Банкротство для пользы США

Государственный дефолт обычно переживается как национальное бедствие. Однако, как показывает история последних десятилетий, финансовые коллапсы не раз оказывались полезными для стран, их переживших. Вполне возможно, подобный дефолт был бы полезен и США, продолжающим копить долги, отмечает обозреватель The Financial Times

Банкротство для пользы США
Photostogo/Russian Look

Москва. 12 января. IFX.RU - В сказке о Винни-Пухе на вопрос о том, что ему намазать на хлеб, меду или сгущенного молока, мишка отвечает: "и того, и другого". И американцы уподобляются этому герою - когда их спрашивают, чего бы они хотели: низких налогов, более щедрых социальных выплат или лучшего в мире финансирования военного комплекса, они зачастую готовы ответить "и того, и другого", рассуждает колумнист The Financial Times Гидеон Рахман.

В результате, США накапливают долги. При этом дефицит бюджета страны в 12% ВВП вполне допустим в качестве краткосрочной антикризисной меры. Однако американцев должно беспокоить то, что в стране нет адекватного плана по сокращению бюджетного дефицита в среднесрочной перспективе, рассуждает газета.

США имеют значительный запас прочности, что позволит правительству Штатов быть расточительным дольше, чем другие страны. Однако если Америка накопит огромный дефицит, то рано или поздно, страна окажется на грани банкротства. Как ни странно, возможно лучше, чтобы этот момент настал раньше, чем позже. Ведь для многих стран опустошение казны становилось прелюдией к национальному возрождению, напоминает журналист. Ярким примером тому служат два важнейших геополитических явления последних тридцати лет: распространение демократии и глобализация во многом обязаны разорению ряда стран.

Причиной либерализации китайской экономики в 1978 году послужил финансовый и валютный кризис. Столкнувшись с острой нехваткой наличности, китайское правительство оказалось готовым прибегнуть к новаторским экономическим идеям, сулящим быстрый рост и повышение доходов. Дальнейшая история известна.

Аналогичная ситуация сложилась в Индии, вступившей на путь экономических реформ в 1991 году. Можно взять пример и из истории Латинской Америки. В 1982 году Мексика объявила дефолт по своим долговым обязательствам, что вызвало экономический кризис на всем континенте. Однако долгосрочные последствия этого кризиса оказались конструктивными и способствовали падению диктатур. Аргентинская хунта пала в 1983 году, Бразилия направилась к демократии в 1985 году.

Экономика сыграла не последнюю роль в политических реформах и в России, отмечает автор статьи. Во многом именно катастрофические проблемы с финансами государства спровоцировали реформы в Советском Союзе. Когда Михаил Горбачев пришел к власти в СССР, он столкнулся с огромным государственным долгом, который почти удвоился за первые три года его пребывания в должности. Именно это во многом убедило его в необходимости начала реформ, известных всему миру как перестройка, полагает колумнист Financial Times.

К 1989 году все страны социалистического блока столкнулись с быстрым ростом внешнего долга. Почему правительство ГДР не разогнало демонстрантов в октябре 1989 года? Во многом, потому что просто не смогло себе это позволить. Восточная Германия была на грани банкротства и договаривалась с ФРГ о кредитах.

Благотворное влияние государственного банкротства можно увидеть не только на примере слабых экономик Азии, латиноамериканских диктатур и разрушающихся коммунистических режимов.

Британцы до сих пор содрогаются при воспоминании о том, что Великобритании пришлось "идти на поклон" к МВФ в 1976 году. Это было унизительно, но послужило полезной цели. Именно ситуация с британским банкротством помогла убедить избирателей в необходимости перемен, что подготовило почву для реформ Маргарет Тетчер.

Подобный опыт есть и у Франции. В начале 1980-х годов бегство капитала из страны и развал налоговой системы вынудили правительство Франсуа Миттерана отказаться от своего жесткого левого курса.

Иногда, если правительство страны действительно ужасно (как в Восточной Германии в 1989 году или во Франции в 1789-м, когда случилась Великая французская революция) хорошо, если финансовый кризис приведет к политическому краху, рассуждает автор статьи.

Однако, для большинства нормальных стран, по его словам, все-таки предпочтительнее остаться на грани пропасти банкротства, чем фактически упасть в Ниагарский водопад суверенного дефолта. Как это случилось в Великобритания в 1970-х и в Индии в 1991 году, когда угроза кризиса помогла правительству осуществить экономические реформы. Ведь фактический дефолт может разрушить доверие между гражданами и инвесторами на долгие годы.

Так или иначе, но уроки истории последних трех десятилетий свидетельствуют, что кризисы определенно бывают полезными. Таким активно ныне развивающимся странам, как БРИК (Бразилия, Индия, Россия, Китай) финансовый кризис оказался необходим, чтобы встать на путь экономических реформ и национального возрождения. Возможно, и Америке посчастливится пережить свой государственный финансовый кризис. Остается надеяться, что он не пройдет для страны зря, отмечает автор заметки.

Новости по теме

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });