Saab не доехал до России
Saab не исчезнет с рынка. Голландский Spyker нашел подход к GM и договорился о выкупе у него шведского подразделения за $400 млн. По условиям сделки Spyker избавится от акционера с российскими корнями
Детройт. 27 января. IFX.RU - Любителям солидных автомобильных брендов можно праздновать победу. Американский автопроизводитель General Motors решил не пускать бренд Saab под ликвидационный нож. Американский концерн, устроивший настоящую распродажу брендов, уступил напору нидерландского производителя спортивных автомобилей Spyker Cars и продал ему свое шведское подразделение. При этом компания Spyker избавляется от акционера с российскими корнями.
Компания Spyker Cars во вторник вечером сообщила о заключении сделки с американским автопроизводителем General Motors о покупке его шведского подразделения Saab, сообщает агентство Bloomberg.
Spyker заплатит за шведскую компанию $74 млн денежных средств и еще $326 млн в виде привилегированных акций компании, которая появится в результате слияния Spyker и Saab. Сделка, как ожидается, будет завершена в феврале. Условием заключения соглашения является предоставление шведским правительством гарантий получения Saab 400 млн евро в качестве кредита от Европейского инвестиционного банка.
Достигнутое соглашение означает замораживание мероприятий по ликвидации шведского автопроизводителя.
Надежду на то, что эта сделка хотя бы немножко удовлетворит российское самолюбие, которому нанесла удар GM, отказавшись продавать Opel консорциуму, в который входили канадская Magna и Сбербанк РФ, не оправдались. Из сообщения компания Spyker следует, что доля в компании, контролируемая российским предпринимателем Владимиром Антоновым (ему через Converse Group Holding UK принадлежало 29,9% акций голландского автопроизводителя), отойдет компании Tenaci Capital B.V. ("Tenaci"), которая полностью принадлежит Виктору Мюллеру (V.R. Muller), который является главным исполнительным директором Spyker.
Так что 4,6 млн обыкновенных акций Spyker с "русским духом" теперь не являются препятствием для продажи Saab голландцам. При этом господин Антонов покинет руководящие органы Spyker.
Ну что же, процесс продажи Saab был не менее захватывающим, чем продажа европейского подразделения GM - компании Opel/Vauxhall. Напомним, что после многомесячной битвы за Opel все инвесторы остались "с носом" - американцы, всласть наразмахивавшись этой морковкой, в конце концов решили, что справятся сами и отказались от его продажи.
В деле с продажей Saab также была своя интрига. Очередь за Saab была достаточно внушительной. Кроме Spyker Cars в ней стояла шведская Koenigsegg Group, консорциум инвестиционной компании Genii Capital, шведского бизнесмена Ларса Карлстрема и главы Формулы-1 Берни Экклстоуна. Ранее сообщалось что GM мог продать часть активов Saab китайской Beijing Automotive Industry Holding Co. (BAIC). И якобы китайцы достигли предварительной договоренности о приобретении некоторых активов Saab, включая интеллектуальную собственность и оборудование для производства ряда автомобилей.
В ноябре ряды инвесторов поредели. Koenigsegg Group отказалась от запланированного приобретения шведского подразделения GM, заявив, что рассчитывала на более быстрое его завершение. Заключение сделки было отложено в связи с тем, что Европейский инвестиционный банк тянул с решением о предоставлении Saab кредита в 400 млн евро.
А в декабре прошлого года GM вообще объявила, что закроет производство Saab, отказавшись от его продажи голландской Spyker Cars. Как говорилось в сообщении GM, это произошло, поскольку "due diligence, необходимое для завершения этой сложной сделки, не может быть осуществлено в разумные сроки". Как и в случае с Opel, контрагенты GM по несостоявшейся сделке были шокированы новостью о ее отмене. "Мы были так невероятно близки к сделке. У меня нет слов", - заявлял глава Spyker Виктор Мюллер.
Но американцы оставили дверь приоткрой, прозрачно намекнув, что не все потеряно. GM заявила, что интерес к Saab или его активам проявили аккурат перед объявлением об отказе о продаже шведов еще несколько сторон, помимо Spyker. И голландцы через несколько дней выставили новое предложения о покупке Saab. Они были сделаны сразу по 11 спорным вопросам и должны были снять "препятствия, которые встали на пути сделки". Для новой оферты не нужно было одобрения ЕЦБ на выделение кредита для Saab, что поможет уложиться со сделкой по продаже Saab до конца года.
Saab начала производить автомобили в 1947 году, GM купила 50% компании в 1990 году, а спустя 10 лет стала ее единственным собственником. На предприятиях Saab заняты 3,4 тыс. служащих, на компанию работают свыше 1,1 тыс. дилеров. В этом году компания, как ожидается, не сможет продать более 50 тыс. автомобилей, что составит не более 1% общего объема продаж GM. Saab была убыточной 19 из 20 лет, которые она находится под контролем GM. Покупка Saab может дать компании Spyker доступ к огромной дистрибуторской сети этого шведского автопроизводителя. Она состоит не менее чем 1100 дилеров.
Американская компания распродает такие убыточные бренды, как Saturn, Hummer, чтобы сосредоточиться на основных торговых марках компании. GM, пройдя через процедуру банкротства, в рамках реструктуризации бизнеса отказался от нескольких брендов, сделав ставку на Buick, Cadillac, Chevrolet и GMC.
Spyker ведет свою историю от компании, созданной в 1875 году для производства карет для королевской семьи Нидерландов. Ее совладельцем является финансовая компания, контролируемая российским предпринимателем Владимиром Антоновым.