"Газпром нефть": Ирак, Ливия, далее - везде

"Газпром нефть" в четверг подписала контракт на разработку месторождения Бадра в Ираке. Работа в этой ближневосточной стране станет первым крупным проектом нефтяной "дочки" "Газпрома" за пределами России

"Газпром нефть": Ирак, Ливия, далее - везде
"Газпром нефть": Ирак, Ливия, далее - везде

Москва. 28 января. ИНТЕРФАКС-АНИ - Заместитель председателя правления, заместитель генерального директора по разведке и добыче "Газпром нефти" Борис Зильберминц рассказал в интервью Агентству нефтяной информации (АНИ), как 2010 год станет для компании прорывом в реализации зарубежных проектов.

- Какой объем инвестиций "Газпром нефть" вложит в Бадру в 2010 году? Планирует ли компания в дальнейшем увеличить свою долю в проекте?

- "Газпром нефть" в проекте разработки иракского месторождения Бадра выступает оператором консорциума (российской компании принадлежит 30%). Остальными членами консорциума являются корейская Kogas (22,5%), малазийская Petronas (15%) и турецкая TPAO (7,5%), иракскому правительству принадлежит 25%.

Для того чтобы начать работы уже в этом году, партнеры совместно вложат в проект более $200 млн с учетом выплаты подписного бонуса. Иракская сторона оплату не осуществляет, поэтому "Газпром нефть" заплатит 40% от суммы. В целом за 20 лет работы на месторождении консорциум вложит в Бадру около $2 млрд.

Что касается работы в Ираке, то там больше сложностей с точки зрения безопасности, нежели с точки зрения разработки месторождения. Месторождение, конечно, не самое простое, но мы оптимистично смотрим на перспективы его освоения - согласно планам, консорциум должен выйти на "полку" добычи" в 8,5 млн тонн в течение 7 лет. Мы рассчитываем, что в будущем сможем учитывать эту добычу в своей консолидированной отчетности с уточнениями, какой именно объем добыт на Бадре.

Поскольку в Ираке еще не устоявшаяся законодательная база, мы приняли решение создать консорциум из государственных компаний, тем самым, минимизировав риски. В ходе реализации проекта доля партнеров может меняться, но пока, учитывая объем необходимых инвестиций консорциума в Бадру и планы капвложений "Газпром нефти" в России, наша компания не намерена увеличивать или уменьшать свою долю в иракском проекте.

- Ирак - стартовая площадка "Газпром нефти" для развития бизнеса на Ближнем Востоке?

- Да, мы видим для себя большие перспективы на Ближнем Востоке.

Кроме Ирака, это, конечно же, Иран. Еще в ноябре прошлого года "Газпром нефть" и Национальная иранская нефтяная компания (NIOC) подписали меморандум о взаимопонимании, где были отражены намерения о сотрудничестве при разработке нефтяных месторождений Азар и Шангуле.

Переговоры с Ираном о конкретных условиях несколько упростились после победы "Газпром нефти" в иракском тендере. По мнению наших геологов, иранские Азар и Шангуле и иракская Бадра - это составные части одного большого месторождения. Контракты на работу в Иране несколько отличаются от иракских, хотя и тот, и другой – сервисные, но благодаря Бадре мы создали прецедент, и теперь имеем возможность договариваться о том, чтобы контрактные условия работы в Иране были не хуже, чем в Ираке.

Надеюсь, уже к концу первого полугодия 2010 года "Газпром нефть" достигнет консенсуса по вхождению в качестве оператора в разработку Азара и Шангуле. Недавно Россию посетила правительственная делегация из Ирана, и на встрече с руководством "Газпром нефти" представители иранской стороны поддержали планы по работе нашей компании на территории их страны.

"Газпром нефть" уже подготовила ТЭО по проектам Азар и Шангуле, в феврале документ будет обсуждаться с NIOC.

Мы сейчас также просчитываем потенциал синергии Азара, Шангуле и Бадры, и полагаем, что это может принести выгоду не только нашей компании, но и Ирану и Ираку.

- "Газпром нефть" планировала развивать бизнес и в Африке - какие перспективы для компании в этом регионе Вы можете отметить?

- Сегодня ключевым приоритетом "Газпром нефти" в Африке становится Ливия.

Так, в первой половине 2010 года "Газпром нефть" станет участником разработки ливийского месторождения Elephant. "Газпром" и итальянская Eni, которой принадлежит Elephant, сейчас завершают соответствующие переговоры и процедуры. Представлять газовый концерн в проекте будет "Газпром нефть".

В целом мы планируем стать серьезным игроком на рынке Ливии, принимая активное участие и в других проектах, каких именно – пока сказать не готов, мы ведем оценку и эта информация конфиденциальная.

Если нам это удастся, мы рассчитываем довести долю компании в добыче ливийской нефти "до критической массы", добывая не менее 10% нефти этой страны. Преимущества бизнеса в Ливии для "Газпром нефти" очевидны - добыча здесь ведется на суше, а у нашей компании наработан значительный опыт в этой области. Кроме того, в Ливии нет политических и экономических санкций для иностранного бизнеса - любой подрядчик может прийти и начать работать.

Да и логистически добираться до Ливии гораздо проще и быстрее, чем, например, до государств западной Африки, которые нам также потенциально интересны - там можно получить опыт работы на шельфе, который "Газпром нефти" крайне необходим.

Так, в Анголе "Газпром нефть" уже присутствует - через сербскую компанию NIS, контрольный пакет которой был приобретен в конце 2008 года. NIS владеет долями в проектах на четырех блоках, и сейчас мы изучаем возможности увеличения этих долей.

В числе африканских проектов компании - планы по геологоразведочной работе на условиях СРП на шельфе Экваториальной Гвинеи. Недавно нами был парафирован соответствующий договор. Надеемся, что его подписание состоится в марте-апреле. Первоначальные работы по ГРР в Экваториальной Гвинее "Газпром нефть" будет вести сама. В будущем, возможно, привлечем партнеров, специализирующихся по добыче на шельфе.

Экваториальная Гвинея добывает порядка 20 млн тонн в год на море. Для маленькой страны это довольно большие объемы. Основные операторы здесь американские ExxonMobil и Marathon, разведочное бурение начали китайские компании, вот теперь с геологоразведкой приходит и российская "Газпром нефть".

- В каких еще регионах мировой нефтедобычи "Газпром нефть" планирует развивать деятельность в 2010 году?

- Если говорить о Латинской Америке, то это в первую очередь Венесуэла. Все участники российского Национального нефтяного консорциума (ННК, кроме "Газпром нефти" в него входят "Роснефть", "ЛУКОЙЛ", ТНК-BP и "Сургутнефтегаз"), который будет работать в Венесуэле, надеются на скорейшее подписание документа о создании совместного предприятия с PDVSA. В ближайшее время состоится визит делегации Венесуэлы в Россию, и, надеюсь, в феврале уже удастся продвинуться в этом вопросе.

Но одной Венесуэлой планы "Газпром нефти" в Латинской Америке не ограничиваются. Мы рассчитываем, что ближе к середине года сможем приступить к работе на Кубе, морской шельф которой поделен на блоки. "Газпром нефти" удалось достичь договоренности о вхождении в проект по ГРР на условиях СРП с одной из компаний, уже имеющей право геологоразведки и добычи на одном из блоков. Работа в Мексиканском заливе - это близость рынков сбыта и минимизация транспортных затрат.

Все вышеназванные регионы мира удалены от России, однако это не означает, что мы не планируем расширять нашу деятельность в соседних странах. "Газпром нефть" продолжает изучать потенциальные проекты в Туркмении, Казахстане и Центральной Европе. Таким образом, мы готовимся к выполнению долгосрочной стратегии "Газпром нефти" - к 2020 году около 10-15% добычи компании будет приходиться на зарубежные проекты.

- Такой серьезный штурм международной арены предполагает значительные инвестиции. Какой объем капвложений запланирован на эти цели в ближайшие годы?

- Пока конкретных цифр назвать не могу, потому что мы начали делать только первые шаги за рубежом. И тем не менее уже в середине этого года по количеству стран, где будет работать "Газпром нефть", мы планируем догнать своих российских конкурентов, давно реализующих иностранные проекты. Хотим за год сделать то, на что у других компаний уходили многие годы.

Это серьезный вызов для "Газпром нефти" по многим факторам: нужно формировать соответствующую команду, находить финансовые, организационные и прочие ресурсы. Но главной остается задача - стать эффективной международной компанией.

- И все же пока добыча "Гапром нефти" практически полностью осуществляется в России. Каковы итоги работы компании в 2009 году и планы на 2010 год?

- Для начала хочу подчеркнуть, что с 1 января 2010 года "Газпром нефть" будет указывать объем добычи одной цифрой - общий показатель без разбивки добычи на 100%-ные дочки и СП, как было ранее. Кроме того, позже в своей отчетности мы начнем обозначать добычу в баррелях нефтяного эквивалента, уточняя квалификацию по нефти и газу.

Добыча по группе компаний "Газпром нефть" в 2009 году составила 47,9 млн тонн, что на 3,5% больше по сравнению с 2008 годом. Понятно, что по "старым" активам "Газпром нефти", которые осваиваются 100%-ми "дочками", произошло небольшое снижение. Но в целом, за счет консолидации добычи новых активов - NIS и Sibir Energy, мы зарегистрировали рост добычи.

Главным достижением 2009 года я считаю то, что нам удалось изыскать дополнительные резервы нефтеизвлечения на активах с падающей добычей. Кроме того, за короткий срок был запущен первый для "Газпром нефти" электроэнергетический проект - ГТЭС на Южно-Приобском месторождении. Уже принято решение удвоить мощности станции с 48 до 96 МВт. В дальнейшем планируется развивать электроэнергетику, столь сильно влияющую на операционные затраты. В основном эта работа будет вестись на новых активах - Новопортовском и группе Мессояхских месторождений.

В 2010 году, согласно нашим предварительным консервативным планам, "Газпром нефть" планирует увеличить добычу на территории России еще на 3% - до 48,6 млн тонн. Учитывая, что в течение года "Газпром нефти" будут окончательно переданы первые месторождения "Газпрома" - Новопортовское и Оренбургское, возможно, этот показатель будет несколько выше. На Новопортовском, конечно, добыча пока не ведется, а вот на Оренбургском месторождении текущий объем добываемой нефти составляет около полумиллиона тонн.

- Как в целом идет процесс передачи "Газпром нефти" нефтяных месторождений "Газпрома"?

- Главное решение принято - эти месторождения будут переданы "Газпром нефти". В течение 2010 года передача Новопортовского и Восточной части Оренбургского месторождений будет полностью осуществлена. В настоящее время соответствующую работу ведут специально созданные рабочие группы.

- Как изменились показатели разведочного бурения в 2009 году, и каковы планы компании в этом направлении на 2010 год?

- Кризис, конечно же, отразился на объемах геологоразведочных работ всех нефтяных компаний. Так, "Газпром нефть" в 2009 году снизила разведочное бурение в 4 раза по сравнению с 2008 годом. Но при этом мы пробурили много оценочных скважин, что позволило более эффективно размещать добывающие скважины.

В 2010 году "Газпром нефть" намерена вернуться на предкризисный уровень 2008 года по объемам разведочного бурения. Разведывать в основном предполагается в традиционных регионах работы - в районе Ноябрьска и Муравленко. Это позволит компании уменьшить темп падения добычи в Западной Сибири.

Что касается новых регионов, то в 2010 году запланировано бурение 9 разведочных скважин на Мессояхской группе месторождений, принадлежащих "Славнефти" ("Славнефть" на паритетной основе принадлежит "Газпром нефти" и ТНК-BP), расконсервация старых скважин на Новопортовском месторождении.

На разведочных площадях "Газпром нефти" в Восточной Сибири в этом году запланировано продолжение геологических исследований путем расконсервации и опробования нескольких ранее пробуренных скважин. Мы пока не планируем делать большого акцента на Восточную Сибирь из-за неопределенностей с геологической оценкой и отсутствия там необходимой инфраструктуры.

- Добывающие активы Sibir Energy уже полностью внедрены в бизнес "Газпром нефти"? Sibir Energy на паритетной основе с Shell владеет компанией Salym Petroleum, как складываются отношения Shell?

- Интеграция активов Sibir Energy находится в активной фазе. Мы ожидаем рост добычи по основному добывающему активу Sibir Energy - Salym Petroleum. У нас сложились конструктивные отношения с Shell, мы находимся в постоянном диалоге относительно Salym Petroleum. Я являюсь председателем совета директоров Salym Petroleum. На последнем заседании совета мы приняли бюджет на 2010 год, который учитывает рост добычи и, соответственно, рост выручки и чистой прибыли.

Месторождения Salym Petroleum расположены близко к нашей 100%-й "дочке" - "Газпромнефть-Хантос". Специалисты "Хантоса" и Salym ведут постоянный обмен опытом. Кроме того, изучаются инновации, внедренные обеими компаниями. Например, у "Газпром нефти" есть предложения, позволяющие продлить "полку добычи" месторождений Salym Petroleum еще на пару лет по сравнению с первоначальными планами. В настоящее время Shell изучает эти предложения. "Газпром нефть" в свою очередь перенимает у Shell опыт охраны труда, наработанный западной компанией.

- "Газпром нефть" и Shell рассматривают другие варианты сотрудничества кроме партнерства в Salym Petroleum?

- Конечно, мы изучаем все возможные варианты сотрудничества. Особенно в связи с тем, что Shell интересует расширение ее присутствия в России, а "Газпром нефть" - за рубежом.

- Интересуют ли "Газпром нефть" стратегические месторождения нефти в РФ? Намерена ли компания создавать СП для участия в них?

Стратегические месторождения в России нас очень интересуют. Мы будем принимать участие во всех конкурсах, планируемых на 2010 год и далее.

Создавать СП с какими-либо компаниями для участия в таких конкурсах на территории России мы не видим особой необходимости. Особенно в Западной Сибири. А в Ненецком автономном округе у нас уже есть партнерство с "ЛУКОЙЛом".

Интервью

Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением