Рынку нефтепродуктов нужна не формула, а биржа

Президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Сергей Маслов рассказал о том, как предполагается формировать индексы цен на нефтепродукты

Рынку нефтепродуктов нужна не формула, а биржа
Рынку нефтепродуктов нужна не формула, а биржа

Москва. 2 февраля. INTERFAX.RU - Прошлый год на российском рынке нефтепродуктов прошел под лозунгом создания объективных ценовых индикаторов. Сейчас обсуждаются два пути: Минэнерго и ФАС предлагают ввести формулу справедливой цены на нефтепродукты с привязкой к мировым котировкам, а биржи - создать индексы, основанные на ценах реальных сделок внутри страны.

О том, как предлагается формировать индексы цен на нефтепродукты на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМСТБ), а также о планах по запуску биржевых торгов нефтью, в частности, нефтью ВСТО, рассказал Агентству нефтяной информации президент биржи Сергей Маслов.

- Как Вы считаете, те ценовые индикаторы, которые сейчас формируются на вашей бирже и других площадках, являются для рынка реальным ориентиром или пока нет?

- Безусловно, они являются ориентиром сегодняшнего рынка, но, когда на бирже будет больше ликвидность, то ценовые индикаторы станут более весомыми. На сегодняшний день суммарный объем торгов нефтепродуктами на биржах составляет примерно 2% от объема потребления на внутреннем рынке. Опыт других стран свидетельствует о том, что ценовые индикаторы могут претендовать на объективность, если на организованном внутреннем рынке обращается не менее 15-20% от объема потребления.

Мы собираемся все контракты на продажу нефтепродуктов, заключаемые ВИНКами на внебиржевом рынке, регистрировать у нас. Как только это произойдет, мы будем иметь информацию по 95-100% сделок по продаже нефтепродуктов в России.

Знаете, есть такое понятие в машиностроении - обработка деталей до точности четыре знака после запятой, шесть знаков после запятой. Соответственно, и сейчас биржевые цены являются индикатором рынка, но когда мы начнем регистрировать внебиржевые контракты, точность этого индикатора будет уже не четыре знака после запятой, а, допустим, шесть.

- Когда станет возможной регистрация внебиржевых сделок на СПбМТСБ?

- Сейчас мы готовим и согласовываем с нефтяными компаниями всю необходимую документацию, регламенты и отрабатываем документооборот. Необходимо, чтобы вышло постановление правительства о порядке регистрации внебиржевых сделок на бирже. Мы плотно над этим работаем и, я думаю, что в ближайшее время это станет возможно.

- И как тогда будут формироваться ценовые индикаторы? Это будет единый для России индекс или отдельные индикаторы по регионам?

- Создание единого для всей России индекса цен на сегодняшний день вряд ли целесообразно. Это связано с неравномерностью распределения по территории России предприятий нефтепереработки. Некоторые НПЗ также значительно удалены от регионов массового потребления нефтепродуктов.

Мы разработали систему базисных региональных "хабов" для каждого федерального округа России, которые являются основными точками формирования цен на нефтепродукты. В качестве таких независимых "хабов" мы выбрали железнодорожные станции и ЛПДС "Транснефтепродукта". Эти "хабы" расположены в непосредственной близости от крупнейших предприятий в соответствующем регионе и, как правило, равноудалены от ближайших НПЗ. Приведение цен от реального НПЗ или нефтебазы к соответствующему региональному "хабу" будет осуществляться по дифференциалу тарифа транспортировки.

Такой механизм позволит обеспечить полную анонимность участников биржевых торгов и стимулировать конкуренцию между поставщиками, поскольку будут нивелироваться логистические преимущества доминирующих на рынке НПЗ. Кроме того, мы получим действительно объективные ценовые индикаторы на основе сопоставимых биржевых сделок. А когда на бирже будут регистрироваться внебиржевые контракты, то автоматически мы будем иметь информацию по ценам на нефтепродукты практически на всей территории России.

- Когда СПбМТСБ планирует запускать торги фьючерсными контрактами на нефтепродукты?

- Торги поставочными фьючерсными контрактами на дизельное топливо мы планируем начать не позже сентября.

Есть определенные факторы, от которых зависит запуск. Допустим, без регистрации внебиржевых контрактов у нас не будет достаточного объема торгов для определения четкого индикатора рынка. Хотя сейчас каждый квартал у нас идет увеличение объемов почти на 50%, этого все равно еще недостаточно для создания идеальных индикаторов. Чем больше будет объемов на спотовом рынке, тем более четким будет индикатор, соответственно, и по фьючерсам будет меньше рисков.

Кроме того, необходимо стандартизировать спецификации торгуемых активов. Было бы утопией создавать фьючерсы на дизельное топливо для каждой нефтяной компании в отдельности. Также нужно создать единые для всех производителей условия поставки по заключенным на бирже сделкам и определить базисы поставки. Во многом эта работа уже сделана и находится на этапе согласования с участниками рынка.

- Как Вы считаете, запуск срочных инструментов повлияет на динамику цен на российском рынке нефтепродуктов?

- Фьючерсы - это действительно хорошая возможность страховать риски, они дадут стабильность рынку. Сейчас у нас тенденция сильного сезонного колебания цен: допустим, уборочная - посевная, зимний - летний периоды.

По мнению наших специалистов, скачки в ценообразовании на этом рынке есть потому, что цена на нефтепродукты пока привязывается к экспортной. Допустим, если нефтяные компании продают дизельное топливо на экспорт по $1 тыс. за тонну, то они вычитают транспорт, таможенную пошлину и считают, что в России тонна должна стоить $500. Но не стоит забывать, что покупательная способность, например, в Германии одна, а в Рязанской области другая. Во внутренней цене также заложены валютные риски. Соответственно, внутренний биржевой рынок должен все сбалансировать, создать собственные ориентиры внутри страны. Когда мы запустим фьючерсные контракты, то в рублевой цене не будет валютных и иных рисков.

- Какой срок исполнения будет по фьючерсам?

- По опыту основных товарных бирж мира, глубина контрактов составляет от месяца до нескольких лет. Тем не менее, основная ликвидность сосредоточена в ближайших месяцах поставки. На мой взгляд, на первом этапе мы ограничимся глубиной в полгода, максимум год. Тут все зависит от потребностей участников рынка.

Нам предстоит непростой путь по популяризации производных инструментов, ведь сегодня не так много компаний в России знают о том, как можно управлять ценовыми рисками. Когда придет понимание о необходимости долгосрочного планирования финансовой политики предприятий, появится спрос на фьючерсы с более продолжительным сроком исполнения.

- Рассматривается ли запуск расчетных фьючерсов?

- Манипулировать ценой расчетного контракта на молодом, низколиквидном рынке довольно просто, поэтому мы рассматриваем пока только поставочные фьючерсы. Для запуска расчетных фьючерсов необходимо создать такие ценовые индикаторы, которые не будут вызывать ни малейших сомнений в их объективности.

Поставочный контракт практически исключает возможность манипулирования ценой, поскольку к моменту его истечения спекулянтам придется обеспечить или принять физическую поставку нефтепродуктов.

ФАС и Минэнерго согласовывают с нефтяниками формулу предельной цены на нефтепродукты с привязкой к мировым ценам. Считаете ли Вы целесообразным создание такой формулы для регулирования внутреннего рынка?

Мое мнение, регулирования минимальной или максимальной цены в условиях рынка быть не может. Если есть регулирование, то зачем нужен рынок? Рынок сам должен регулировать цену в зависимости от спроса и предложения.

Я считаю целесообразным развитие прозрачного биржевого механизма в России, который будет показывать объективную, реальную стоимость товара в зависимости от его спроса у нас в стране. Привязка внутренней цены нефтепродуктов к мировым, на мой взгляд, неправильна. В Европе другая зарплата и отличная от нашей страны покупательная способность. Внутренние цены на нефтепродукты должны формироваться в России на прозрачном рынке и не должны быть привязаны к скачкам валюты, а также покупательной способности, экономическим, политическим и иным рискам других стран.

- Какие еще виды биржевой торговли планируется внедрить на СПбМТСБ?

- Я считаю, что мы должны предоставить весь ассортимент инструментов, которые есть на ведущих международных биржах. После того, как справимся с задачей по созданию рынка фьючерсных контрактов, мы возьмемся за опционы. На сегодняшний день у нас реализована торговля спот в режиме двухстороннего встречного аукциона и односторонние аукционы. Планируется запуск на бирже госзакупок по нефтепродуктам - тогда нужны будут аукционы на понижение. Нужно, чтобы у компаний был выбор инструментов в зависимости от потребностей.

ТНК-ВР уже несколько месяцев проводит на СПбМТСБ аукционы на повышение крупнооптовых партий товара, а другие НК заинтересованы в использовании этого инструмента?

От других компаний пока таких предложений не поступало. Вообще, нужно отметить, что ТНК-ВР относится к биржевой торговле как к определенному приоритету. У них документооборот лучше всех адаптирован к биржевой торговле - все сделки оформляются очень быстро и четко работает механизм отгрузки. Они все время эти процессы оттачивают.

Очень много для развития биржи делает "Роснефть" Сейчас она отменила все аукционы и постоянно увеличивает объемы на бирже. "Роснефть" у нас - лидер по объемам продаж. "Сургутнефтегаз" тоже очень активно работает. Хотелось бы, чтобы коллеги из "ЛУКОЙЛа" и "Газпром нефти" не стояли на месте и подтянулись к передовикам биржевой торговли.

Общий объем торгов нефтепродуктами с начала работы биржи превысил один миллион тонн. Это, вроде, маленькая цифра, но за все это время у нас не было ни одного биржевого или арбитражного разбирательства, срывов оплаты и поставки товара.

- Какие еще компании выйдут в ближайшее время на биржу со своими нефтепродуктами?

- Сейчас мы ведем переговоры с "Русснефтью".

- В декабре прошлого года СПбМТСБ провела тестовые торги фьючерсами на нефть ВСТО. Как дальше будет развиваться этот инструмент?

- Важно, что мы подготовили электронную систему к этим торгам. Теперь, чтобы понять точно, какое будет качество этой нефти, мы проводим совещания с "Транснефтью". Плюс, конечно же, хотелось бы посмотреть, как отреагирует на нефть ВСТО рынок. Ведь каждый нефтеперерабатывающий завод настроен на определенный сорт нефти. И когда выходит новый сорт, ни один НПЗ не знает, сколько он из этой нефти получит нефтепродуктов, в какой процесс эту нефть запускать.

По ВСТО, для создания определенного индикатора рынка, нужно, чтобы спотовые сделки проходили через нашу биржу. Это даст возможность при достижении определенных объемов сформировать ценовые индикаторы на спотовом рынке и в дальнейшем запустить фьючерс.

Мы плотно работаем с Шанхайской биржей, развиваем сотрудничество с ведущими брокерами Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности, MF Global. У зарубежных брокеров очень большой интерес к нашему продукту. Они готовы торговать нашим фьючерсом и обеспечить начальную ликвидность за счет привлечения своих клиентов.

Сейчас самое главное не сделать ошибок, потому что потом их будет сложно исправлять.

- Когда на вашей бирже начнутся спотовые торги нефтью, в частности, нефтью ВСТО?

- К продаже нефти ВСТО технически и юридически биржа готова. Также мы ведем переговоры с "Сургутнефтегазом" о запуске торгов западносибирской нефтью. Хотим привлечь и Ассоциацию независимых производителей - то есть нефть малых компаний.

- Какие объемы нефти должны торговаться на бирже, чтобы появились четкие ценовые индикаторы?

- По моему мнению - от 15 до 30 млн тонн в год.

- Недавно Иран объявил о том, что хочет участвовать в работе СПбМТСБ по торговле сырой нефтью. Такое сотрудничество возможно?

- Интерес у Ирана действительно есть, но пока больше изучающий. Свою нефть они продавать на нашей бирже не могут из-за ограничений своего законодательства по экспорту нефти. Пока что мы договорились об информационно-техническом сотрудничестве, предоставили им всю информацию по нашей бирже.

- Сохраняются ли планы по выводу на биржу новых товаров, например, удобрений? Достигнуты ли соглашения с производителями?

- Мы встречались практически со всеми производителями минеральных удобрений. На мой взгляд, нам необходимо сейчас довести до идеальной работы сектор нефти и нефтепродуктов, а дальше можно будет как бы копировать, и запускать зерновую секцию, торги цветными металлами, удобрениями и другими биржевыми товарами.

Наши планы - занять позицию, как минимум, в тройке лидеров среди товарных бирж. И, по-моему, это нам под силу.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений