - дочерняя компания НЛМК "Вторчермет НЛМК Центр", два дочерних предприятия европейского переработчика металлов "Куусакоски Ою" (заводы "Петромакс").
Следует отметить, что нынешний перечень утилизаторов и дилеров не окончательный и будет пополняться, так как панируется, что программа будет работать во всех регионах РФ. "Пункты по утилизации автомобилей будут вноситься в перечень по мере проведения инспекционных проверок. Заявки от официальных дилеров автопроизводителей принимаются без ограничений", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Минпромторга.
Список дилеров, которые будут предоставлять скидку в размере 50 тыс. рублей на покупку легковых автомобилей, включает пока 1177 центров по продаже автомобилей Toyota, Ford, Volkswagen, Skoda, Fiat, Renault, УАЗ , Chevrolet, Nissan, Ssang Young, ГАЗ, Isuzu, Lada. Все они также расположены на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Трудности на старте
Планируется, что эксперимент по выдаче ваучера на 50 тыс. рублей на покупку нового автомобиля взамен сданного в утиль автомобиля будет проводиться с 8 марта по 1 ноября 2010 года. Однако на сегодняшний день существует ряд сложностей, затрудняющих реализацию данной программы.
"Есть определенные сложности, они связаны с тем, что у нас такой практики раньше не было, а значит, нет и инфраструктуры, нет достаточного количества в регионах предприятий, которые занимались бы утилизацией, до сих пор не разработана система логистики - доставки техники к местам утилизации", - заявил премьер-министр РФ Владимир Путин 5 февраля на встрече с руководством "Единой России". Однако глава правительства выразил надежду, что в марте, как и было запланировано ранее, этот проект все-таки стартует.
Согласно схеме, прописанной в проекте приказа, гражданин, владеющий легковым автомобилем 1999 года выпуска и старше, может сдать автомобиль в пункт утилизации как самостоятельно, так и через дилера, осуществляющего продажу авто отечественного производства. В случае, если гражданин действует через дилера, то компания берет на себя расходы по снятию автомобиля с учета в ГИБДД.
При этом собственник, желающий отправить свой автомобиль на утилизацию, должен сдать его полнокомплектным. Обязательно наличие не только кузова, но и двигателя, коробки передач и других элементов трансмиссии, а также органов управления, колес, аккумуляторной батареи и штатного электрооборудования. Отрывать сидения и панели приборов также не советуем. В противном случае вы рискуете тем, что ваш "автохлам" просто-напросто откажутся принять в утиль. Кроме того, не рекомендуется снимать себе на память с верного вам долгие годы железного коня и колеса.
Что касается платы граждан за утилизацию автомобилей, то предполагается, что собственник подержанного авто при его сдаче в утиль должен будет частично возместить затраты на уничтожение автомобиля. Обойдется это не более чем в 3 тыс. рублей. Такие предложения содержатся в проекте приказа Минпромторга РФ, обнародованном в середине января. В документе отмечается, что затраты автовладельцев по доставке автомобилей в торговую организацию, а также затраты по уничтожению автомобиля пунктом утилизации за счет средств федерального бюджета не возмещаются.
Напомним, что в перечень автомобилей, которые можно приобрести по программе, на сегодняшний день входит 66 моделей. Сдаваемая на утилизацию легковая машина должна быть старше 10 лет и зарегистрирована на последнего владельца не менее 1 года.
Спрос на программу будет
На реализацию программы утилизации правительство заложило в бюджет 11 млрд рублей. Это в разы меньше, чем в других странах. Этих денег хватит лишь на 200 тыс. желающих получить деньги за утилизацию старого авто. На самом деле их может быть в разы больше, несмотря на то, что доверие у владельцев авохлама к этой программе оставляет желать лучшего.
Как показывают опросы социологов, большинство российских владельцев подержанных авто, которые могли бы подпадать под действие программы, не планируют в ней участвовать. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), возможность принять участие в программе есть у 45% российских автовладельцев. Но только 41% из тех, у кого есть автомобиль, выпущенный десять лет назад и более, и кто собирается приобретать новый автомобиль, намерены воспользоваться возможностью получить сертификат на 50 тысяч рублей на покупку нового автомобиля в обмен на старый. Нежелание участвовать в программе высказывают 59% опрошенных.
Главными причинами, по которым владельцы старых автомобилей не желают участвовать в программе, являются неподходящие условия (37%) и недоверие к правительственным программам вообще (30%). Обе причины чаще называют владельцы подержанных иномарок (45% и 38% соответственно). Несколько меньшее значение для россиян имеют такие причины, как отсутствие информации (14%), недоверие дилерам-участникам программы (13%) и др.
Особое недовольство россиян вызывает положение о том, что для участия в программе утилизации автовладельцам необходимо заплатить 3 тыс. руб. Неодобрение такой меры выражают 69% из числа тех, кто может воспользоваться программой.
Желающих участвовать в программе обмена на самом деле будет много, так как средневзвешенный возраст автомобилей российского производства, на которые приходится две трети всего российского легкового автопарка, составлявшего на начало прошлого года около 32 млн единиц, составляет около 13,6 лет (по оценкам, приведенным в бюллетене «Новый курс», подготовленным Центром развития и Высшей школой экономики). Эксперты уверены, что поведение российского потребителя мало чем отличается от американцев или немцев (где эти программы были успешно реализованы в 2009 году), разве что большей изворотливостью и сообразительностью. Поэтому они ожидают интенсивного спроса на это предложение по всей стране.
/IFX.RU/