Страхование: нулевой оптимизм

Российский страховой рынок прожил 2009 год по умеренно пессимистическому сценарию: падение объема страховых премий составило 10-12%. Но своего дна рынок еще не достиг, считают его некоторые участники, предрекая снижение прибыльности и в 2010 году. При этом на докризисный уровень удастся выйти не ранее чем через два года

Страхование: нулевой оптимизм
Photostogo/Russian Look

Москва. 20 января. IFX.RU - Мрачные прогнозы, сделанные в начале 2009 года для страхового рынка, обещавшие падение уровня сборов до 50%, не сбылись. Означает ли это, что все худшее позади? Большинство прогнозистов признают, что сценарий нулевого прироста бизнеса в 2010 году следует считать оптимистическим. Самый интригующий вопрос нового года остается открытым: удастся ли страховому рынку плавно опуститься на дно кризиса в наступившем году, чтобы начать подъем в следующем, или ему еще предстоит пройти "чистилище".

Убитая рентабельность

В прошлом году не подтвердились ни самые худшие, ни самые лучшие прогнозы - рынок развивался по среднему сценарию, констатирует руководитель Центра стратегических исследований компании "Росгосстрах" Алексей Зубец.

Его оценку разделяют в "Ингосстрахе". "Развитие шло по умеренно пессимистическому сценарию", - полагает начальник управления стратегических проектов ОСАО "Ингосстрах" Дмитрий Амелькин. "Объем страховых премий без ОМС по итогам года вряд ли значительно превысит 500 млрд рублей, то есть оценочное падение рынка после подведения предварительных итогов может составить 10-12% к уровню 2008 года", - сказал он.

"В некоторых видах, к примеру, в ОСАГО, мы наблюдали даже прирост страховых сборов", - отметил директор департамента организации страховой деятельности ЗАО "Гута-страхование" Олег Полетаев. Он не исключает, что после подведения итогов года падение показателя сборов по всем видам страхования, кроме ОМС, может оказаться глубже 15%.

На самом деле корректно определить настоящий уровень недобора премий по итогам 2009 года не представляется возможным, считает главный эксперт "Интерфакс-ЦЭА" Анжела Долгополова. "Дело в том, что страховщики в 2009 году не только снижали стоимость полисов, но и расширяли объем ответственности по ним. Получается, что за те же деньги они брали больший объем обязательств, а это равносильно дополнительному снижению тарифов. Учесть эту составляющую в падении премий не представляется возможным", - сказала она.

По мнению представителей "Ингосстраха", в 2009 году на рынке к тому же четко обозначилась тенденция роста убыточности. "По официальной статистике, показатель уровня выплат вырос на 12 процентных пунктов, и это при том, что многие компании просто перестали платить в условиях кризиса", - подчеркнул Д.Амелькин.

Он считает, что большинство компаний, занимающихся реальным страхованием, в настоящее время имеет комбинированный коэффициент убыточности на уровне не менее 100%.

Страхователи за первый год кризиса резко повзрослели, утратили былое легкомыслие, стали осторожны в выборе партнера. Серьезные игроки на рынке стали более ответственными, тогда как искатели легкой наживы стали действовать более безоглядно. Риски ошибиться в страховщике возрастают, клиентура перетекает к ведущим игрокам.

"Кризис запустил процессы, которые давно назрели в страховом сообществе - уход компаний, которые занимались псевдострахованием, снижение платежеспособного спроса населения, вынужденное снижение расходов, банкротства предприятий, резкое снижение объемов кредитования физических и юридических лиц банками - все это привело к уменьшению рынка страховых услуг", - отмечает генеральный директор СК "МАКС" Надежда Мартьянова. Сокращение коснулось, прежде всего, автострахования, страхования ипотеки, страхования имущества юридических лиц.

В "РОСНО" к кризису готовились заранее. Генеральный директор "РОСНО" Ханнес Чопра отметил, что все процессы компании, направленные на минимизацию расходов, на повышение эффективности, изменение структуры управления с целью сближения с операционной моделью и структурой материнской компании Allianz, были запущены задолго до кризиса. "К кризису мы оказались подготовлены лучше, чем многие другие", - сказал он.

Отряд не заметил потери бойца

Одним из главных явлений в 2010 году станет концентрация бизнеса, который имеет тенденцию перетекания в крупные компании, считает представитель "Гута-страхования" Олег Полетаев. "Уже сегодня более 80% страховой премии собирает первая двадцатка страховщиков. Гранды и реализуемые ими все массовые виды страхования останутся", - убежден специалист.

"К концу 2010 года на рынке может остаться порядка 600 компаний", - прогнозирует начальник управления стратегических проектов ОСАО "Ингосстрах" Д.Амелькин. Таким образом, их будет на 100 с лишним меньше, чем было к концу 2009 года.

В "Ингосстрахе" полагают, что в случае введения поправок об увеличении требований к капиталу можно ожидать существенного сокращения количества страховщиков на рынке.

В первом полугодии прошлого года практически все страховщики шли навстречу своим клиентам, в том числе уступая в цене и условиях оплаты. В результате уступки уже невозможно было отделить от откровенного демпинга. Понижательный ценовой тренд на фоне потери доходности бизнеса страховщиков стал принимать угрожающие очертания. В середине прошлого года в некоторых линейках бизнеса, к примеру, в автостраховании и ДМС, ситуация была переломлена и тарифы стали расти.

Как полагает генеральный директор СК "МАКС" Н.Мартьянова, поведенческая позиция ряда компаний, которые провоцируют страхователей на снижение премий по заведомо убыточным контрактам, сказалась отрицательно на состоянии рынка. "Сложившаяся практика участия страховщиков в государственных конкурсах способствует регулярному снижению тарифов на страхование при всеобщем удорожании услуг. Это заводит страховщиков в тупик, мы видим печальную статистику: десятки компаний ушли. Одновременно происходит замещение ушедших компаний новыми, но нередко у них хорошо известные рынку владельцы", - отметила Н.Мартьянова.

Стресс как стимул к развитию

Сегмент автострахования можно считать локомотивным и определяющим, от него многое зависит в состоянии здоровья страхового рынка в целом. По итогам 9 месяцев 2009 года доля сборов в "автокаско" составила 26% в объеме собранных премий. В портфелях десятки лидеров по данному виду страхования такая доля составляет почти 56%.

С начала 2009 года водители испытывали лояльность автосалонов и автостраховщиков. Для них действительно открывались новые возможности в сезон уступок и подарков.

В первом квартале 2009 года распродавались складские запасы (стоки) автомобилей 2008 года выпуска, потому рынок "автокаско" "просел" в итоге только на 6%, хотя ожидать можно было большего спада. По итогам 2009 года снижение объема продаж иномарок по сравнению с 2008 годом составило 60%. В 2010 году такого подарка в виде распродаж в таких объемах ждать не приходится, считают эксперты.

С начала прошлого года страховщики видели, что кризис наложил определенный отпечаток на сознание страхователей. "С ростом уровня безработицы, снижением доходов страхователи захотели оптимизировать свои затраты и уберечь себя от крупных непредвиденных убытков", - сказал исполнительный директор группы "МАКС" Андрей Мартьянов. "Наша компания постарались предложить программы, позволяющие защитить имущество от крупных убытков, являющихся критичными для страхователя в период кризиса", - добавил он.

Специалисты "МАКСа" и других страховщиков приложили много сил, чтобы привить страхователям терпимость к франшизе, которая позволяет резко снизить размер страхового взноса.

В другом развивающемся виде страхования - ДМС - в начале прошлого года не наблюдалось резкого сокращения числа заключенных корпоративных договоров. Просто клиенты меняли небольших партнеров на более надежных, с их точки зрения. Идя навстречу клиентам, страховщики обеспечивали их переток и новые возможности в работе с клиентской базой. В результате даже на падающем рынке крупным игрокам в 2009 году удалось сохранить или обеспечить прирост премий.

Давая предварительные оценки истекшего года, заместитель финансового директора "РОСНО" Екатерина Трубицина отметила: "Мы удержали объем премии неизменным по сравнению с прошлым годом. Что касается выплат, "РОСНО" обычно анализирует не общий объем выплат в компании, а показатель убыточности - отношение произошедших убытков (выплаты плюс изменение резерва убытков) к заработанной премии. Данный коэффициент показывает качество управления портфелем. По 2009 году он будет ниже изначально запланированного значения, что является результатом эффективной политики сегментации и урегулирования убытков. Объем расходов на ведение дел также будет ниже планового значения".

Региональный рынок страхования кардинально изменился, и портрет его стал менее цивилизованным, считает заместитель генерального директора СК "МАКС" Рафаэль Узуньян. Уровень спада в сборах премий в регионах РФ ощущался в прошлом году острее.

Совокупное падение бизнеса страховщиков в 2009 году в зависимости от регионов варьируется между 7-8% и 30-40%. Если сравнивать федеральные округа, то в большинстве из них ситуация схожая по своей сложности и непредсказуемости. Федеральные и региональные компании, лишенные лицензий, массово уходят с рынка, "МАКС" старается держать руку на пульсе, чтобы "перехватить" бизнес и достойные кадры, добавил Р.Узуньян.

По данным, приведенным исполнительным директором СГ "МАКС" А.Мартьяновым, его компании в 2009 году удалось превысить объем премий 2008 года.

Донный ландшафт страхового сектора

Кризис на российском страховом рынке достигнет дна, судя по динамике сборов и макроэкономических показателей, в первом квартале 2010 года, прогнозирует Д.Амелькин из "Ингосстраха". "При этом ситуация окажется хуже, чем в первом квартале 2009 года: рублевое падение сборов может составить до 10%", - считает он. "Со второй половины 2010 года будет наблюдаться стагнация или даже медленное восстановление страхового рынка. "Рынок может подняться на отметку чуть выше уровня сборов третьего-четвертого кварталов 2009 года", - предположил специалист.

В наиболее устойчивом положении, по мнению представителя "Ингосстраха", по-прежнему будут те компании, которые обладают диверсифицированным и сбалансированным страховым портфелем, не применяют политику демпинга. "Скорее всего, сложности в урегулировании убытков, характерные практически для всех страховщиков, сохранятся и в 2010 году. Касаться они будут как сроков урегулирования, так и размеров страховых выплат", - считает специалист.

"В 2010 году конкуренция станет жестче, у нас будет еще меньше рисков для страхования, - отметил генеральный директор "РОСНО" Х.Чопра. - Я также ожидаю, что по-прежнему будет существовать демпинг, однако число участников рынка уменьшится. Мы станем свидетелями значительного перераспределения собственности и банкротств не только маленьких игроков, но и игроков среднего размера, потому что последствия кризиса по-настоящему проявятся лишь в 2010-2011 годах, требуя от нас определенных действий".

Х.Чопра предсказывает дальнейшее снижение прибыльности, поскольку показатели прибыльности страховщиков, которые наблюдались в 2009 году, в основном являются плодами докризисных времен.

"По итогам 2010 года картина заметно изменится, так что я думаю, что общая прибыльность страхового рынка упадет как минимум на 50%. Конечно, наибольшее давление на определенные компании и самые высокие риски ожидаются в регионах, именно там мы увидим четкое уменьшение числа игроков. И я также продолжаю надеяться, что со стороны всех участников рынка будут предприняты необходимые меры для стабилизации ситуации", - сказал Х.Чопра.

Солидарен с позицией своего руководителя заместитель директора департамента развития бизнеса "РОСНО" Андрей Бондаренко. Он тоже думает, что текущий год окажется для российских страховщиков значительно сложнее предыдущего.

По его мнению, "запас прочности" по тарифам, которые снижались на протяжении всего года, прибыль прошлых лет, снижение расходов на ведение дела, экстренная поддержка акционеров - все эти внутренние резервы большинство компаний уже исчерпали. Во многом исчерпаны и запасы договоров, заключенных в прошлые годы. Не секрет, что значительная часть корпоративного и розничного страхования развивалась за счет покрытия рисков по банковским залогам. В 2009 году, не смотря на обвал продаж автомобилей в кредит, страховщики сохраняли значительные объемы сборов по пролонгациям договоров 2007-2008 годов. "Значительная часть этих кредитов за истекший год закрыта, равноценного объема новых продаж в кредит осуществлено не будет", - предупреждает собеседник.

В целом, как полагают в "Ингосстрахе", в 2010 году рынок продемонстрирует падение премии на уровне 3-5%. Наибольшие опасения специалистов связаны с дальнейшим падением тарифных ставок на рынке. "Особой активности страхователей в ближайшее время ждать не приходится: приоритет останется за вмененными видами страхования", - убежден Д.Амелькин.

Руководитель ЦСИ "Росгосстраха" А.Зубец дает более мягкий прогноз. "2010 год будет легче, чем предыдущий, рынок постепенно вернется к нормальному развитию. Рост страхового рынка возобновится. Однако существует опасность, что некоторые страховщики будут чересчур активно вкладывать свободные средства, которые снова появятся на рынке, для продвижения компаний. Таким образом, расходы на ведение дел будут расти слишком сильно, и нормальные страховщики будут терять долю на рынке", - сказал он.

Возобновление роста рынка ожидается в одинаковом объеме как для физических лиц, так и для юридических, полагает А.Зубец.

"В краткосрочной перспективе на 2010-2012 годы мы не ожидаем существенного развития страховой отрасли: на докризисный уровень 2008 года страховой рынок вернется не ранее 2012 года. Скорректировать объем страхового рынка сможет только введение вмененных или обязательных видов страхования: например, обязательное страхование жилья, замена лицензирования отдельных видов деятельности страхованием гражданской ответственности, введение, наконец, обязательного страхования ОПО. Впоследствии введение вмененных видов страхования будет способствовать росту страховой культуры, востребованности и понятности страховой услуги для конечного потребителя (страхователя), что в среднесрочной перспективе будет способствовать развитию массовых добровольных видов страхования и российского страхового рынка в целом (как это было при введении ОСАГО)", - отметил аналитик.

Грустный парадокс для страховщиков заключается в том, что все одобренные правительством стратегии развития сегмента исполнены не были. Последняя стратегия, подготовленная Минфином РФ на подъеме рынка, теперь не актуальна, нуждается в корректировках.

Так или иначе, кризис для российских страховщиков к новому году не завершился. Итог первой его фазы 2008-2009 годов напоминает итог прежнего кризиса. Снова страховщикам удалось избежать убийственных финансовых потерь, шумных банкротств и сохранить доверие клиентов. И снова они как в тумане, не знают, куда направляется их бизнес-корабль, в какие порты ему предстоит зайти.

Новости по теме

Старые уходят, новые придут

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });