Есть ли тузы в рукаве у Росатома?

"Росатом", чья деятельность отнесена к приоритетам развития инновационной экономики России, сумел извлечь ряд выгод из кризиса. Но в будущем атомной отрасли нужно сохранить масштабность развития и продолжить завоевывать зарубежные рынки. А здесь успехи во многом зависят от того, как лягут карты политических раскладов

Есть ли тузы в рукаве у Росатома?
Photostogo.com/Russian Look

Москва. 29 декабря. IFX.RU - "Росатом" - один из немногих, кто сумел в 2009 году по максимуму "снять сливки" на внутреннем рынке, несмотря на кризис. Однако серьезные вызовы ставит перед отраслью глобальный рынок, и шансы на новые победы госкорпорации в конкурентных баталиях за рубежом не всегда очевидны, так как во многом зависят от того, как лягут карты политических раскладов.

Атомный реванш

Государство в 2009 году отнесло атомную отрасль к числу приоритетных и, пусть несколько скорректировав по срокам внутреннюю программу строительства АЭС на фоне упавшего спроса, тем не менее, выделило дополнительные деньги из бюджета для покупки активов за рубежом.

"Самый главный итог для отрасли, стратегический - то, что ядерные технологии отнесены к приоритетам развития инновационной экономики России", - считает глава компании "Атомпромресурсы" Андрей Черкасенко. - Это результат огромной работы по реформированию отрасли, своеобразный реванш атомщиков. После реализации атомного проекта СССР, связанного с созданием бомбы, государство впервые снова поставило развитие атомных технологий в число приоритетов".

Рост курсов доллара и евро по отношению к рублю также сыграл на руку "Росатому", треть доходов которого формируется за счет экспорта. Более того, несмотря на сжатие внутреннего спроса на электроэнергию, российские АЭС в 2009 году вновь побили рекорд по выработке. Правда, ценовая конъюнктура на рынке урана пока складывается не в пользу развития проектов по добыче сырья внутри страны, так как отечественные месторождения имеют слишком высокую себестоимость. Но есть и другая сторона медали: подешевели урановые активы за рубежом, что открыло перед холдингом "Атомредметзолото" новые возможности для экспансии, подкрепленные бюджетными средствами.

"Сейчас можно приобретать выгодные и не очень дорогие активы за рубежом", - говорил ранее глава "Росатома" Сергей Кириенко. Правительство выделило на эти цели в течение года более $2 млрд.

Однако не все идет так гладко, как хотелось бы: забуксовал проект строительства АЭС "Белене" в Болгарии, нет определенности с тендером на сооружение станции в Турции, так и не подписан целый ряд соглашений на Украине - их пришлось отложить до подведения итогов президентских выборов в этой стране. Кроме того, предстоит ожесточенная борьба за новые контракты в Чехии, а на арене, между тем, появляются новые игроки.

Ростов к сдаче готов

Пожалуй, наиболее значимое для атомщиков событие 2009 года произошло в середине декабря, когда начался физпуск второго блока Ростовской АЭС. Еще год назад многие сомневались, что "Росатому" удастся выдержать намеченные темпы строительства объекта, тем более что последний раз новые атомные мощности в России вводились 5 лет назад (в 2004 году заработал третий блок Калининской АЭС). Ростовский проект стал очередным вкладом "Росатома" в копилку пусков глобального "ядерного ренессанса", вдобавок к двум блокам Тяньваньской АЭС в Китае, введенным в 2007 году. Никто из конкурентов такими результатами пока похвастаться не может.

"Мы, наконец, возвращаемся к серийному строительству атомных станций, причем уже не на бумаге и не в рассказах, а по факту", - убежден С.Кириенко. По его словам, с 2010 года отрасль ежегодно будет вводить новые мощности внутри страны или за рубежом. "С этого момента у нас каждый год будет пуск станций. В следующем году - это "Бушер" в Иране. Практически мы в финальной стадии, идет наладка оборудования. Затем "Куданкулам" в Индии. В 2011 - Калининский блок (4-й блок Калининской АЭС - ИФ) и второй блок "Куданкулам". И так каждый год", - подчеркнул С.Кириенко.

В то же время кризисный спад потребления электроэнергии отразился на программе строительства новых АЭС. Так, скорректированы строки ввода новых блоков Нововоронежской и Ленинградской АЭС-2, отодвинулся еще на 2 года пуск "быстрого" реактора IV поколения - блока БН-800 на Белоярской АЭС.

"Кризис имеет и позитивную сторону. Некоторые проекты могут быть отложены, пик спроса - сглажен во времени. Мы используем это время для того, чтобы создавать стратегические альянсы", - считает глава "Росатома". К тому же в разгар кризиса получил одобрение правительства новый, ориентированный на экспорт проект - сооружение Балтийской АЭС начнется в 2010 году.

Еще один позитивный момент - правительство РФ согласовало долгожданную ФЦП по новым ядерным технологиям, которая должна заложить основу облика атомной энергетики будущего. Однако неопределенность с реакторами нового поколения по-прежнему сохраняется, отмечают эксперты.

"У нас по инновационным реакторам до сих пор многое на уровне бумаг и разговоров. Хотелось бы увидеть ощутимые и реальные практические шаги по направлению к созданию "быстрой" программы", - говорит отраслевой эксперт Александр Уваров. "Надеюсь, что прояснится ситуация с топливом для БН-800, будут понятны сроки пуска следующих "быстрых" реакторов. Также хочется понять, когда появятся в промышленных масштабах мощности по замыканию топливного цикла (предприятия по переработке облученного ядерного топлива)", - добавил он.

Именно в сфере новых технологий обретает реальные черты первый для "Росатома" проект с привлечением частных инвестиций: в конце декабря атомная госкорпорация и En+ Group, управляющая активами Олега Дерипаски, объявили о создании СП для продвижения проекта "быстрого" ядерного реактора с жидкометаллическим теплоносителем (свинцово-висмутовый блочный реактор или СВБР). Пока основой атомной энергетики являются традиционные блоки с реакторами ВВЭР (используют в качестве теплоносителя воду). К слову, "Росатом" не первый год обсуждает с частным бизнесом различные проекты строительства АЭС с ВВЭР, но продвинуться в этом направлении пока не удалось.

Эксперты высоко оценивают факт создания СП по проекту СВБР, отмечая при этом, что до практической стадии проекта новой компании еще далеко: ввод пилотной энергетической установки намечен на 2019 год, а до этого предстоит еще несколько лет бюрократической и бумажной работы.

С точки зрения технологий обращения с РАО и ОЯТ большое значение для отрасли имеет покупка ЗАО "Атомстройэкспорт" германской Nukem Technologies (сделка также была закрыта в декабре). Компания обладает компетенциями в сфере создания предприятий для переработки ядерных материалов и, как рассчитывает ЗАО "АСЭ", будет в перспективе претендовать, в частности, на подряд по строительству завода на территории России (тендер пока не объявлен).

Альянсы, которые пока не состоялись

Начинался 2009 год для российской атомной отрасли с триумфа в Германии, когда "Росатом" и Siemens объявили о планах по формированию стратегического альянса, ради которого немецкий концерн разорвал отношения со своим давним европейским партнером - французской Areva.

"Та небольшая пауза, которую дает нам сегодня мировой экономический кризис - уникальное окно возможностей", - уверен глава "Росатома". "Мы открываем свой рынок и готовы участвовать на мировом рынке на паритетных условиях. Считаем, что это правильный путь", - сказал он, комментируя новые планы.

Правда, развод Siemens и Areva идет не так просто и быстро, как представлялось, стороны ведут разбирательство в арбитраже, и до конца года никакой определенности по конфигурации российско-германского ядерного партнерства так и не появилось. Теперь подписание предметного соглашения анонсируется к весне будущего года.

"Мы в завершающей стадии согласовании этого многотомного документа", - сообщал "Интерфаксу" в начале ноября С.Кириенко. "Мы изначально закладывали, что на согласование условий (создания СП) уйдет год, соглашение было заключено 1 марта (2009 года), значит, где-то к 1 марта следующего года подпишем (документ о создании СП)", - уверен он.

Также в 2010 году ожидается продвижение другого проекта в сфере международной кооперации - с японской Toshiba. Старший эксперт фонда "Институт энергетики и финансов" Сергей Кондратьев отмечает, что соглашение с Toshiba затрагивает больше областей, чем в случае с Siemens, в числе которых - поставки топлива, создание завода по обогащению урана на территории Японии. "Насколько я понимаю, там планировались определенные уступки Toshiba. В принципе для "Росатома" это может быть не слишком выгодно, потому что госкорпорация в большей мере заинтересована в том, чтобы поставлять конечный продукт или предоставлять всю линейку продукции и услуг отрасли", - сказал "Интерфаксу" эксперт.

По его мнению, для "Росатома" в первую очередь критичен доступ к новым технологиям в машиностроении, а контроль над сырьевой базой у него сейчас достаточно хороший. В этом смысле выбор в пользу ускоренного продвижения сотрудничества с Siemens представляется более очевидным, считает С.Кондратьев.

Глава компании "Атомпромресурсы" Андрей Черкасенко убежден, что развитие атомной отрасли России невозможно без создания масштабного альянса с кем-то из зарубежных игроков. Формирование мировых ядерных центров - базовый тренд "ядерного ренессанса", отметил он. Так, уже сформированы транснациональные альянсы Toshiba-Westinghouse, Areva-Mitsubishi, GE-Hitachi. "А "Росатом" сам по себе стал таким мировым ядерным центром в силу масштабности присутствия на рынке и резервов", - подчеркнул эксперт. "Однако для дальнейшего развития необходимо выработать четкие критерии выбора стратегического партнера, и не только на основании политических факторов", - считает он.

Toshiba имеет большой опыт работы на азиатских рынках, где объявлены наиболее масштабные программы развития ядерной энергетики, и располагает управленческими решениями в сфере инжиниринга, необходимость в которых испытывает "Росатом". В то же время у японской компании есть собственные реакторные технологии, тогда как Siemens в кооперации с Россией будет развивать именно российские проекты АЭС. К тому же сотрудничество с германским концерном выгодно с политической точки зрения для продвижения "Росатома" на европейском рынке, тем более что все больше стран ЕС постепенно вновь разворачиваются в сторону атомной отрасли.

Азиатский тигр наступает на пятки

В будущем году "Росатому" придется всерьез заняться европейским рынком, считают эксперты. Так, ожидаются непростые переговоры по заключению соглашения с ЕС в ядерной сфере. Если в США атомщикам еще в феврале 2008 года удалось согласовать условия постепенной отмены антидемпинговых квот, и это уже в текущем году обеспечило "Техснабэкспорту" существенный прирост портфеля контрактов (заключил соглашения с американскими компаниями на $3 млрд), то действующие на европейском рынке ограничения по-прежнему могут сдерживать экспорт "Росатома", констатирует, в частности, А.Уваров. Эти ограничения регулируются секретной декларацией Корфу.

Наглядный пример - заключенное осенью соглашение чешской CEZ с французской Areva о поставках услуг по обогащению урана, в то время как топливо для Чехии делает российский ТВЭЛ. Этот контракт является следствием применения декларации Корфу, убежден эксперт.

Помимо урана и услуг по его обогащению "Росатом" может продавать в Европу электроэнергию, произведенную АЭС, в том числе планируемой Балтийской станцией, предполагает А.Уваров. Однако взамен европейцы будут требовать открытия российского рынка для своих компаний, считает он. И госкорпорация подтвердила ранее, что готова отдать западным компаниям до 49% в капитале своей калининградской АЭС.

С.Кондратьев надеется, что в 2010 году атомщикам удастся разрешить в свою пользу ситуацию со строительством АЭС "Белене". Реализация проекта притормозилась на фоне смены правительства Болгарии и после выхода из него стратегического инвестора - германского RWE.

Кроме того, в Европе стартовал очередной тендер - на строительство двух блоков чешской АЭС "Темелин" с опционом еще на три блока в Чехии и Словакии. Предстоит ожесточенная борьба за новые контракты на сооружение атомных станций, и политическая составляющая будет играть здесь не последнюю роль. При этом если два конкурента - американская Westinghouse и французская Areva - "Росатому" уже более или менее знакомы, то теперь на пятки наступает третий игрок - корейская KEPCO, возможности которой нельзя недооценивать.

KEPCO до последнего времени не имела экспортных контрактов на строительство АЭС и в тендере на сооружение первой станции в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) считалась аутсайдером. Однако власти ОАЭ сделали выбор в пользу Южной Кореи, отдав ей этот контракт. "У KEPCO есть господдержка, и появление этого нового азиатского тигра - огромный вызов для "Росатома", - считает А.Уваров. Тем более что корейская компания уже заявила об интересе к приоритетным для России рынкам Индии, Турции и Украины. И если индийские власти в этом году пообещали "Росатому" как минимум 2-3 площадки под новые АЭС примерно на 8-12 энергоблоков суммарно, то с Украиной и Турцией не все так прозрачно.

Россия и Украина в течение всего 2009 года несколько раз анонсировали подписание пакета соглашений в ядерной сфере, которое так и не произошло и теперь отложено до подведения итогов президентских выборов. Тендер на строительство АЭС в Турции, где единственным участником является российско-турецкий консорциум, также почти весь год все близился к завершению, но в результате был местными властями отменен.

Перспектива получения новых контрактов во многом будет зависеть также от того, насколько удачным для "Росатома" окажется будущий год с точки зрения ввода новых мощностей за рубежом. Весной 2010 года предстоит запустить АЭС "Бушер" в Иране, затем планируется физпуск первого блока АЭС "Куданкулам" в Индии. Если завершение иранской стройки - принципиальный для атомщиков момент во многом в силу своей политической составляющей, то удачный финал индийского проекта является также залогом развития долгосрочных связей с этой страной.

Атомэнергопром оказался лишним

Еще один аспект, несущий в себе значительные риски для отрасли - вектор продолжения реформы, полагают эксперты. Последние 2 года гражданские ядерные предприятия постепенно вливались в ОАО "Атомэнергопром", но с середины 2009 года парадигма преобразований изменилась: очевидной проблемой стала избыточность корпоративных надстроек, и с 1 января в "Атомэнергопроме" готовятся к большим сокращениям персонала с замыканием дублировавшихся функций в "Росатоме".

В то же время в рамках формирования отраслевых дивизионов по видам бизнеса будет создана единая Топливная компания, куда помимо производителя ядерного топлива - ОАО "ТВЭЛ" - войдут также обогатительные комбинаты и предприятия, занятые в производстве центрифуг для обогащения урана. Правда, пока нет ясности с судьбой госэкспортера ядерных материалов ОАО "Техснабэкспорт" (на мировом рынке работает под брендом Tenex). В "Росатоме" уверяют, что вне зависимости от финальной структуры топливного дивизиона Tenex останется держателем экспортных контрактов и сохранит свой бренд.

В настоящее время уже сформирован машиностроительный дивизион на базе компании "Атомэнергомаш". Урановый холдинг "Атомредметзолото" не только консолидировал все активы "Росатома", но и начал широкую экспансию за рубежом. Так, АРМЗ в конце года закрыл сделку с Uranium One по обмену активами, а в начале будущего года рассчитывает поглотить Khan Resources (имеет лицензию на разработку месторождения в Монголии).

Впереди реформа в сфере инжиниринга, где в настоящее время помимо ЗАО "Атомстройэкспорт", которое строит АЭС в основном за рубежом, работают также три "Атомэнергопроекта" (московский, петербургский и нижегородский).

Пасьянсы "ядерного ренессанса"

Атомной отрасли России для успешной конкурентной борьбы необходимо сохранить масштабность развития, убежден А.Черкасенко. "Нужна четкая, выдержанная программа господдержки в условиях кризиса. Без такого выбора мы не сумеем перейти в обозначенные сроки на новую технологическую платформу и получить конкурентные преимущества на мировых рынках", - считает эксперт.

Кроме того, работа в условиях глобального рынка требуют большей прозрачности. "Сегодня отрасль из закрытой становится открытой. Этот переход и будет составлять самый большой риск. Он потребует кардинальной реформы на уровне каждого предприятия. А это - изменения мировоззрения людей, работающих в отрасли", - подчеркнул А.Черкасенко.

"На западных рынках в центре внимания в следующем году будет детальная проработка договоренностей с Индией, а в Европе - тендер на строительство АЭС в Чехии и многострадальная Болгария", - считает С.Кондратьев. По его мнению, любые возможные проблемы "Росатома" в части продвижения на рынке Восточной Европы носят чисто политический характер.

"С одной стороны в Европе атомщикам в 2009 году удалось вернуть рынок поставок топлива для реакторов, построенных по российским проектам. Но возникают какие-то пробуксовки со строительством новых АЭС. К тому же имидж России в странах Восточной Европы во многом достаточно негативный. Эти страны боятся попасть под влияние России", - отметил эксперт.

"Кризис - это перерыв между этапами роста. К следующему этапу мы должны подойти в отличной спортивной форме", - говорил еще в начале года С.Кириенко. Но ядерный рынок - это во многом политика, а не экономика, и наличие денег и господдержки само по себе не является залогом успеха. Так что, в конечном счете, судя по всему, многое будет зависеть от того, удастся ли руководству "Росатома" сложить в свою пользу политический пасьянс "ядерного ренессанса".

Новости по теме

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });