Рестораторы выдержали диету
Оборот российских ресторанов и кафе в прошлом году сократился на 13,5%, уменьшилось и количество посетителей, и сумма среднего чека
Москва. 10 февраля. IFX.RU - Выручка российских предприятий общественного питания по итогам 2009 года снизилась на 13,5% - до 705 млрд руб., сообщил во вторник Росстат. Годом ранее рестораны, кафе, бары и столовые заработали в сумме 723 млрд руб., или на 12% больше, чем в 2007 году.
На протяжении всего 2008 года рынок сохранял темпы роста выручки на уровне 10-15%, но осенью стало понятно, что из-за кризиса и снижения доходов населения рестораторы пострадают в числе первых. В декабре 2008 года выручка предприятий общепита выросла всего на 5%, и участники рынка и эксперты заговорили о 25%-ном спаде в отрасли по итогам 2009 года. Согласно данным госстатистики, сокращение спроса рестораны и кафе почувствовали уже в начале года - в январе оборот сократился на 2,3%, в феврале - на 8,9%. К лету спад усилился, и в августе рынок общепита просел на 18,3%. Россияне стали активно экономить, в первую очередь, на развлечениях, подтверждали социологи. Расходы на рестораны, театры и кино к тому времени сократили более половины граждан (данные исследования "Всемирный барометр кризиса" компании "Ромир").
В первую очередь, пострадал премиум-сегмент, в Москве оборот дорогих ресторанов упал на 25-30%, сообщали в столичном департаменте потребительского рынка и услуг. Ресторанам пришлось снижать торговые наценки, оптимизировать расходы и предлагать более экономное меню с бюджетными блюдами. В меньшей степени кризис затронул дешевый общепит и сети фастфуда, кроме того, посещаемость заведений в мегаполисах оставалась более высокой, чем в небольших городах.
"Регионы просели сильнее, чем Москва, и медленнее восстанавливаются", - рассказывал в январе владелец сети кофеен "Шоколадница" Александр Колобов. В 2009 году компания была вынуждена закрыть около 10 ресторанов, но открыла почти 15 новых объектов. Закрывались кофейни в регионах, а открывались преимущественно в Москве, где падение было не таким большим, а сейчас наблюдается рост, отмечал глава "Шоколадницы".
Отрицательной динамика оборота рынка общественного питания была в течение всего прошлого года, ситуация изменилась лишь в декабре, когда спад уменьшился до 13,3% после ноябрьского провала более чем на 21%. Холдинг "Росинтер Ресторантс", лидер российского рынка в сегменте сетевых семейных ресторанов (основные бренды: Il Патио, T.G.I. Friday‘s, "Планета суши", "1-2-3 кафе", "Сибирская корона", "Американский бар и гриль", "Мока Лока", "Санта Фе", и "Кафе Дез Артистс") отчитался о росте выручки всего на 0,7% по итогам 2009 года - до 8,5 млрд руб. Сопоставимые продажи (like-for-like) по итогам года упали на 16,1%, стоимость среднего чека сократилась на 0,3% (до 980 руб.), количество транзакций уменьшилось на 15,8%.
Число ресторанов "Росинтера", единственного публичного российского ресторатора, за год увеличилось с 337 до 350 (работает в 39 городах и 9 странах), в планах на 2010 год - приблизительно такое же расширение.
Планы на будущее строит и "Шоколадница". В 2010 году планируется открыть 15 новых кофеен (сейчас более 200 заведений по стране). В прошлом году спад был и в количестве посетителей, и в размере среднего чека, а небольшого прироста выручки удалось добиться за счет открытия новых кафе и нормализации ситуации под конец года, говорил А.Колобов. К докризисным показателям, полагает он, российский ресторанный рынок вернется уже в этом году. Прогноз экспертов ЭКЦ "Инвест-проект" - рост выручки кофеен в Москве на 7% в 2010 году и на 11% в 2011 (к 2009 году), тогда как до кризиса темпы роста составляли 15-25% в год.
Грандиозные планы по развитию бизнеса на этот год у ресторанов быстрого питания. McDonald`s пообещал вложить около $135 млн в открытие 45 ресторанов в России в 2010 году. Российский рынок показывает одни из самых высоких темпов развития рынка фаст-фуда в мире, поэтому РФ в 2010 году будет одним из приоритетных направлений для инвестиций американской корпорации, заявлял в начале февраля вице-председатель и старший управляющий корпорации McDonald`s Джим Скиннер. В настоящее время сеть насчитывает 245 закусочных более чем в 60 городах. Burger King, вторая в мире сеть фастфуда после McDonald‘s, которая открыла в январе свой первый ресторан в Москве, свои инвестиционные планы не раскрывает, но в компании также заявляют о хороших возможностях для быстрого и агрессивного роста в РФ, где в докризисные годы рынок фастфуда рос на 25-30% в год и оказался одним из немногих сегментов ресторанного рынка, который продолжил расти и в кризис. Рестораны быстрого обслуживания, по оценке Burger King, занимают около трети от всего числа точек общепита и при этом обслуживают до 70% покупателей.
Всего, по данным Росстата, в России работает около 27 тыс. ресторанов и кафе, 3 тыс. баров и более 3 тыс. столовых и кулинарных магазинов.
Редакция ИА "Финмаркет"